Диренфурт, Вальдемар
Вальдемар Диренфурт (нем. Waldemar Dyhrenfurth; 11 сентября 1849, Хермсдорф-ан-дер-Кацбах — 10 мая 1899, Вроцлав) — немецкий юрист и литератор, создатель образа Бонифациуса Кизеветтера.
Вальдемар Диренфурт | |
---|---|
Дата рождения | 11 сентября 1849 |
Место рождения | |
Дата смерти | 10 мая 1899 (49 лет) |
Место смерти | |
Род деятельности | писатель, переводчик, прокурор, поэт-адвокат |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Сын помещика. Среди предков — немцы и евреи.
С 1868 года изучал право в Силезском университете им. Фридриха Вильгельма. Член студенческих корпораций «Боруссия Бреслау», «Лузация Бреслау», получил пивное прозвище «Blondel». Участвовал в 18 поединках на шпагах.
В 1870—1871 годах участвовал во франко-прусской войне.
Служил судьей, затем прокурором в Щецине и городах Силезии (Beuthen, Gleiwitz, Liegnitz,Breslau). Рано выйдя на пенсию из-за болезней (1897), произвел ряд эксцентрических действий: выпустил визитные карточки, именуя себя «прокурором anno Domini и диабетики», и объявил о своей смерти через похоронные извещения, которые он напечатал задолго до ухода («Покидая так называемую жизнь, я сердечно приветствую всех друзей и знакомых! С просьбой сохранить как хороший сувенир память о почтительном и преданном Вальдемаре Кизеветтере, называемом Бонифациус. Современник, согражданин и обладатель многих прекрасных воспоминаний»)[1].
Двоюродный дядя альпиниста Гюнтера Оскара Диренфурта.
Творчество
Вдохновляясь аурой скабрезностей, характерной для студенческой среды его времени и содержащей в своей основе пафос допущенных обществом вольностей, создал образ Бонифациуса Кизеветтера и отождествлял себя с ним как со своим альтер-эго. Утверждая, что с немецкой литературы «должны быть сняты штаны излишней щепетильности», придумал героя, студента-медика, шутника и проказника, «поросенка», сыплющего непристойными остротами и не сдерживающего себя цензурными лексическими ограничениями. Живя в Губене, раз в четыре недели обменивался со своим однокашником-собратом по корпорации Максом Мюллером почтовыми посланиями, открытая часть которых содержала стишки комического содержания о похождениях Бонифациуса, иногда сопровождавшиеся игровой моралью. Стихотворения получили хождение и приобрели успех, образ Бонифациуса «пошел в народ» и был растиражирован анонимными сочинителями.
Сложилась поэтическая форма стихов Бонифациуса Кизеветтера, она устойчива и предполагает шестистрочную историю и двустрочную псевдо-мораль. Иногда о Бонифациусе в стихах рассказывает внукам бабушка холодными зимними вечерами, как о «самой большой свинье в стране». Иногда в стихи вмешивалась злоба дня, они становились стихами на актуальную тему. Бонифаций выступает в качестве представителя истеблишмента в Германской империи на различных должностях: в качестве студента, юриста, государственного служащего и офицера. Он вращается в аристократических кругах. Баронесса или графиня Циглер часто упоминается как его сексуальный партнер. Хулиган Бонифациус во всех вариантах нарушает социальные табу, в том числе в сфере секса, гадит людям, обладающим общественным весом и ведущим себя благопристойно, но вывод, предлагаемый в стихотворении, не содержит его осуждения или одобрения его действий, а представляет собой комическую философему. Это поэзия карикатуры на общественные условности и ханжескую мораль в Германии конца XIX — начала ХХ вв.
Резонанс
Стихи были очень популярны, и не столько в простонародье, сколько у людей с университетским образованием. Они обрели свою харизму благодаря контрасту между общественной известностью действующих лиц и возмутительным, непристойным характером их предполагаемого поведения: иметь дело с фекалиями и сексуальностью — нарушаемое ими табу.
Э. М. Ремарк, по свидетельству мемуаристки Рут Мартон, придумал себе прозвище Бони и подписывал им письма друзьям и женщинам, которых любил, вдохновляясь образом Бонифациуса Кизеветтера:
"Во время нашей первой встречи за ленчем в Беверли-Хиллз я спросила, откуда взялось прозвище Бони.
До сих пор вижу хитрую усмешку в его глазах.
— От Бонифация Кизеветтера, естественно, — ответил он.
Я не имела ни малейшего представления о том, кто такой этот господин Кизеветтер, но была настолько молода, что не решилась признаться в своем невежестве. Я, конечно, тотчас позабыла это странное имя, но слово «Бонифаций» крепко запало мне в память.
Теперь-то я знаю, что Бонифаций Кизеветтер — это почти мифическая фигура, герой фольклора, «первоклассный лекарь, который охотно сыпал непристойностями».
Как я узнала потом, как-то раз еще в двадцатые годы в ответ на вопрос хорошенькой брюнетки, за которой он приударил: «Как тебя зовут?», он смеясь ответил: «Бонифаций Кизеветтер». Мне кажется поразительным, что этот человек, который мог быть до бестактности прямым и употреблять в речи грубые словечки, в моем присутствии ни разу не произнес непристойности.
Свои письма и записки, адресованные мне, он подписывал «Бони» или «Твой старый папа»"[3].
Тексты анекдотического содержания, добавленные к оригинальным стихам Диренфурта, как стихи народных песен, сохраняют популярность в непубличных аудиториях, среди солдат, рабочих, водителей и др.
В 1968 году был создан немецко-итальянский эротический фильм с заглавным персонажем Бонифациусом Кизеветтером о визитах в бордель студента-медика из Бонна.
Примечания
- Rössler К. Waldemar Dyhrenfurth // Deutsche Corps-Zeitung 1/1960, S.12
- Dyhrenfurth, W. Essays von Michel de Montaigne. — Breslau, Eduard Trewendt, 1896 und Neue Folge, 1898
- Мартон Р. «Э.M. Ремарк: "Береги себя, мой ангел"» ("Мой друг Бони"). - http://www.em-remarque.ru/library/beregi-sebya-moy-angel3.html
Литература
- Bonifazius Kiesewetter. Ein heroisches Leben Schnurren, Schwänke, Anekdoten. Berichtet von Wolfgang Kraus. 1. Ausgabe im Magazinformat, Berlin 1951
- Bonifazius Kiesewetter. Ein heroisches Leben. Berichtet von Wolfgang Kraus. Die Bank der Spötter. Band 2, 2. und 3. gering erweiterte Ausgabe im Taschenbuchformat, Berlin 1954 und 1955.
- Rudolf Neugebauer. Bonifazius Kiesewetter. Provokation und Gesellschaftskritik im poetischen Werk des Waldemar Dyhrenfurth. В.1-2. 2000, 2002.
- Rudolf Neugebauer. Bonifazius Kiesewetter // Corpsstudentisches zwischen Gestern und Heute. Edition Piccolo, Hannover 2005. S.78-85