Громбчевский, Бронислав Людвигович

Бронислав Людвигович Громбчевский (польск. Bronisław Grąbczewski; 1855—1926) — русский путешественник польского происхождения, военный востоковед, генерал-лейтенант; занимался изучением стран и территорий Центральной Азии — Русского Туркестана, Памира, пригиндукушских княжеств — Хунза, Нагар, Северо-Западного Тибета и Кашгарии[1]. Автор военно-стратегических, военно-географических, исторических и этнографических работ. Участник «Большой игры». Астраханский губернатор. В последние годы — преподаватель военной географии и востоковедения в польских военных учебных заведениях.

Бронислав Людвигович Громбчевский
польск. Bronisław Grąbczewski

Полковник Б. Л. Громбчевский, около 1900 г.
Дата рождения 15 января 1855(1855-01-15)
Место рождения Каунатава
Тельшевский уезд Ковенской губернии
Дата смерти 27 февраля 1926(1926-02-27) (71 год)
Место смерти Варшава
Принадлежность  Российская империя
Род войск Генеральный штаб, казачьи войска
Годы службы 1873—1906
Звание генерал-лейтенант
Командовал Астраханское казачье войско
Сражения/войны Туркестанские походы. Большая игра
 Медиафайлы на Викискладе

Деятельность и геополитические взгляды Громбчевского оказали значительное влияние на выработку политики Российской империи в Центральной Азии и на Памире. Наряду с деятелями других стран является одним из основоположников таких научных дисциплин как геополитика, геостратегия и стратегическая география.

Биография

Родился 15 января 1855 года в семейном поместье в Ковенской губернии. Мать и родственники из имения переехали в Варшаву, где Громбчевский поступил в 4-ю русскую классическую гимназию. В 1873 году Громбчевский поступил вольноопределяющимся в Кексгольмский гренадерский полк, откуда был командирован в Варшавское пехотное юнкерское училище. По окончании училища в 1875 году, произведён в прапорщики и вернулся в полк.

Служба в Туркестане

В связи с формированием новых пехотных частей в Туркестане переведён на службу во вновь сформированный 14-й Туркестанский линейный батальон. Принял участие в Алайском походе под руководством М. Д. Скобелева в 1876 году и в демонстрационных действиях Главного (Самаркандского отряда) у границы с Афганистаном в 1878 году.

В 1888 году перешёл на службу по военно-народному управлению Туркестанского края — помощник начальника Исфаринского, затем Маргеланского уездов. В качестве личного секретаря находился при Российском императорском пограничном комиссаре по разграничению Ферганской области с Кашгарией (1882—1884). С апреля 1885 года — старший помощник начальника Ошского уезда; с июня 1885 года — старший чиновник особых поручений при военном губернаторе Ферганской области.

В августе—ноябре 1885 года Громбчевский с целью проверки границы с Китаем посетил пограничные районы Тянь-Шаня, совершил рекогносцировку Южной Кашгарии. В конце 1887 — начале 1888 Громбчевский прошел краткосрочную стажировку на физическом факультете Санкт-Петербургского университета (изучал основы геодезии). Действительный член ИРГО — с апреля 1888 года. После завершения теоретических занятий и практики в Пулковской обсерватории, Громбчевский обратился в Совет ИРГО с предложением организовать экспедицию в Канджут (современная Хунза).

В 1888 году осуществил экспедицию в Хунзу, на истоки реки Инд; им пройдено 2284 версты, произведена маршрутная глазомерная съёмка в пятиверстном масштабе, определены координаты нескольких географических точек, десятки высот. В этой экспедиции он наблюдал с севера вершину К2 и определил её высоту в 28 870 футов (8799 м). Громбчевский дал ей русское название — «пик Цесаревича Николая». Громбчевский был торжественно встречен правителем Хунзы Сафдар-Али-ханом, который просил передать российскому императору просьбу о принятии его в подданство России и о снабжении оружием против британцев. За экспедицию в Хунзу Громбчевский был удостоен Малой золотой медали ИРГО.

Посещение Громбчевским Хунзы было воспринято в Британской Индии как попытка России распространить своё влияние за Гиндукуш. В 1889 году британской миссии капитана Дюранда удалось добиться от Сафдар-Али-хана формального согласия подчиниться британскому контролю[2]; в декабре 1891 года состоялась британская вооруженная экспедиция в Хунзу, после серии краткосрочных боев вся территория княжества перешла под полный британский контроль к 20 декабря.

