Григорий (Орологас)

Митрополи́т Григо́рий (греч. Μητροπολίτης Γρηγόριος, в миру Анаста́сиос Оролога́с, греч. Αναστάσιος Ωρολογάς, Саачоглу, тур. Saaçoğlu, греч. Σαατσόγλου; 1864, Маниса, Османская империя — 3 октября 1922, Айвалык) — епископ Константинопольской православной церкви, последний митрополит Кидониэйский.

Митрополит Григорий Кидониейский (Орологас)
Μητροπολίτης Γρηγόριος Κυδωνιών (Ωρολογάς)
Митрополит Кидониейский
22 июля 1908  30 сентября 1922
Предшественник епархия учреждена
Преемник Евгений (Вакалис)

Рождение 1864
Смерть некорректная дата (юлианский не используется после 1918-01-26)
Канонизирован в 1992
В лике священномучеников
День памяти воскресение перед Воздвижением Креста Господня
Почитается в греческом православии

Казнён в августе 1922 года турецкой армией по окончании Второй греко-турецкой войны (1919—1922)[1].

Канонизированный Элладской православной церковью[2].

Биография

Григорий родился в городе Маниса, Османская империя в 1864 году. Закончил Халкинскую семинарию в 1889 году[3].

Григорий был одним из первых проповедников, которые использовали димотику (разговорную форму греческого языка) в своих проповедях. Работа Григория в Македонии совпадает с ростом болгарско-греческого школьного, церковного, а затем и вооруженного столкновения. В драме Григорий сотрудничал с митрополитом Хризостомом (Калафатисом). В 1893—1894 году был директором гимназии Солунской Греции.

12 октября 1902 года был избран и 3 ноября в Патриаршем соборе святого Георгия на Фанаре был рукоположен в сан митрополит Струмицкого. Хиротонию совершили: митрополит Эфесский Иоаким, митрополитит Дурреский Прокопий (Лазаридис), митрополит Воденский Никодим (Андреу), митрополит Литицкий Никифор (Левантаридис) и митрополит Каллипольский Панарет (Петридис).

Находясь на этом посту, Григорий принял участие в Борьбе за Македонию. Константинос Мазаракис-Эниан, известный македономах (борец за воссоединение Македонии с Грецией), в своих мемуарах ставит его в один ряд с иерархами участниками Борьбы за Македонию, такими как Хризостом (Калафатис), Герман (Каравангелис), Иоаким (Форопулос), Стефан (Даниилидис), Ириней (Пандолеондос), Парфений Дойранский, Феодорит (Васмадзидис) и Александр Салоникский[4].

22 июля 1908 года Григорий был назначен митрополитом новой митрополии в городе Кидониес (сегодняшний турецкий Айвалык), на западном, эгейском, побережье Малой Азии. В течение первых лет пребывания в должности он поддерживал расширение образовательных и благотворительных учреждений в регионе.

Между тем Григорий был вынужден занять активную позицию против османской политики гонений на местное греческое население.

В результате его обращений к османским властям, ему удалось освободить ряд заключённых. С началом Первой мировой войны гонения на христианское, и в частности на греческое, население Малой Азии приняли массовый характер. Сам Григорий был обвинён в государственной измене.

Несмотря на то что он был признан невиновным военным трибуналом, Григорий был заключён в тюрьму в сентябре 1917 года и только после капитуляции Османской империи он был освобождён и вернулся в Айвалык[3].

Григорий предпринял инициативы по оказанию помощи местному населения в регионе где имел место Геноцид греков, который привёл к драматическому сокращению населения региона и вызвал всеобщий хаос и нестабильность[3].

Малоазийская катастрофа

В мае 1919 года греческая армия, по мандату Антанты, взяла регион под свой контроль и Айвалык вошёл в оккупационную зону Смирны.

Мандат Антанты предписывал Греции контроль региона на 5 лет (до проведения референдума). Греческая армия ввязалась здесь в бои с кемалистами. Между тем межсоюзнические антагонизмы привели к тому, что Италия, первой, стала оказывать поддержку кемалистам (которым уже оказывала помощь советская Россия). Тем временем тем в Греции, на выборах, победили монархисты, обещая «мы вернём наших ребят домой». Монархистское правительство имело антиантантовскую предысторию в начале Первой мировой войны, что послужило поводом для приостановки любого содействия со стороны союзников.

Греческое армия попыталась завершить военные действия и нанести стратегическое поражение кемалистам в победном для греческого оружия Сражении при Афьонкарахисаре-Эскишехире.

Но турки, несмотря на их поражение, успели выйти из окружения и произвели стратегический отход на восток за реку Сакарья. Перед греческим руководством встала дилемма. Греция находилась в состоянии войны с 1912 г. Страна была истощена и ждала мира. Армия устала и ждала демобилизации. Именно обещание прекратить войну позволило монархистам выиграть выборы у Элефтериос Венизелоса. Предполагаемая стратегическая окончательная победа обернулась лишь ещё одним тактическим поражением турок. Король Константин I, премьер-министр Димитриос Гунарис и генерал Анастасиос Папулас встретились в Кютахье для обсуждения будущего кампании.

