Дауркин, Николай Иванович

Никола́й Иванович Дауркин, при рождении Тангитан (1734 — после 1795) — российский путешественник, по происхождению его отец был коряк, а мать — чукчанка. Участник нескольких экспедиций на Чукотку. Именем Дауркина назван полуостров на Чукотке. Во время своего посещения в 1764—1765 годах посетил поселение Кынговей. В ходе экспедиция Биллингса-Сарычева, летом 1791 года совместно с Иваном Кобелевым высадился на западном берегу полуострова Сьюард (Аляска).

Николай Иванович Дауркин
Дата рождения 1734(1734)
Место рождения
Дата смерти 1795(1795)
Научная сфера географ
Известен как путешественник

Биография

Во время похода 1747 года майора Дмитрия Павлуцкого на Чукотку в плен была взята семья абориген: отец, мать и их десятилетний сын Тангитан. Отец, коряк по имени Омшат, сумел бежать из плена. Мать, родственница главного чукотского тойона Тентиона, была «по распросам на огне зжена и убита». Мальчика Тангитана Дмитрий Павлуцкий отправил в Анадырский острог. Тангитан обжился среди русских, после чего его послали в Якутск к жене Павлуцкого — Анне Филипповне. Там маленького Тангитана крестили, и по своему крестному — якутскому подьячему, Ивану Андреевичу Борисову-Дауркину — он и получил свою русскую фамилию.

На русской службе

Карта Дауркина (Кынговей изображён справа)

В 1763 году Дауркин бежал из русского лагеря «в чукоцкие жилища в нощное время», затем вернулся к русским. Начальником Анадырской партии Плениснером Дауркин был за этот поступок наказан батогами. Тот факт, что Плениснер позже представлял побег как разведку, сделанную по его приказанию, А. С. Зуев связывает с желанием приписать себе заслуги Дауркина в исследовании и описании Чукотки[1].

В 17641765 годах побывал на Аляске. Среди всего прочего, он собрал сведения о поселении, в котором живут «бородатые люди», которые «молятся иконам». По данным, сообщённым Дауркину местными жителями, это поселение находилось на реке Хеуверен[2].

В поощрение заслуг в 1766 году Дауркину был жалован чин сибирского дворянина.

Участвовал в экспедиции 17681770 годов геодезистов Леонтьева-Лысова-Пушкарева на Медвежьи острова, служил при Морской конторе в Охотске, в 1774 году составил новую карту Чукотки, активно участвовал в заключении русско-чукотского мира и принятии чукчами русского подданства, при переговорах с чукотскими тойонами в Гижигинской крепости в 1775 и 1778 годах, до своего выхода в 1783 году в отставку служил переводчиком при Гижигинской верхней расправе. Составленная Дауркиным карта и в настоящее время имеет большую научную ценность как источник исторических сведений о коренных жителях Чукотки[3]. По оценке Г. А. Меновщикова, Дауркин первым в истории картографии Северо-Востока Азии в массовом количестве ввёл в употребление местные топонимы, сохранив тем самым неоценимый источник по истории древних поселений чукчей и эскимосов[4].

Сочинения

  • Известия о Чукотском носе // Месяцеслов исторической и географической на 1780 г. — СПб., 1779;
  • Две записки о сношениях с чукчами в 1774—1776 годах // Памятники новой русской истории. — СПб., 1873. — Т. 3.

Примечания

  1. А С. Зуев. Присоединение Чукотки к России. Новосибирск, 2009. С. 187.
  2. РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКАЯ КОМПАНИЯ
  3. Меновщиков, 1972, с. 14.
  4. Меновщиков, 1972, с. 15.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.