В 1888—1890 годы капитан Б. Л. Громбчевский организовал новую экспедицию за Гиндукуш в сопровождении семи казаков и нескольких джигитов-проводников. Ввиду политических осложнений в Афганистане Громбчевскому не удалось проникнуть за Гиндукуш, в страну сияпушей (Кафиристан). Экспедиция посетила Дарваз, Памиры, Раскем, верховья реки Караташ-дарьи, Южную Кашгарию (Яркенд, Хотан и Пулу (Полу, кит. 普鲁村)), Сарыкол[к. 1][1]. За труды в экспедиции получил внеочередное звание подполковника, награды от ИРГО не последовало, и вопрос о ней был отложен до обработки Громбчевским материалов экспедиции.

В 1891 году Громбчевский принимал участие в поездке туркестанского генерал-губернатора барона А. Б. Вревского на Памир, которая знаменовала начало перехода «Памиров» под русский контроль[к. 2][1]. В 1892 году он участвовал в Памирском походе полковника М. Е. Ионова[1].

В 1893 году Громбчевский назначен начальником Ошского уезда Ферганской области. В 1894 году он руководил секретным строительством стратегической колесной дороги на Памире, которая соединила Ферганскую и Алайскую долины (позднее дорога получила название Старого Памирского тракта). Построенная русскими саперными частями под руководством Громбчевского горная дорога позволяла оперативно перебрасывать пехотные, конные и, что было чрезвычайно важным, — артиллерийские части в случае угрозы вторжения британских войск в регион.

В 1895 году он был назначен младшим чиновником для особых поручений туркестанского генерал-губернатора, в 1896 — произведён в полковники.

В период службы в Туркестане имел продолжительные внебрачные отношения с киргизской красавицей по имени Фатима-Биби Алиева[3], от которой ок. 1880 г. родилась девочка, впоследствии крещеная и получившая имя Мария. После смерти женщины (ок. 1886 г.) Громбчевский передал ребенка в приют для девочек в Петербурге и продолжительное время поддерживал отношения с внебрачной дочерью (о ней он несколько раз упоминает в своих экспедиционных дневниках). Мария, которая при оформлении в приют получила имя княжна Шарафат-Мария Касымовская, впоследствии вышла замуж за поляка Дунин-Слепца (Dunin-Slepść). После революции в России эмигрировала в Польшу и после смерти Громбчевского перебралась в Италию, там была скульптором-любителем, жила в Риме, где и скончалась 29 мая 1950 года[к. 3][5][6].

Совместная жизнь с киргизской значительно способствовала развитию у Громбчевского интереса к истории и этнографии населения Ферганы, он достаточно хорошо выучил киргизский язык, освоил традиции и обыкновения местного населения. По свидетельству британского военного атташе в Петербурге майора Элиота, который лично встречался с Громбчевским в октябре 1894 г., последний в своих взглядах и в быту во многом походил на "полумусульманина"[6].

Служба на Дальнем Востоке

В период службы на Дальнем Востоке последовательно занимал должности пограничного комиссара Амурской области (1896), южно-уссурийского пограничного комиссара (май 1899), комиссара по гражданской части Квантунской области (август 1899). В период восстания ихэтуаней, не покидая штатной должности, в ноябре 1900 г. назначен военным комиссаром при мукденском цзянцзюне (генерал-губернаторе). В апреле 1903 г. произведён в генерал-майоры.

Служба в Астраханском крае

Перед новым назначением, 5 сентября 1903 года он обвенчался с дочерью иркутского купца 1-й гильдии, Верой Фёдоровной Компанейцевой (поручителями со стороны 48-летнего жениха выступили генерал-майор Вогак, тайный советник Шапиров)[7]. С 28 сентября 1903 года по 8 августа 1906 года был астраханским губернатором и наказным атаманом Астраханского казачьего войска.

На гражданской службе

8 августа 1906 году Громбчевский был произведён в генерал-лейтенанты с увольнением от службы, за болезнью, с мундиром и пенсией[8]. В 1906—1910 годах занимал должность управляющего гражданской частью КВЖД. В 1910 году он вернулся в Варшаву, где проживал до осени 1914 года, когда началась война в Европе.