Политическая ситуация складывалась не в пользу Греции. Греция была вовлечёна в малоазийский поход по мандату Антанты, но война превращалась в греко-турецкую. Из союзников Италия уже сотрудничала с кемалистами; Франция, обеспечив свои интересы, тоже пошла по этому пути; поддержка Англии носила вербальный характер.

Перед греческим руководством стоял выбор из трёх вариантов:

  1. уйти из Малой Азии и закрепить за собой Восточную Фракию (сегодняшняя Европейская Турция). Но это означало бросить на произвол судьбы коренное греческое население Ионии.
  2. занять оборонную позицию.
  3. идти за турками и брать Анкару, ставшую центром турецкого сопротивления. Для этого похода сил у Греции было недостаточно. К тому же часть сил нужно было оставить для контроля за вытянувшимися коммуникациями.

Командование торопилось закончить войну и, не прислушиваясь к голосам сторонников оборонной позиции, приняло решение наступать далее. После месячной подготовки, которая и туркам дала возможность подготовить свою линию обороны, семь греческих дивизий форсировали реку Сакарья и пошли на восток.

Греческая армия не смогла взять Анкару и в порядке отошла назад за реку Сакарья. Как писал греческий историк Д.Фотиадис «тактически мы победили, стратегически мы проиграли»[5]. Монархистское правительство удвоило подконтрольную ему территорию в Малой Азии, но возможностями для дальнейшего наступления не располагало. Одновременно, не решив вопрос с греческим населением региона, правительство не решалось эвакуировать армию из Малой Азии. Фронт застыл на год.

Через год, в августе 1922 года, инициатива перешла к кемалистам и фронт был прорван. Перед тем как турецкие части подошли к Айвалыку Григорий предложил городскому совету принять немедленные меры для оказания содействия в эвакуации гражданского населения региона. Однако это предложение было отклонено.

22 августа иррегулярные турки вырезали 4 тысячи человек греческого населения в соседнем городке Франели.

29 августа первые турецкие части вошли в Айвалык. Было объявлено военное положение. Всё мужское население было арестовано и отправлено в рабочие батальоны вглубь Анатолии, где было истреблено в ходе маршей смерти[3][6].

Когда 15 сентября Григория получил информацию о резне на соседних островках Мосхонисиа, в ходе которой погибли 6 тысяч жителей и митрополит Амвросий, Григорий, несмотря на все унижения, сумел получить разрешение на заход греческих судов с соседнего греческого острова Лесбос, под американским флагом и под гарантии Американского Красного креста, чтобы вывезти оставшихся 20 тысяч греческого гражданского населения.

Сам Григорий отказался покинуть свою митрополию и вместе с другими священниками 30 сентября был брошен в тюрьму где подвергся пыткам[7].

3 октября Григорий и остальные священники были выведены из города и казнены[1][6] Григорий был сожжён заживо. Согласно некоторым свидетельствам, он умер от сердечного приступа в начале сожжения[8].

Канонизация

Григорий был канонизирован в 1992 году Элладской православной церковью, провозгласившей его святым и мучеником нации (греч. Εθνομάρτυρας). Память Хризостома Смирнского, Григория Кидонийского и вместе с ними святых архиереев Амвросия Мосхонисийского, Прокопия Иконийского, Евфимия Зилоского, а также священников и мирян, погубленных во время Малоазийской Катастрофы совершается каждое воскресение перед Воздвижением Креста Господня.

Память

Имя Григория Кидонийского носит ряд улиц греческой столицы и муниципалитетов Эгалео, Неа Смирна, Новая Филадельфия и Имиттос.

Ссылки

  1. Kiminas, Demetrius. The Ecumenical Patriarchate (неопр.). Wildside Press LLC, 2009. — С. 76. — ISBN 9781434458766.
  2. Μεγάλη διαδικτυακή εγκυκλοπαίδεια της Μικράς Ασίας
  3. Σταματόπουλος, Δημήτριος Γρηγόριος Κυδωνιών (греч.) ?. Εγκυκλοπαίδεια Μείζονος Ελληνισμού, Μ. Ασία. Дата обращения: 13 октября 2012.
  4. Ι. Κ. Μαζαρακής Αινιάν, Ό Μακεδονικός Αγώνας, Δωδώνη, Αθήνα 1981, σελ. 50
  5. Δημήτρης Φωτιάδης, Σαγγάριος, σελ. 115, εκδ. ΤΥΠΟΣ Α.Ε., Αθήνα 1974
  6. Clark, Bruce. Twice a stranger : the mass expulsion that forged modern Greece and Turkey (англ.). — Cambridge (Massachusetts): Harvard University Press, 2006. — P. 25. — ISBN 9780674023680.
  7. Ορθόδοξος Συναξαριστής :: Άγιος Χρυσόστομος Σμύρνης και οι συν αυτώ Άγιοι Αρχιερείς Γρηγόριος Κυδωνιών, Αμβρόσιος Μοσχονησίων, Προκόπιος Ικονίου, Ευθύμιος Ζήλων καθώς και οι κ…
  8. Tsiri, Theodorou Η Προσφορά της Εκκλησίας και του Ιερού Κλήρου στη Μικρά Ασία 1912–1922 (греч.) ? 91. Thessaloniki: University of Thessaloniki, Department of Theology (2008). Дата обращения: 19 октября 2012.

Источники

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.