Военная реформа Александра II

Военная реформа Александра II — одна из «великих реформ», проведённых в период царствования Александра II в 1860-х — 1870-х годах. Предусматривала переход от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности.

Граф Д. А. Милютин, военный министр, архитектор военной реформы

Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным, по его имени часто именуется Милютинской реформой. Их можно условно разделить на две части: организационные и технологические. По мнению некоторых историков, в частности А. Г. Агеева, военная реформа Александра ІІ была одной из наиболее успешных из «Великих реформ».

Организационные реформы

Поражение России в Крымской войне наглядно продемонстрировало ветхость её военной машины и необходимость всеобъемлющего реформирования. Доклад Военного министерства от 15 января 1862 года ставил следующие задачи:

Быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 года была начата планомерная реорганизация армии и флота и сокращение численного состава войск и сил.

К 1869 году было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счёт сокращения «небоевого» элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного времени новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счёт резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30 — 40 дней, в то время как в 1859 году на это требовалось 6 месяцев.

Новая система организации войск содержала и ряд недостатков:

  • Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было).
  • Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия.
  • Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских государств была вооружена пистолетами.

В мае 1862 года Милютин представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В основе этого документа лежали следующие положения:

  • Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию.
  • Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.
  • Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему заведование всеми местными военными учреждениями.

Уже летом 1862 года вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа, а в конце 1862 года — Одесский.

В августе 1864 года было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В приграничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.

В 1864 году было создано ещё 6 военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.

Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объём переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооружёнными силами.

Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон:

  • Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места.
  • Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.
  • Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.

Выводы организационных реформ вооружённых сил, проведённых в 6070-х годах XIX века:

Технологические реформы

6-линейная винтовка обр. 1856 г.
Винтовка Бердана № 2

В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения: 6-линейная (15,24-мм), заряжающаяся с дула, капсюльная винтовка. В 1862 году ею были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена винтовками образца 1856 г. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок, и в 1868 году на вооружение принимают 10,75-мм винтовку Бердана под унитарный патрон, а в 1870 — её модифицированную версию (№ 2). В итоге, к началу Русско-турецкой войны 1877—1878 годов вся русская армия была вооружена новейшим казнозарядным нарезным оружием уменьшенного калибра.

Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 году. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки Маиевского калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые как по дальности стрельбы, так и по точности.

В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия — 4-фунтовыми. Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. К 1870 году перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 году в запасе имелось 448 орудий.

В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 году была принята на вооружение 2,5-дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий.

Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 году в запасе находилось 851 орудие, был осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.

Военно-судебная реформа

После нескольких лет подготовительной работы, в 1867 году была проведена реформа военно-судебной части. Вместо временных военных судов, создаваемых приказами командиров частей для рассмотрения конкретных дел, были созданы постоянные военно-судебные органы в соответствии с новой структурой армии: полковые и военно-окружные суды и главный военный суд (на флоте соответственно экипажные военно-морские суды при главных портах и главный военно-морской суд). Полковые суды рассматривали дела рядовых и унтер-офицеров, военно-окружные суды рассматривали дела офицеров и особо важные дела рядовых и унтер-офицеров. Одновременно усиливалась роль военных судов и введены строгие принципы их комплектования.[1][2]

В результате военно-судебной реформы укрепилась независимость судов, учреждены должности следователей и военных прокуроров, отменены сословные привилегии подсудимых, установлен единый порядок обжалования приговоров.[3]

Для подготовки кадров военных юристов в том же 1867 году создана Александровская военно-юридическая академия.[4]

Новое обмундирование

Обновление армии началось с изменений в военной форме. Только в первый год царствования Александра II было издано 62 приказа, касавшихся изменений в обмундировании[5]. Подобная активность вызывала недоумение в обществе:

Единственные преобразования, за которые тотчас принялся новый государь, состояли в перемене мундиров. На это с горестью смотрели все, кто дорожил судьбами отечества. С изумлением спрашивали себя: неужели в тех тяжёлых обстоятельствах, в которых мы находимся, нет ничего важнее мундиров? неужели это всё, что созрело в мыслях нового царя во время долгого его пребывания наследником? Вспоминали стихи, писанные, кажется, в начале царствования Александра I, и прилагая их к настоящему, повторяли:

«И обновлённая Россия
Надела красные штаны.»

Непосвящённые не подозревали, что образцы новых мундиров были готовы уже в последние дни царствования Николая Павловича, и молодой государь, издавая приказы о перемене формы, исполнял только то, что он считал последнею волею отца.

Б.Н. Чичерин «Литературное движение в начале нового царствования»

Результаты

  • сокращение численности армии на 40 %;
  • создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
  • усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 год), создание Главного штаба;
  • отмена телесных наказаний (за исключением розог для особых «оштрафованных») в армии;
  • перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д.), реконструкция казенных военных заводов;
  • введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутскорого набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призывались все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращался до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а имевших высшее образование — до полугода.
  • разработка и введение в войска новых воинских законов.

Оценка военной реформы Александра II, её результатов, вопроса достижения поставленных целей или провала реформы, роли в ней самого императора и Д. А. Милютина, были весьма спорными для современников и неизменно продолжают оставаться таковыми для историков. Количество публикаций с противоречивыми, и даже полярными, оценками результатов военных реформ очень велико.[6][7][8] [9][10]

См. также

Примечания

  1. Судебная реформа. // Русское законодательство Х—ХХ вв. — М., 1991. — Том 8.
  2. Арапова Е. Д. Д. А. Милютин о задачах военно-судебной реформы в России. 1860—1978 гг. // Военно-исторический журнал. — 2007. — № 4. — С.44-45.
  3. Зайончковский П. А. Военные реформы 1860—1870 гг. в России. — М., 1952.
  4. Кузьмин-Караваев В. Д. Военно-юридическая академия. 1866—1891 гг.: Краткий исторический очерк. — СПб.: тип. В. С. Балашева, 1891.
  5. Военная одежда русской армии. — Ош Ош М.: Военное издательство, 1994. — С. 19-21. — 382 с. — ISBN 5-203-01560-0.
  6. Шаров Д. М. «Современные исследователи, похоже, избегают всестороннего и глубокого анализа исторических источников». Отражение на страницах современных периодических изданий деятельности Д. А. Милютина в должности военного министра (1861—1881 гг.) // Военно-исторический журнал. — 2013. — № 12. — С.54-57.
  7. Инин А. И. Последний генерал-фельдмаршал. // Военное образование. — 2006. — № 27.
  8. Савинкин Е. А., Домнин И. В. «Реформы Милютина сгубили армию…» // Независимое военное обозрение. — 2006. — № 191 (3871).
  9. Дмитриев В. Реформы Д. Милютина (1862—1874 гг.) // Армейский сборник. — 1996. — № 6. — С. 71—74.
  10. Кириллов В. Милютинские реформы. // Армейский сборник. — 1996. — № 7. — С. 79—82.

Литература

  • Авилов Р. С. Реализация военно-окружной реформы 1862—1865 годов в Восточной Сибири и на российском Дальнем Востоке: создание Восточного Сибирского военного округа // Вестник ЧелГУ. Вып. 51. — № 16. — 2012. — С. 18-25.
  • Осипова М. Н. После Крымской войны. // Военно-исторический журнал. — 1992. — № 2. — С.4-13.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.