Гурский, Анатолий Валерьянович

Анатолий Валерьянович Гурский (1906—1967) — советский таджикский учёный-ботаник, интродуктор, естествоиспытатель, дендролог. доктор биологических наук (1951), профессор (1951). Директор Памирского ботанического сада (1940—1965), председатель Памирской базы АН Таджикской ССР (1960—1965), зав. кафедрой общей ботаники Московского лесотехнического института (1965—1967)[1][3][4].

Анатолий Валерьянович Гурский
Дата рождения 22 апреля (5 мая) 1906
Место рождения
Дата смерти 19 августа 1967(1967-08-19) (61 год)
Место смерти
Страна  СССР
Научная сфера интродукция, естествоиспытатель, дендрология биология, сельское хозяйство, растениеводство[1][2]
Место работы Кубанская, Туркменская, Пятигорская, Полярно-Альпийская опытные станции Всесоюзного института растениеводства (ВИР), Памирский ботанический сад АН Таджикской ССР, Московский лесотехнический институт[1][3][4]
Альма-матер Харьковский институт сельского хозяйства и лесоводства
Учёная степень доктор биологических наук
Учёное звание профессор
Научный руководитель Н. И. Вавилов, П. А. Баранов[5]
Ученики Юсуфбеков, Худоер Юсуфбекович
Известен как организатор Памирского ботанического сада (основан в 1940 г. по инициативе П.А. Баранова и И.А. Райковой )[4], заложил дендрологические и плодовые коллекции, создал лаборатории, гербарий и библиотеку[5]
Награды и премии

Биография

Родился 22 апреля (5 мая) 1906 года в Ахтырке Харьковской губернии Российской империи[2] в семье лесовода Валерьяна Ярославовича Гурского (1874—1934)[1][3].

После средней школы в 1926 году успешно окончил лесохозяйственный факультет Харьковского института сельского хозяйства и лесоводства. Затем ряд лет работал в Кубанской (1926—1930; 1938—1939), Туркменской (Кара-Кала) (1930—1933; 1937—1938), Пятигорской (1933—1934), Полярно-Альпийской (старший научный сотрудник, 1936—1937) опытных станциях Всесоюзного института растениеводства (ВИР). В этих учреждениях занимался лесоразведением и вопросам географии и экологии древесных пород, сбором материалов в разнообразных природных зонах страны[1][3].

В 1929 году опубликовал первую научную работу. По результатам исследований тех лет в 1939 году он защитил кандидатскую диссертацию (по теме «Корневые системы древесных растений в степях и полупустынях») в Ленинградском лесотехническом академии. А. В. Гурский был последователем Н. И. Вавилова, а в дальнейшем активным пропагандистом принципов идей его школы[1][3].

На Памир А. В. Гурский приехал в конце апреля 1940 года по приглашению профессора П. А. Баранова. Ему предстояло возглавить всю работу по организации самого высокогорного в СССР ботанического сада[4]. Организацию сада он вёл двумя путями, с одной стороны, для создания коллекции использовались представители местной флоры, а с другой — ввозились интродуценты из различных географических зон страны, а позднее и из-за границы. Его обширные научные связи значительно способствовали привлечению интродуцентов из других районов страны — из ботанических садов Ташкента, Ялты, Душанбе, Кубани и Среднеазиатской станции Всесоюзного института растениеводства, Тебердинского государственного заповедника. В первый год функционирования сада были посажены 33 вида цветочных растений, десятки сортов персика, абрикоса, земляники, многие виды древесно-кустарниковых растений[1][3].

Создание коллекции ботанического сада, уход и наблюдение за растениями требовали много сил и времени, тем не менее он находил время для экспедиционных работ — вместе с садовником Мусаятовым Шергози обнаружил осенью 1940 года в Ванчском районе большое разнообразие видов и форм дикорастущих плодовых, представляющих большую ценность для развития садоводства на Памире[1].

За короткий срок Гурский обследовал естественные заросли долин рек Ванча, Язгулема, Пянджа, Гунта, Шахдары с заходом в боковые ущелья, установил границы распространения плодовых пород, их видовой и количественный состав. Неоднократно посещал Восточный Памир[1].

Весной 1941 года по предложению А. В. Гурского развернулись работы по строительству канала «Ханев» методом народной стройки при поддержке местных советских органов, чтобы освоить территорию нового ботанического сада и увеличить его коллекции благодаря обеспечению растений поливной водой. Геодезическую съемку будущей водной артерии осуществили известный тогда специалист-гидротехник Камбар Шабдолов и сам Гурский. Работой по мобилизации населения на строительство канала, их обеспечению орудиями труда и питанием, руководил председатель Шугнанского райисполкома Мирджамолов. В строительстве канала Ханев участвовало около 600 колхозников Шугнанского района[1].

