Заблудшие (фильм, 1970)

«Заблудшие» («Белый корабль») (эст. Valge laev) — советский фильм 1970 года снятый на студии «Таллинфильм» режиссёром Калью Комиссаровым.

  • Не следует путать с фильмом СССР 1966 года «Заблудший»
Заблудшие
Белый корабль
Valge laev
Жанр социально-психологическая молодежная драма
Режиссёр Калью Комиссаров
Автор
сценария
Владимир Вайншток, Павел Финн
Оператор Юри Гаршнек
Композитор Эйно Тамберг
Кинокомпания Таллинфильм
Длительность 83 мин
Страна  СССР
Язык эстонский
Год 1970
IMDb ID 0447515

Сюжет

Студенческая компания молодых эстонских националистов слушая «западные радиоголоса» попадает под влияние идеолога эстонской эмиграции радиоведущего Рудольфа Тальгре, во время войны сотрудничавшего с нацистами и гордящегося этим, и теперь обосновавшегося в Швеции. Однако, один из друзей начинает сомневается в правоте «голоса», что приводит к ссоре между друзьями… Пройдя через предательство и убийство, двоим из бывших друзей — Юхану и Линде — всё-таки удастся попасть в вожделенную Швецию, где они на деле узнают цену слов своего идеологического наставника.

В ролях

Фильм дублирован на киностудии «Союзмультфильм», режиссер дубляжа: Георгий Калитиевский. Роли дублируют: М. Погоржельский, В. Сошальский, Н. Пянтковская, В. Ферапонтов, И. Ясулович, В. Подвиг, Г. Крашенинников, А. Карапетян, Ф. Яворский, Ю. Саранцев

Критика

Дебютный, один из всего трёх фильмов режиссёра Калью Комиссарова — наиболее значительная его работа:

В 24 года он снял очень незаурядную картину «Белый корабль» — историю парней, которым душно и тесно в советской действительности, и они бегут в Швецию, но и там неприкаянным не найти душевного покоя. («Белый корабль» — это символический образ эстонской мифологии: когда-нибудь придет белый корабль и унесет нас к счастью.) Любопытно, что совсем недавно, в 2017 году, в Эстонии вышел фильм «Герои» — почти на ту же тему, но решенный в трагифарсовом ключе. Вот уж в самом деле: первый раз как трагедия, второй раз как фарс!

критик Борис Тух, 2017 год[1]

Мне Комиссаров больше всего запомнился своим ранним фильмом «Белый корабль» о мальчишках, которые решили сбежать в Швецию. Это был гимн отечеству, родине, фильм о невозможности ее покинуть и гибельности любых подобных попыток. При всей наивности сюжета и концепции сделан фильм изумительно, и играл Комиссаров великолепно. Таким молодым, не побоюсь этого слова, комсомольским задором были проникнуты тогдашние его работы!

эстонская писательница Елена Скульская, газета «Postimees», 2017 год[2]

В начале 70-х идеологическая тема вызвала подозрения руководства, и фильм только через год выпустили на всесоюзный экран, сменив название с «Белый корабль» на «Заблудшие».[3]

В 1975 году в статье журнала «Искусство кино» с критическим обсуждением эстонского кино был помещён спор И. Жуковец и Т. Мерисалу о фильме:[4]

Т. Мерисалу: Идеологически острую тематику этого плана пытались затронуть только «Заблудшие». Намерение — превосходное: сделать фильм о тех, кто колеблется, не обрел еще прочной идейной почвы. Но в воплощении темы, на мой взгляд, многое оказалось искусственным деформированным: исключительное изображено как основное, а главное коренное вовсе отсутствует.

И. Жуковец: К фильму «Заблудшие» я не отношусь так нетерпимо, как Мерисалу. Думаю, что Комиссаров достаточно убедительно изобразил эстонскую эмиграцию в Швеции.

Т. Мерисалу: Нет, и эмиграцию он, по-моему, показал с налётом дурных штампов.

И. Жуковец: Не могу согласиться. Но согласен с тем, что эстонское кино не принимает во внимание специфику жизни в республике. В частности — настроения молодежи, ее проблемы.

В 2008 году киновед Сергей Кудрявцев в своём «Живом Журнале» дал фильму оценку 6,5 из 10:

Есть своя правда и в том, что молодые диссиденты из Эстонии однажды решаются на побег через Балтийское море в Швецию. Хотя предшествующие этому криминальные разборки между согласными и сомневающимися среди них, как и непременный мотив не только предательской сущности своеобразного «проповедника» Рудольфа Тальгре, которого они постоянно слушали по «вражескому радио», но и преступного прошлого этого бывшего гестаповца — конечно, это явный политический перебор. Авторы сценария хотели во что бы то ни стало расставить все точки над латинской буквой I. А вот молодой эстонский режиссер с помощью отличного оператора Юри Гаршнека придал повествованию более метафорический, иносказательный характер.

Видения белого корабля как исчезающего символа покинутой родины, преследующие героев ретроспекции той трагической сцены на хуторе, когда у кого-то не выдержали нервы и мгновенное раздражение привело к убийству, да и вообще чуть взвинченная кинематографическая манера всей картины в целом — это, с одной стороны, выделило ее среди кинопродукции тех лет, тем более посвященной важной идеологической теме.

киновед Сергей Кудрявцев, 2008 год[3][5][6]

Примечания

  1. Борис Тух - Памяти Калью Комиссарова // «Петербургский театральный журнал», 7 марта 2017
  2. Николай Караев - Памяти Калью Комиссарова: «Он жил и творил не по лжи» // Postimees, 2017
  3. Сергей Валентинович Кудрявцев - 3500: А-М - М., 2008 - 687 с. - стр. 391
  4. Искусство кино, № 5, 1975
  5. Сергей Кудрявцев - Своё кино - Дубль-Д, 1998 - 492 с.
  6. Заблудшие, «Живой Журнал» Сергея Кудрявцева, 28 июля 2007

Литература

  • Заблудшие // Сергей Кудрявцев — Своё кино — Дубль-Д, 1998—492 с.
  • Заблудшие // Сергей Землянухин, Мирослава Сегида — Домашняя синематека: отечественное кино 1918—1996 — «Дубль-Д», 1996—520 с. — стр. 151
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.