Горностаев, Алексей Максимович
Алексе́й Макси́мович Горноста́ев (1808—1862) — русский архитектор и художник, педагог, один из основоположников русского стиля, академик и профессор Императорской Академии художеств, коллежский советник, кавалер орденов св. Анны 2-й степени и св. Станислава 2-й степени.
Алексей Максимович Горностаев | |
---|---|
| |
Основные сведения | |
Страна | Российская империя |
Дата рождения | 18 февраля 1808 |
Место рождения | г. Выкса, Ардатовский уезд, Нижегородская губерния |
Дата смерти | 18 декабря 1862 (54 года) |
Место смерти | |
Работы и достижения | |
Архитектурный стиль | Русский |
Важнейшие постройки | Никольский и Белый скиты на Валааме, церковь Иоанна Златоуста в Старой Ладоге, Успенский собор (Хельсинки) |
Нереализованные проекты | Церковь на поле Полтавской битвы, памятник Нестору Летописцу |
Звания |
академик ИАХ (1838) профессор ИАХ (1849) |
Медиафайлы на Викискладе |
Алексей Горностаев создал много зданий для частных заказчиков и государства, но прославился в первую очередь как церковный зодчий. В течение двух десятилетий он работал над комплексом Валаамского монастыря. Горностаев также строил в Троице-Сергиевой пустыни (Сергиевская и надвратная церкви, братский корпус, часовни), в Старой Ладоге (церковь Иоанна Златоуста Никольского монастыря, больница в Успенском монастыре и др.), в Тихвинском уезде. Последним и одним из важнейших проектов зодчего стал Успенский собор в Хельсинки — крупнейший православный храм в Северной Европе.
Биография
Семья и ранние годы
Алексей Максимович Горностаев родился в Ардатовском уезде Нижегородской губернии и стал младшим из пяти сыновей мещанина Максима Перфильевича Горностаева (? — 1809). Максим Перфильевич был крепостным мастеровым тульского промышленника И. Р. Баташева, благодаря неустанному труду сумевшим выучить три иностранных языка, получить инженерное образование, дослужиться до поста главноуправляющего Выксунских металлургических заводов. В 1803 году Горностаев-старший получил вольную на всю семью (жену, дочь и пятерых сыновей — Ивана, Федора, Василия, Алексея, Александра) за «неусыпные труды», в том числе работу над проектированием и строительством проволочного завода. Отец умер в 1809 году, когда Алексею было всего девять месяцев[1][2].
После смерти Максима Перфильевича вдове с детьми помогал бывший начальник Горностаева, зять Баташева отставной генерал Дмитрий Шепелёв. Частый гость дома Шепелёвых Павел Свиньин заметил у маленького Алексея талант к рисованию и убедил дать тому художественное образование. Будущая карьера архитектора Алексея Горностаева сложилась во многом благодаря его брату — Василию Максимовичу (1765—1856), первого зодчего из династии Горностаевых. Он был каменных дел мастером, в 1820—1823 годах работал старшим помощником у Василия Стасова при реконструкции Екатерининского дворца в Царском селе, затем самостоятельно над различными проектами. От Василия Максимовича Алексей получил значительные практические знания в области архитектуры[3]. 27 мая 1823 года Алексея Максимовича взяли на службу копиистом в Ардатовское учебное правление питейного сбора, сотрудников которого также являлся старший брат Василий. К 16 годам Горностаев дослужился до подканцеляриста, а к 17 получил пост канцеляриста[4].
Начало карьеры и государственная служба
В 1826 Алексей последовал за братом в Петербург[4]. Первое время он занимался созданием вывесок и этикеток и сотрудничал с издательством Свиньина[5]. При протекции Василия он получил должность губернского регистратора в Департаменте разных податей и сборов, однако уже годом позже оставил службу: он получил предложение от Павла Свиньина поехать в качестве рисовальщика в совместное путешествие по России. В 1827—1828 годах они посетили Ригу, Митаву, Ревель, Карелию, Соловки, Архангельск, Киев, Москву, Кострому, Галич, Вологду, Кириллов, Тихвин, Сергиев Посад. В этой поездке Горностаев зарисовывал интересные архитектурные постройки, интерьеры, старинную утварь. Путешествие по стране стала важным этапом в обучении Горностаева, заложив основы его интереса к «русскому стилю»[6][4].