Большой вклад внёс А. В. Гурский в освоение песчаных массивов Вахана Ишкашимского района. При сложном ветровом режиме эти пески, перемещаясь, занимали опрощаемые поля, дороги[1]. Он предложил закрепить их путём закладки ветрозащитных лесных полос. Эти рекомендации осуществлялись на практике силами работников Памирского лесхоза, и в 1970 году эти леса занимали территорию более 500 гектаров[1].

В середине 50-х годов А. В. Гурский посетил Сарезское озеро, в ходе экспедиции им был собран гербарий уникальных видов растений, нивелировка Усойского завала, описана растительность осыпей по берегам Сарезского озера. Итоги этой экспедиции были изложены в работе «Зарастание Усойского завала и некоторые другие ботанические проблемы Сарезского озера»[1].

Совершая ежегодно поездки по Шахдаре, Гунту и Пянджу, А. В. Гурский предложил пути освоения каменистых горных склонов для нужд садоводства и лесоводства. Разработал рабочую схему рационального размещения и районирования сельскохозяйственных культур для западных районов Горно-Бадахшанской автономной области. Эти материалы он обобщил в книге «Земледелие и сельскохозяйственные культуры ГБАО», опубликованной в 1964 году[1].

В многочисленных экспедициях по Памиру А. В. Гурского сопровождали учёные-ботаники А. С. Королёва, В. В. Псьяукова, А. И. Толмачёв, Я. Г. Темберг, физик Ю. Л. Соколов, зоолог Попов, географ Э. М. Мурзаев и многие другие. Много он работал над привлечением местной флоры в ботанический сад, с другой стороны, из питомника ботанического сада в совхозные сады и приусадебные участки жителям Памира передавались новые для области сорта яблони, груши, абрикоса, сливы, персика, смородины, вишни, черешни и других культур[к. 1][1].

В ботаническом саду при непосредственном участии и под руководством А. В. Гурского прошли испытание десятки тысяч видов и сортов растений. Производству было передано 35 сортов яблони, 20 — абрикоса, 8 — груши, 15 — персика, 20 — винограда, 12 — смородины, 15 вишни и черешни, 10 — сливы, 12 — картофеля. В этом ему оказывали повседневную помощь Шергози Мусаятов, Л. Ф. Остапович, Х. Ю. Юсуфбеков, О. Е. Агаханянц, М. Л. Запрягаев, Мамадраимбек Шакармамадов, Давлатмамад Отамбеков, Давлат Носиралиев, Шонавруз Фазлоншоев, Мамадрасул Шамиров, Ямин Замиров и другие[1].

В 1960 году на Памире была организована Памирская база АН Таджикской ССР, первым председателем которой был назначен А. В. Гурский (1960—1965), оставаясь одновременно директором Памирского ботанического сада[1].

В 1965 году А. В. Гурский по состоянию здоровья уехал с Памира, последние годы жизни стал работать заведующим кафедрой общей ботаники Московского лесотехнического института (1965—1967)[1].

Анатолий Валерьянович Гурский скончался 19 августа 1967 года на 62-м году жизни. Похоронен на Введенском кладбище (20 уч.)[1][2][3][4].

Участие в союзных и международных экспедициях

Интересные факты

  • В биологической науке он оставил глубокий след — многолетние наблюдения позволили ему получить много интересных данных о влиянии горных условий на растения, он установил, что у древесных растений рост происходит не только в одной вершинной почке, но и в боковых, что приводит к образованию многоствольных деревьев. Растения в течение одного вегетационного периода образуют не один, а несколько последовательных побегов, что приводит к ускорению роста и развитию растений в горах. Образование генеративных органов в горах проходит интенсивнее, чем на равнине. Он показал, что высота 2000—2500 м над уровнем моря является наиболее оптимальной зоной для роста и цветения многих видов плодовых и овощных растений. Этому способствовало удачное сочетание температуры и радиационного режима в горах[1].
  • Совместно с физиком Ю. Л. Соколовым А. В. Гурский много сил и времени отдал изучению влияния естественной ультрафиолетовой радиации на ростовые и формативные процессы у растений. Его работы в этой области значительно обогатили науку о характере реакций растений на высокую инсоляцию, наблюдаемую в условиях высокогорий. На разных высотах Памира они при измерении обнаружили высокий приход общей радиации, богатой ультрафиолетовыми лучами. Они открыли наличие явления фотореактивации у высших растений, сущность которого заключается в том, что губительное действие коротковолновой радиации снимается воздействием длинноволновых лучей[1].