Мировая война. Революция и Гражданская война в России

В начале Первой мировой войны эвакуировался в Петроград, вновь поступил на военную службу. После Февральской революции 1917 года через Одессу проехал в Анапу, где встретил приход Добровольческой армии. Во время гражданской войны был командирован главнокомандующим ВСЮР генералом Деникиным на Дальний Восток с миссией к Верховному главнокомандующему Русской армии адмиралу Колчаку. После катастрофы Восточного фронта в 1920 году вернулся в Варшаву через Японию и Лондон.

Жизнь и деятельность в Польше

Вернувшись в Польшу, работал в Государственном институте метеорологии, читал лекции по военной географии в польских военно-учебных заведениях. Труды и деятельность Громбчевского способствовали созданию польской геополитической школы и оказывают влияние на современные политические процессы.

Могила Б. Громбчевского в Варшаве

Публикации

В Польше незадолго перед смертью опубликовал несколько книг о своих путешествиях в Центральной Азии, которые большей частью написаны им по воспоминаниям, поскольку архив экспедиций остался в Советской России. В дореволюционной России издал «Отчет о командировании в Кашгар и Южную Кашгарию в 1885 году», несколько небольших заметок о результатах своих путешествий по Центральной Азии, а также несколько работ на военно-политические темы.

Дневники экспедиций 1888 и 1889—1890-х годов долгое время оставались неизданными и были опубликованы в России в 2015 году.

Скончался в Варшаве 27 февраля 1926 года.

Сочинения

  • Отчёт о командировании в Кашгар и Южную Кашгарию в 1885 году старшего чиновника особых поручений при военном губернаторе Ферганской области поручика Б. Л. Громбчевского. — Новый Маргелан, 1887.
  • Наши интересы на Памире. Военно-политический очерк. — Новый Маргелан, 1891.
  • Современное политическое положение памирских ханств и пограничной линии с Кашмиром. — Новый Маргелан, 1891.
  • Докладъ Подполковника Б. Л. Громбчевскаго, читанный въ Николаевской Академіи Генеральнаго Штаба 14 марта 1891 года, Санкт-Петербургъ. Громбчевский: Печатать разрѣшаю на правахъ рукописи. Сентября 8 дня 1891 года. Подписалъ: Военный Губернаторъ Ферганской Области, Генеральнаго Штаба Генералъ-Маіоръ Корольковъ // Русское географическое общество. Сибирский филиал / Библиотечное собрание в открытом доступе: http://www.rgo-sib.ru/rgo/27.htm
  • Kaszgaria. Kraj i ludzie. — Warsz., 1924.
  • Przez Pamiry i Hindukusz do źródeł rzeki Indus. — Warsz., 1925.
  • W pustyniach Raskemu i Tibetu. — Warsz., 1925.
  • Na służbie rosyjskiej. — Warsz., 1926.
  • Podróże po Azji Środkowej. — Warsz., 1958.
  • На службе российской : фрагменты воспоминаний / пер. с польск. М. Г. Леонов; лит. ред. пер. Е. Г. Королькова. — Москва : Науч. мир, 2016. — 262 с.
  • Путешествия по Центральной Азии / пер. с польск. Минлос С. О., Кириллова-Маскова О. К.; ред.-сост., авторы вступит. статей Басханов М. К., Чхетиани О. Г. — Санкт-Петербург : Нестор-История, 2019. — 520 с. ; ил. карта. — (Русское военное востоковедение).

Примечания

Комментарии

  1. «Бронислав Людвигович Громбчевский организовал экспедицию по изучению Памира, Гиндукуша, верховьев Индии, Канджута и Кашгарского хребта в 1888 году. Годом позже, уже будучи капитаном, Громбчевский снова отправился в путь за Гиндукуш в сопровождении семи казаков и нескольких джигитов-проводников. Экспедиция также досконально изучает Каратегин, Дарваз, Шугнан, Вахан, Памиры и прилегающие районы[1].
  2. «Так именовалась эта область в официальных Российских архивах, Памирское нагорье указывалось как «Памиры», а название „Восточный Памир“ по отношению к территории нынешней Горно-Бадахшанской автономной области употребляется условно: если взять Памирское нагорье с восточной частью с Кашгарскими горами, то Восточный Памир станет Центральным»[1].
  3. Возникают некоторые разночтения при сопоставлении данных приводимых в российских источниках и надписи на могиле предполагаемой дочери Громбчевского. Их три. Первое — на могиле указано место рождения Коканд, но дата рождения 21 августа 1887 на семь лет позже предполагаемой даты рождения в российских публикациях. Это может объясняться тем, что могильные плиты не являются надёжным источником дат рождения, особенно женщин. Второе — "Шарафат" по крайней мере в Италии произносилось как "Скарафат" (Skarafat) и это было не имя, а вторая часть составной фамилии. И третье — отчество Марии было не Брониславовна, а Александровна, что объяснимо, так как незаконнорожденным детям давали отчества по крёстному отцу[3]. Исследователь русского некрополя в Италии М. Талалай считает, что отчество "Александровна", как и фамилию Дунина-Слепесц, Мария получила по отцу Александру Дунину-Слепсцу. Это не противоречит тому, что её биологическим отцом мог быть Громбчевский. Известно, что запись внебрачных детей на неженатых друзей или сослуживцев практиковалось среди русского дворянства[4].