В 1820-х Алексей Горностаев учился у Доменико Жилярди. В источниках приводятся разные даты: предположительно, это было в 1828—1829 годах после возвращения в Петербург из поездки со Свиньиным. Тогда Василий Максимович устроил брата «архитекторским учеником» к себе в ведомство Царскосельского дворцового правления. Одним из учителей молодого Алексея Максимовича был Василий Глинка: академик высоко оценил художественные работы Горностаева с изображениями древнерусских церквей[7][5]. В 1831 году Алексей был представлен Александру Брюллову и принят на работу в строительстве Михайловского театра[8][3].
Александр Павлович остался ими доволен. Особенно отмечал он художественный талант Алексея. Брюллов добивается для юного Горностаева заказа на иллюстрирование альбома Башуцкого «Виды Петербурга». Получив за выполненный заказ немалые деньги, в 1834 году А. М. Горностаев уезжает на четыре года в Италию с рекомендательным письмом к Карлу Брюллову от братьев живописца Александра и Фёдора. О теплых встречах прославленного художника и будущего архитектора свидетельствует известный портрет А. М. Горностаева, написанный К. П. Брюлловым в Болонье вдохновенно и с особой проникновенностью…[2]
В 1834 году, по окончании строительства Михайловского театра, Алексей Максимович получил звание свободного художника от Академией художеств и премию в одну тысячу рублей[9]. На эти средства он в том же году отправился в путешествие по странам Европы, чтобы получить дополнительное архитектурное образование. Поездка продлилась четыре года, большую часть времени Горностаев провёл в Италии. В 1837 году он прислал в Россию два альбома с рисунками: проект реставрации храма Юпитера в Помпеях, виды собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Монреале на Сицилии. За эти работы Горностаев получил Императорскую награду в двести червонцев, а годом позже — звание академика архитектуры от Академия Художеств[10]. После этого Горностаев получил должность младшего архитектора в комиссии по восстановлению Зимнего дворца после пожара 17 декабря 1837 года. В ней он проработал два года под руководством Александра Брюллова[11].
Самостоятельная практика
В 1840 году Горностаев начал самостоятельную архитектурную практику[7]. Став академиком, он женился на итальянке католичке Кларе Львовне (в девичестве Дженари)[12]. В браке у них родилось 8 детей, 4 сына и 4 дочери: Вадим (03.09.1840—28.01 1899), Диодор (17.7 1843[13] — после 1863), Юлий (12.6.1849— 1914-15), Евгений (15.07.1852—02.05.1911), Людмила (09.01.1842—1898), Лидия (02.12.1845— после 1899), Рахиль (23.05.1855—1941), Зоя (03.03.1857—1936). В 1843 году Горностаев получил должность архитектора Министерства внутренних дел, которую занимал до конца жизни. В 1845—1847 годы он также числился архитектором Капитула российских орденов[12].
В 1840-х у Горностаева начался новый этап в карьере: в этот период он практически перестал работать в светской архитектуре и занялся церковным зодчеством[5]. Одним из самых значительных проектов Горностаева стал комплекс из девяти строений Валаамского монастыря на Ладожском озере[6], которому зодчий посвятил почти 20 лет[12]. По приглашению игумена Дамаскина зодчий создал три церкви, кельи Никитского скита, гостиницу для паломников и водопроводный дом. Наиболее значительными постройками стали церковь скита Всех Святых и храм Николая Чудотворца на Крестовом острове. Параллельно он работал над монастырём Троице-Сергиевой пустыни на Петергофской дороге[14][15].
Горностаева считают основоположником «русского стиля», он стал первым, кто внёс в церковную русскую архитектуру византийские и романские элементы [16]. Историк и художественный критик Владимир Стасов высоко ценил Горностаева и называл его истинно национальным художником, противопоставляя его стиль академизу Константина Тона. Отсутствие у Горностаева классического системного архитектурного образования Стасов считал «безусловно положительным фактом»[6][17]. Константин Быковский писал, что Горностаев имел необыкновенный дар «воссоздавать поэтичное художественное настроение сродное с тихой грустью нашей родной песни»[5].
В 1849 году Горностаев был удостоен звания профессора Академии Художеств[7]. В 1852 году Горностаев получил золотую медаль за перестройку Римско-Католической церкви на Фонтанке[18]. В 1853 году Горностаев принял участие в конкурсе на создание памятника Нестору в Киеве, его проект признали лучшим, однако реализован он не был[19].
