За всё заплачено

«За всё заплачено» — советский трёхсерийный художественный телефильм 1988 года, снятый режиссёром Алексеем Салтыковым по мотивам одноимённой документальной повести А. Смирнова.

За всё заплачено
Жанр драма
Режиссёр Алексей Салтыков
Продюсер Наталья Стрельникова
Автор
сценария
Александр Проханов
Алексей Салтыков
В главных
ролях
Владимир Литвинов
Ирина Сенотова
Оператор Александр Рябов
Композитор Игорь Назарук
Кинокомпания ТО «Экран»
Длительность 230 мин.
Страна  СССР
Язык русский
Год 1988
IMDb ID 0175344

Один из первых фильмов, показавших войну СССР в Афганистане. В этом фильме впервые с экрана прозвучала песня «Кукушка» («Часто снится мне мой дом родной…»).

Сюжет

Афганистан.

Фильм начинается с вида на афганские горы. Экипаж БМП-2 из 8 человек останавливается на пригорке. Солдаты мысленно уже готовится к отправке домой. Кто-то мечтает «нормально поесть, мол, надоело на сухпайке сидеть», а кто-то собирается поступать в театральный. Тем временем вовсю идёт вывод войск из Афганистана. Экипажу во главе с прапорщиком Семёновым получена задача прикрывать колонну.

Колонну из грузовых машин, в большинстве своём — бензовозов, начинают обстреливать афганские «душманы» из гранатомётов, автоматов и снайперских винтовок. Два бензовоза, ехавшие одними из первых, загораются и перекрывают путь остальным машинам, ехавшим сзади. Экипаж Семёнова подъезжает в самое пекло обстрела и под свистом пуль достаёт раненого водителя бензовоза, а сами́ горящие бензовозы таранят БМП и сталкивают в ущелье.

Путь освобождается и машины начинают снова двигаться вперёд, а солдаты прикрывают их, паля из автоматов по «душманским» позициям. Во время погрузки раненого водителя в проезжающий мимо КамАЗ, ранение в ногу получает Алесь.

Тем временем обстрел продолжается, и, не успев оправиться, экипаж БМП направляется в другой квадрат, где снова горят подбитые бензовозы. Освободив путь, БМП отъезжает в сторону, пропуская колонну, но тут же рядом с ним происходит взрыв, и оглушённые солдаты вылезают из подбитой боевой машины. Погибает самый молодой — Коля Котёночкин, так и не успевший дописать письмо жене.

СССР. Сибирь.

Заснежённый аэропорт. Военнослужащие и сидящая в УАЗе жена погибшего Котёночкина, встречают «груз 200». Тем временем в самолёте воины-афганцы замечают странных пассажиров, которые курят и пристают к женщине, но поначалу не придают этому особого значения.

Николая Котёночкина хоронят на городском кладбище, детский оркестр исполняет песню «Кукушка». Убитая горем жена Котёночкина Валя уходит от места захоронения на дорогу, и там уже знакомые бандиты из самолёта предлагают её подвезти. Валя садится и уезжает с похорон с новыми знакомыми.

«Боцман» указывает на газораспределительную станцию. Военнослужащий ему говорит, что поставили трубу, а газа нет, и снова будет замерзать город. Тут же Боцман кивает на «столбик», который ставят на могилу Котёночкина. «Такой столбик и год не простоит! Памятник, что ли, нельзя поставить?» — говорит Боцман. Переглянувшись, воины-афганцы решают, что можно и городу помочь, протянув газопровод, и поставить памятник погибшему сослуживцу. Поговорив с начальником строительства газопровода, «дембеля» садятся в вертолёт, который их «выбрасывает» в пустынной тайге. Начальник строительства говорит, что это пустая затея и что протянуть 20 километров газопровода за 2 месяца не реально.

На месте их встречает неприветливый Павел Храмов, который всячески пытается «выдавить» прибывших «афганцев», не предоставив им ни технику, ни инструменты. Воины-афганцы уже не рады, что приехали на стройку, и у некоторых закрадываются мысли уехать. Переночевав, один из них отправляется на станцию, мимо которой они пролетали на вертолёте и где заметили много бесхозной техники. А Храмов тем временем приносит Семёнову бутылку водки, но Семёнов разбивает бутылку о гусеницу раскуроченного бульдозера, демонстрируя тем самым жёсткую дисциплину в своей бригаде.

Бригада Семёнова выходит на работу с топорами и начинает рубить деревья «голыми руками», не обращая внимание на глумление и смех других строителей из бригады Храмова. В дальнейшем бригада Семёнова подвергается упрёкам в том, что они срывают все планы и сроки и медленно расчищают трассу, невзирая на то, что у бригады Семёнова нет техники и должных инструментов. Позже ушедший на разведку Алесь даёт телеграмму Семёнову об обнаруженной технике на станции, и довольный Семёнов с бригадой отправляются прямо туда.

Журналистка Лиля ходит по станции и просит подвезти её на трассу; ей нужно написать статью о завершающемся строительстве газопровода к новому году. На неё нападают уже не безызвестные местные бандиты и заливают в горло спирт. Лиля, захлёбываясь, пытается вырваться из рук бандитов. На помощь ей приходит Алесь и поначалу отбивает её у бандитов. Но бандиты, пользуясь большинством, избивают Алеся. Бригада Семёнова приезжает на станцию и едва успевает спасти избитого Алеся, которого местные бандиты чуть было не бросили в железнодорожную цистерну. Воины-афганцы избивают бандитов, не догнав лишь главаря «Марадону», который уезжает на локомотиве. Далее бригада Семёнова заводит и прогревает технику и уезжает обратно на трассу. Остаётся лишь Алесь, который хочет достать завалявшийся роторный.

