Зилоты (XIV век)

Зило́ты (от греч. ζηλωτής, букв. «ревнитель, приверженец») — анти-аристократическая политическая группировка в Фессалониках (ныне Греция), поддерживаемая городской толпой. В 1342 году возглавили движение за автономию Фессалоник и захватили власть в городе, одновременно противостоя как Константинополю, так и окружившим город сербским войскам Стефана Душана. В течение 1347—1348 гг. все греческие земли охватила чума[1]. В 1349 года зилоты всё-таки решили сдаться соплеменнику императору Иоанну VI Кантакузину и его турецким наёмникам. К этому решению их склонили Патриарх Константинопольский и особенно афонскиe монахи-исихасты. Итоговыми победителями противостояния стали многочисленные тюркские племена, наводнившие Фракию и Македонию, которые, осознав свою мощь, захватили город в 1387 году.

Зилотская Фессалоника (отмечена как часть Византии, на побережье к юго-востоку от центра) в окружении земель Сербо-греческого царства Стефана Душана (около 1348 г.)

Предпосылки

С конца XIII века в Византии начинается период упадка. К 1340 году практически все азиатские владения империя захватили турки, а европейские города заполнили беженцы из Малой Азии. Гражданская война 1341—1347 гг., в которoй участвовали практически все слои населения, привели к обнищанию империи, страдания широких масс сельского населения и горожан стали почти невыносимыми. Как в городах, так и в деревнях почти все блага были сосредоточены в руках узкого круга аристократии, против которого и был направлен гнев обнищавших масс. Лидером аристократии в то время был Иоанн VI Кантакузин, не стеснявшийся пользоваться услугами турецких наёмников, поскольку своей армии у Византии уже не было, а в качестве оплаты туркам на разграбление отдавались побеждённые греческие деревни.

Хаосу гражданской войны и рейдам турецких наёмников многие греческие архонты западной части Византии предпочли сербскую власть. Многие византийские города Македонии и Фессалии открывали ворота перед приближающейся сербской армией. В результате всего за пару лет 3/4 территории империи без единой битвы захватил сербский правитель Стефан Душан, создавший Сербско-греческое царство. В первой трети ХIV века города европейской Византии (Салоники, Димотика, Адрианополь и Константинополь) по-видимому были всё ещё достаточно многолюдными, поскольку движение зилотов опиралось на многочисленные и довольно активные толпы мещан и городской бедноты. Но гордость фессалоникийских греков всё же не позволила им сдаться сербам. После длительных переговоров город снова признал власть Константинополя.

Последствия

Несмотря на восстановление формального общевизантийского правления, отношения между разделёнными Салониками и Константинополем оставались проблемными, а местная аристократия Салоник по-прежнему стремилась сохранить свои обширные привилегии, которые, по мнению современных учёных, сводились к фактической автономии города. Ослабление центральной власти и центробежные тенденции были характерны для Византии предшествовавшего столетия. В Салониках стремление к независимости от имперской столицы времён зилотов усилилось во время правления Мануила II в эпоху первой османской осады 1382—1387 гг.

Несмотря на смерть Душана в 1355 году, греки Салоник были уже не в силах вернуть некогда подконтрольные городу территории Македонии и соединить их с Фракией в единый массив. Город так и остался византийским эксклавом среди сербских княжеств наследников Душана. В 1360-х годах и остатки византийской Фракии, и остатки Сербского царства покоряют турки-османы, захватившие Фессалоники в 1387 году[2].

Ссылки


Примечания

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.