Поздние годы
С 1856 года Горностаев был хранителем Музея христианских древностей при Академии художеств, в 1865-м он пожертвовал в её собрание 65 собранных в экспедициях редких образов и крестов[20][21]. За время работы в академии воспитал ряд известных архитекторов, работавших в русском стиле (И. П. Ропет, И. И. Горностаев, В. А. Гартман, И. С. Богомолов, Ф. С. Харламов). 13 декабря 1857 года Горностаев получил звание профессора перспективы[9] и стал преподавателем в Академии художеств. Он вёл начертательную геометрию, перспективу и теорию теней[22][19]. В 1859 году Горностаев получил самый крупный в своей карьере заказ на постройку храма: по приглашению генерал-губернатора Финляндии графа Фёдора Берга он начал проектирование Успенского собора в Хельсинки[23]. В том же году Алексей Максимович был произведён в чин коллежского советника[24].
Алексей Горностаев умер 18 декабря 1862 года в возрасте 55 лет, был похоронен в Троице-Сергиевой пустыни. Надгробный памятник для него создал племянник, архитектор и художник И. И. Горностаев. На беломраморном кресте вырезаны изображения работ Алексея Максимовича, а по горизонтальной перекладине славянской вязью написаны их названия[25]. Вдова Клара Львовна (в девичестве Дженари) ежегодно получала пособие на детей от Академии художеств, равное окладу Алексея Максимовича, она пережила супруга на 30 лет[18].
Ранняя смерть в 55 лет застала Горностаева в период расцвета его карьеры. Помимо Успенского собора в Хельсинки, он работал над проектом восстановления усыпальницы князя Дмитрия Михайловича Пожарского в Суздале[26]. Неосуществлёнными остались петербургские проекты строительства церкви на Смоленском кладбище, перестройки Спасо-Сенновской церкви[27], иконостас для Троицкого собора Александро-Невской лавры[28].
Проекты
В сборнике «Торжественные публичные собрания и отчёты Императорской Академии художеств (1837—1838)» и «Юбилейном справочнике Императорской Академии художеств (1764—1914)» указаны следующие работы Горностаева:
- 1826—1829— городские ворота в Ораниенбауме.
- 1827—1830 — Мастерские Дворцового правления в Царском Селе (ул. Малая 14)[29].
- 1830 — детский домик в Александровском парке Царского Села.
- 1831—1833 — участие в строительстве Михайловского театра под руководством А. П. Брюллова.
- 1839—1841 — усадьба Орловых-Денисовых. Отделка. Коломяги, Главная улица, д. № 32[30].
- 1840—1841 — особняк А. Ф. Шишмарёвой. Невский проспект, д. № 3. Перестройка. Совместно с А. П. Брюлловым.
- 1842 — доходный дом. Переулок Пирогова, д. № 2, правая часть. Надстройка. (Надстроен).
- 1843—1844, 1852—1855 — производственные здания и лаборатория Завода военно-врачебных заготовлений. Аптекарский проспект, д. № 9-11 / Инструментальная улица, д. № 3, д. № 3б. (Перестроены).
- 1846—1847 — здание Капитула Российских орденов. Гагаринская улица, д. № 6, правая часть. (Перестроено).
- 1848—1850— Набережная реки Фонтанки, д. № 118: здания Римско-католической коллегии — перестройка дома Державина. (Надстроены и расширены).
- Странноприимный дом для богомольцев Валаамского монастыря.
- 1851 — Никольский скит Валаамского монастыря.
- 1851—1853 — дача И. Ф. Громова на Каменном острове. 2-я Берёзовая аллея, д. № 9-11. Совместно с Л. Л. Бонштедтом. (Не сохранилась).
- 1850-е — оранжереи В. Ф. Громова в Лопухинском саду. Улица Академика Павлова, д. № 13.
- 1855—1856 — домовая Благовещенская церковь Министерства внутренних дел. Площадь Островского, д.№ 11. Совместно с В. И. Собольщиковым. (Не сохранилась).
- 1856—1857 — подворье Троице-Сергиевой лавры. Набережная реки Фонтанки, д. № 44. Перестройка. (Перестроено. Отделка фасада воссоздана в 1995).
- Большой проспект Васильевского острова, д. № 21/6-я линия, д. № 11 — внутренняя отделка Андреевского собора, 1858.
- Не позднее 1857 — проект памятника участникам штурма Евпатории в 1855 году, высочайше утвержден Александром II.
- Перестройка храма преподобного Сергия в Сергиевой Приморской пустыни, 1854—1861.
- 1859 — церковь Иоанна Златоуста в Старой Ладоге.
- Успенский собор Святогорского Успенского монастыря (город Святогорск, Донецкая область, Украина) (1859—1868 годы)
- 1859 — Успенский собор (Хельсинки) (достроен после смерти автора, в 1868).
- 1860—1861 — часовня Христа Спасителя Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря. Невский проспект, д. № 33а. (Снесена в 1929 году).