Приехав на трассу Семёнов обнаруживает, что люди из бригады Храмова, сильно выпившие, дерутся и дебоширят. Разгневанный Семёнов кричит: «Прекратить!» Водителю водовозки, в которой на самом деле спирт, выбивают зубы, и он стремительно уезжает, цепляя и прорывая газовую трубу. Рискуя жизнью, Семёнов ползёт по грязи и закрывает кран на трубе, при этом угорев газом, но остаётся жив. Приехавший на место ЧП Снегирев под влиянием Храмова обвиняет в прорыве Семёнова и его бригаду.

На утро Семёнов видит очередь из строителей с вёдрами и бидонами, снова недоумевает и допрашивает Храмова, откуда и кто привозит на трассу спирт, тем самым спаивая людей. Воины-афганцы, не дав поживиться спиртом, силой заталкивают людей на погрузку в кузов самосвала и отправляют на работу. Храмов зол на Семёнова и грозит ему бандитом Марадоной.

Тем временем на станции бандит «Дуся» жалуется Марадоне, что больше не повезёт спирт на 209-й километр, и вручает ему коробку, полную денег. Банду замечает оставшийся на станции Алесь, и на этот раз жестоко расправляется с бандитами, вдобавок сжигая автомобиль бандитов.

Тем временем бригада начинает вовсю чистить трассу, имея на руках угнанные со станции экскаваторы, бульдозеры и другую технику, да так, что и Давыдов, и Малыгин удивляются трудолюбию и напористости бывших воинов-афганцев. Останавливает чистку трассы мерзлота, которую ковшом экскаватора невозможно «взять». Спустя время Боцман и Чингиз находят сейф и пытаются открыть его кувалдой и ножами бульдозеров, но им это не удаётся. Взрывник и друг Храмова, узнав о сейфе, предположив, что там драгоценности или золото, предлагает помощь в подрыве сейфа. Но Боцман ставит условие: «Взорвёте наш участок — взорвёте сейф». Взрывник соглашается, взрывает недоступную ранее мерзлоту и также взрывает сейф, из которого вылетают письма бывших зэков: оказывается, на этом месте был лагерь. Бригада Семёнова отказывается дальше рыть трассу, объясняя это тем, что не хотят «идти по костям», и предлагает идти в обход.

Строительство трассы идёт к завершению, уставший Семёнов собирается ехать в город за деньгами, но вдруг случается неожиданное происшествие — выпивший Храмов пытается остановить вращающийся по кругу из-за застопорившегося рычага бульдозер, подбегает к нему с криками: «Ну-ка, стой!» — и гибнет под гусеницами неуправляемой тяжёлой машины. Малыгин отправляет Семёнова в город, чтобы он не фигурировал на месте происшествия, зная о раздорах Семёнова с Храмовым.

Боцман отправляется с Семёновым в город, в бухгалтерию, но не дойдя к бухгалтерии, остаётся в дискотеке и приглашает Лилю, объясняя тем, что трассу они сдали.

Тем временем Семёнов «воюет» в бухгалтерии, где ему отказывают в выплате зарплаты, объясняя это тем, что они нарушили требования объекта и не согласовали это, хотя должны были это сделать за два месяца. Семёнов объясняет бухгалтеру, что все работы и так сделаны за два месяца, в короткие сроки. Но ему отказывают в выплате, и Семёнов, в гневе швыряя свой дипломат на лестницу, уходит.

На дискотеке, заметив банду Марадоны, Боцман начинает выяснять отношения, называя Марадону бандитом. Банда окружает Боцмана, завязывается драка. Разобравшись в драке с бандитской бандой, Боцман подходит к Марадоне, но притаившийся бандит Дуся исподтишка вонзает нож в спину Боцмана, на глазах у подошедшего к дискотеке Семёнова. Побежав за бандитами, Семёнов получает удар по голове и падает без сознания. Прибывшие сотрудники милиции задерживают банду, а Семёнов и Боцман оказываются в городской больнице.

Пришедшие в больницу Малыгин и Лиля встречают там Семёнова с перевязанной головой и говорят, что Боцман на операции. Малыгин вручает Семёнову дипломат с деньгами. В разговоре Лиля проговаривается, что Семёнов заплатил за свой «героизм» — разбитой головой и смертью Боцмана.

Из больницы Семёнов направляется к могиле Коли Котёночкина. По дороге его встречает Давыдов и вручает стартовый пистолет, чтобы он открыл пуск газораспределительной станции. Семёнов нажимает на курок и торжественно открывает станцию. На могиле его встречают оставшиеся бывшие воины-афганцы. Детский хор поёт песню — «Кукушка», а Валя Котёночкина приходит на могилу и, падая в слезах, просит прощение у погибшего солдата.

Лиля и Семёнов прощаются. Лиля, предлагая Семёнову уехать и не быть вечным скитальцем, говорит: «Нельзя требовать от всех высокого». Семёнов ей отвечает: «Требовать нужно ото всех, иначе не стоять земле» — и уходит.

Семёнов смотрит на хмурых солдат и начинает улыбаться, после этого и у ребят на лицах появляются улыбки. Бригада Семёнова уходит, выполнив свою задачу.

В ролях

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.