Общественная деятельность

Награды и звания

Его плодотворная работа отмечена:

Память

  • Памирский ботанический сад носит имя своего организатора А. В. Гурского (c 1968)[к. 2][1][3].
  • В музее «Природа Памира», созданном при Памирском биологическом институте (с 1992 г. им. академика Х. Ю. Юсуфбекова), А. В. Гурскому поставлен бюст:

«Но лучшей наградой и памятником ему служит уникальный самый высокогорный Памирский ботанический сад, который создавался под его руководством и при его непосредственном участии»

Сочинения

Литература

«Передо мной отчет Памирской биологической станции за первое полугодие 1940 г. В штате 12 сотрудников и одна вакансия <…> в штат был зачислен А. В. Гурский. Это знаменательный факт, начало Памирского ботанического сада, основанного по инициативе П. А. Баранова и И. А. Райковой. Анатолий Валерьянович Гурский был его главным создателем и директором в течение 25 лет».

«Парадом командовал Гурский. Ему принадлежала идея. К тому же он был нашим директором да еще и профессором. Техническое оснащение экспедиции возложили на Запрягаева. <…> Анатолий Валерьянович Гурский к тому времени разменивал свой пятнадцатый памирский год, Михаил Леонидович Запрягаев — четвертый, а я — только первый (1954 г.), <…> А событиям предшествовали споры, и весьма жаркие. На Памирской биологической станции обсуждалась идея Гурского. Кирилл Владимирович Станюкович — директор станции и тоже профессор — назвал всю затею авантюрой. <…> Идея зародилась на Западном Памире и теперь вместе с сотрудниками Памирского ботанического сада была импортирована его директором на Памирское нагорье. <…> Полемика закончилась неожиданно: — Кирилл Владимирович, дадите вы нам мешковину или нет? — спросил Гурский. Станюкович молча посмотрел на него, ушел на склад, вернулся с рулоном мешковины и буркнул с высоты своего роста: — Берите! Это лучше, чем потом тратиться на венки… <…> Запрягаев, получив мешковину, оклеил ею дно фанерной плоскодонки, просмолил несколько раз, и на том сборы в путь к Сарезскому озеру окончились. Плоскодонка нужна была для того, чтобы реализовать идею Гурского о сплаве на озеро по реке Мургаб. Именно этот способ достижения цели и вызвал споры. Сказать, что сплавляться по бурным рекам на Памире — необычный способ передвижения, — значит ничего не сказать. Насколько нам было известно, тогда еще ни одна экспедиция не рисковала пуститься в такое плавание».

«По предложению Н. И. Вавилова директором Памирского ботанического сада был назначен один из его соратников, известный ботаник и дендролог профессор Анатолий Валерианович Гурский, талантливый ученый и прекрасный организатор. А. В. Гурскому за короткий срок удалось создать творческий коллектив молодых ученых, включавший ботаников, генетиков, селекционеров, агрономов. Научно-исследовательская работа сотрудников ботанического сада велась в трех направлениях: 1) геоботаническое изучение и картирование флоры Западного Памира (руководитель к.б.н. О. Е. Агаханянц); 2) изыскание земель, малопригодных для возделывания сельскохозяйственных культур для использования их в кормопроизводстве путем создания постоянных люцерников (руководитель к. с.-х. н. X. Юсуфбеков); 3) селекция картофеля — культуры, ранее не известной в регионе, которая помогла выжить местному населению в тяжелые военные годы. Возглавляла работу селекционер P. Л. Перлова, продолжила исследования Л. Ф. Остапович. <…> Значительный вклад в изучение флоры Памира внес главный дендролог М. Л. Запрягаев, <…> Он занимался их размещением в ботаническом саду и рассылкой многих тысяч посылок с семенами, луковицами и другим посадочным материалом с целью обмена с отечественными и зарубежными ботаническими садами».

Примечания

Комментарии

  1. Его связывала настоящая дружба с местными садоводом Хуромоном Ошурмамадовым из Рошткалы и с директором Памирского лесхоза Гульамадшо Сарадбековым. Выявленные в результате интродукции лучшие сорта плодовых, ягодных и декоративных культур передавались именно этим садоводам.
  2. Одним из первых инициаторов присвоения имени ученого Памирскому ботаническому саду был Х. Ю. Юсуфбеков.

Источники

  1. Юсуфбеков X. Ю. Анатолий Валерьянович Гурский: (к 80-летию со дня рождения) // Изв. АН ТаджССР. Отд-ние биол. наук. — Душанбе, 1987. № 1 (106). С. 94—96.
  2. Гурский Анатолий Валерьянович Gursky Anatoly Valerianovic (недоступная ссылка). Научная Сельскохозяйственная Библиотека Nshb.ru. Дата обращения: 13 января 2019. Архивировано 1 ноября 2018 года. Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова
  3. Гурский Анатолий Валерьянович (05.05.1906—19.08.1967). Полярно-альпийский ботанический сад-институт (ПАБСИ) им. Н. А. Аврорина Pabgi.ru.
  4. Хуршед Юсуфбеков. Исследование природы Памира: от энтузиазма в Российской империи к науке в СССР. VATNIKSTAN Познавательный журнал о русскоязычной цивилизации. Vatnikstan.ru (24 марта 2021). Дата обращения: 21 августа 2021.
  5. Иконников Сергей Сергеевич.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.