- 1861—1864 — флигели Митрополичьего дома Александро-Невской лавры. Набережная Монастырки, д. № 1. Перестройка.
- Усыпальница князя Пожарского в Суздале (построена после смерти автора).
Литература
- С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 318—319.
- Антонов, В. В. Династия архитекторов Горностаевых // “Фонтанка” : Культурно-исторический альманах. — 2010. — № 7.
- Гинзбург А. М., Кириков Б. М. Горностаев Алексей Михайлович // Архитекторы-строители Санкт-Петербурга в середине XIX - начале XX вв. . — Санкт-Петербург: Пилигрим, 1996. — С. 106—107. — ISBN 5-900989-01-1.
- Безсонов С. В. Горностаев Алексей Михайлович (сын крепостного) // Крепостные архитекторы . — Москва: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938. — С. 56.
- Лисовский В. Архитектура России XVIII – начала XX века. Поиски национального стиля . — Москва: Белый город, 2009. — С. 250-. — ISBN 978-5-7793-1629-3.
- Коллектив авторов. Отчёт Императорской Академии художеств за 1837-1838 академический год, читанный в годичном собрании конференц-секретарём Академии В. И. Григоровичем // Торжественные публичные собрания и отчёты Императорской Академии художеств (1817-1859) . — Санкт-Петербург: Библиотека Российской Академии наук, 2015. — С. 200.
- Волкова С. А. Дом на Фонтанке: история Троице-Сергиева подворья // Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского “Дом на Фонтанке: сборник статей” / Савельева А. В.. — Санкт-Петербург: Северная звезда, 2013. — С. 9—23. — ISBN 978-5-905042-32-4.
- Пивоварова Н. В. Коллекция резного дерева Русского музея основные этапы формирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. — 2013. — Вып. 2. — С. 147—160.
- Пивоварова Н. В. Христианские древности в Санкт-Петербурге: из истории собирания и музеефикации памятников церковной старины // Вопросы музеологии. — 2011. — № 1. — С. 57—66.
- Ильина О. В. Творческий путь архитектора Алексея Максимовича Горностаева как поиск «национального стиля» в архитектуре. — Москва: Институт славянской культуры, 2016.
- Берташ А. Русское храмостроительство середины XIX - начала XX вв. в оценке дореволюционных и советских историков архитектуры: к историографии вопроса // Христианское чтение. — 2017. — № 5. — С. 183—197. — doi:10.24411/1814-5574-2017-00106.
- Коненкова А. К. Творчество А. М. Горностаева в контексте формирования русского стиля в архитектуре 2 пол. XIX в. // ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры» VIII Международная научно-практическая конференция "Наука в информационном пространстве - 2012" (4-5 октября 2012г.). — Москва, 2012. — Октябрь.
Примечания
- Антонов, 2010, с. 24—25.
- Князева, Н. А. Таланты и меценаты из Выксы . “Московский журнал” № 2, 2000. Дата обращения: 29 марта 2020. Архивировано 11 марта 2021 года.
- Антонов, 2010, с. 26.
- Ильина, 2016, с. 31—32.
- Коненкова, 2012.
- Волкова, 2013, с. 20.
- Лисовский, 2009, с. 250.
- Ильина, 2016, с. 31—33.
- Кондаков, 1915, с. 318.
- Отчёт Императорской Академии художеств за 1837-1838, 2015, с. 200, 228.
- Антонов, 2010, с. 27.
- Ильина, 2016, с. 35.
- Метрическая запись Исакиевского собора
- Лисовский, 2009, с. 250—251.
- Антонов, 2010, с. 29.
- Берташ, 2017, с. 186—187.
- Лисовский, 2009, с. 249—250.
- Антонов, 2010, с. 30.
- Безсонов, 1938, с. 56.
- Пивоварова, 2013, с. 149.
- Пивоварова, 2011, с. 61.
- Гинзбург, Кириков, 1996, с. 106—107.
- Лисовский, 2009, с. 251.
- Антонов, 2010, с. 29—30.
- Волкова, 2013, с. 23.
- Ильина, 2016, с. 50.
- Берташ, А., Крашенинников, А. Ф. Горностаев . Православная энциклопедия. Дата обращения: 29 марта 2020.
- Антонов, 2010, с. 37.
- Малая 14. Мастерские Дворцового правления
- Гладких, Д. В усадьбе Орловых-Денисовых в Коломягах появится общественное пространство с рестораном традиционной русской кухни . «Собака» (27 февраля 2020). Дата обращения: 25 февраля 2020.