Источники

  1. Хуршед Юсуфбеков, 2020.
  2. История Узбекистана / [Авт.: чл.-кор. АН УзССР А. А. Семенов, акад. Ю. В. Готье, В. И. Пичета и др.] ; Под ред. чл.-кор. АН СССР заслуж. деятеля науки УзССР С. В. Бахрушина и канд. ист. наук В. Я. Непомнина и В. А. Шишкина ; Ин-т истории и археологии Акад. наук УзССР. Ин-т истории Акад. наук СССР. — Ташкент: Изд-во и тип. АН УзССР, 1950. — Т. 2: От образования государства шейбанидов до Великой Октябрьской социалистической революции. — 512 с.
  3. Maria Alexandrovna Dunin-Slepsc // Find a Grave
  4. Михаил Талалай. Российский некрополь в Италии. Москва: Старая Басманная
  5. Фамилия Дунина-Слепец
  6. Алмаз Исманов. Польский след в истории Оша: кем был “полумусульманин” Громбчевский
  7. Метрическая запись
  8. Разведчик. — 1906. — № 825. — С. 620.

Литература

  • Басханов М. К., Колесников А. А., Матвеева М. Ф. Дервиш Гиндукуша. Путевые дневники генерала Б. Л. Громбчевского. СПб., Нестор-История, 2015, — 376 с.
  • Басханов М. К., Колесников А. А., Матвеева М. Ф., Глухов А.И. Памир, Хунза и Кашгария в экспедиционных фотографиях генерала Б. Л. Громбчевского. М., ПЕЛИКАН, 2017. — 188 с. — ISBN 978-5-9500502-0-6.
  • Басханов М. К. К последнему перевалу: жизнь и странствия Бронислава Громбчевского. — В кн.: Басханов М. К., Колесников А. А., Матвеева М. Ф. Дервиш Гиндукуша. Путевые дневники генерала Б. Л. Громбчевского. СПб., Нестор-История, 2015, с. 7 — 76.
  • Рудницкий А. Ю. Этот грозный Громбчевский… Большая игра на границах империи. СПб.: Алетейя, 2013. — 248 с. — (Польско-сибирская библиотека).
  • Рудницкий А. Ю. Миссия в Канджут. Памирские экспедиции Б. Л. Громбчевского в Большой игре. // Военно-исторический журнал. — 2012. — № 10. — С.60-67.
  • Акрамов Н. М. Вопросы истории, археологии и этнографии народов Памира и Припамирья в трудах Б. Л. Громбчевского. Душанбе, Ирфон, 1974, 134 с.
  • Бокиев О. Б. Завоевание и присоединение Северного Таджикистана, Памира и Горного Бадахшана к России. — Душанбе, 1994.
  • Хопкирк П. Большая Игра против России: Азиатский синдром. — М., 2003.
  • Постников А. В. Схватка на «Крыше мира». — М., 2005.
  • Басханов М. К. Русские военные востоковеды до 1917 года. Биобиблиографический словарь. М. Восточная литература, 2005, с. 69 — 70.
  • Громбчевский, Бронислав Людвигович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
  • Baskhanov M. K. Bronislav Liudvigovich Grombchevskii (1855-1926) / Andreyev A. I., Baskhanov M. K., and Yusupova T. I. The Quest for Forbidden Lands: Nikolai Przhevalskii and his Followers on Inner Asian Tracks. — Leiden, Boston: Brill, 2018, pp. 255—310. — (Eurasian Studies Library. Volume 10).

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.