Военная реформа Александра II
Военная реформа Александра II — одна из «великих реформ», проведённых в период царствования Александра II в 1860-х — 1870-х годах. Предусматривала переход от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности.
Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным, по его имени часто именуется Милютинской реформой. Их можно условно разделить на две части: организационные и технологические. По мнению некоторых историков, в частности А. Г. Агеева, военная реформа Александра ІІ была одной из наиболее успешных из «Великих реформ».
Организационные реформы
Поражение России в Крымской войне наглядно продемонстрировало ветхость её военной машины и необходимость всеобъемлющего реформирования. Доклад Военного министерства от 15 января 1862 года ставил следующие задачи:
- Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировать батальоны внутренней службы.
Быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 года была начата планомерная реорганизация армии и флота и сокращение численного состава войск и сил.
К 1869 году было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счёт сокращения «небоевого» элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного времени новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счёт резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30 — 40 дней, в то время как в 1859 году на это требовалось 6 месяцев.
Новая система организации войск содержала и ряд недостатков:
- Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было).
- Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия.
- Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских государств была вооружена пистолетами.
В мае 1862 года Милютин представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В основе этого документа лежали следующие положения:
- Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию.
- Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.
- Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему заведование всеми местными военными учреждениями.
Уже летом 1862 года вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа, а в конце 1862 года — Одесский.
В августе 1864 года было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В приграничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.
В 1864 году было создано ещё 6 военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.
Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объём переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооружёнными силами.
Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон:
- Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места.
- Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.
- Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.
Выводы организационных реформ вооружённых сил, проведённых в 60—70-х годах XIX века:
- Уничтожение армейских корпусов и сохранённое деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в плане боевой подготовки войск.
- Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления.
1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.
2. Денежный выкуп от воинской повинности и замене охотником не допускается. …
3. …
10. Поступление на службу по призывам решаются жеребьем, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребья не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
11. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1-му января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду.
12. …
17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе…
18. Общий срок службы во флоте определен в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.
19. …
36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способных носить оружие мужского населения, от призывного до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются лица до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.
Технологические реформы
В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения: 6-линейная (15,24-мм), заряжающаяся с дула, капсюльная винтовка. В 1862 году ею были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена винтовками образца 1856 г. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок, и в 1868 году на вооружение принимают 10,75-мм винтовку Бердана под унитарный патрон, а в 1870 — её модифицированную версию (№ 2). В итоге, к началу Русско-турецкой войны 1877—1878 годов вся русская армия была вооружена новейшим казнозарядным нарезным оружием уменьшенного калибра.
Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 году. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки Маиевского калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые как по дальности стрельбы, так и по точности.
В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия — 4-фунтовыми. Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. К 1870 году перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 году в запасе имелось 448 орудий.
В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 году была принята на вооружение 2,5-дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий.
Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 году в запасе находилось 851 орудие, был осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.
Военно-судебная реформа
После нескольких лет подготовительной работы, в 1867 году была проведена реформа военно-судебной части. Вместо временных военных судов, создаваемых приказами командиров частей для рассмотрения конкретных дел, были созданы постоянные военно-судебные органы в соответствии с новой структурой армии: полковые и военно-окружные суды и главный военный суд (на флоте соответственно экипажные военно-морские суды при главных портах и главный военно-морской суд). Полковые суды рассматривали дела рядовых и унтер-офицеров, военно-окружные суды рассматривали дела офицеров и особо важные дела рядовых и унтер-офицеров. Одновременно усиливалась роль военных судов и введены строгие принципы их комплектования.[1][2]
В результате военно-судебной реформы укрепилась независимость судов, учреждены должности следователей и военных прокуроров, отменены сословные привилегии подсудимых, установлен единый порядок обжалования приговоров.[3]
Для подготовки кадров военных юристов в том же 1867 году создана Александровская военно-юридическая академия.[4]
Новое обмундирование
Обновление армии началось с изменений в военной форме. Только в первый год царствования Александра II было издано 62 приказа, касавшихся изменений в обмундировании[5]. Подобная активность вызывала недоумение в обществе:
Единственные преобразования, за которые тотчас принялся новый государь, состояли в перемене мундиров. На это с горестью смотрели все, кто дорожил судьбами отечества. С изумлением спрашивали себя: неужели в тех тяжёлых обстоятельствах, в которых мы находимся, нет ничего важнее мундиров? неужели это всё, что созрело в мыслях нового царя во время долгого его пребывания наследником? Вспоминали стихи, писанные, кажется, в начале царствования Александра I, и прилагая их к настоящему, повторяли:
«И обновлённая Россия
Надела красные штаны.»Непосвящённые не подозревали, что образцы новых мундиров были готовы уже в последние дни царствования Николая Павловича, и молодой государь, издавая приказы о перемене формы, исполнял только то, что он считал последнею волею отца.
— Б.Н. Чичерин «Литературное движение в начале нового царствования»
Результаты
- сокращение численности армии на 40 %;
- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
- усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 год), создание Главного штаба;
- отмена телесных наказаний (за исключением розог для особых «оштрафованных») в армии;
- перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д.), реконструкция казенных военных заводов;
- введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутскорого набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призывались все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращался до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а имевших высшее образование — до полугода.
- разработка и введение в войска новых воинских законов.
Оценка военной реформы Александра II, её результатов, вопроса достижения поставленных целей или провала реформы, роли в ней самого императора и Д. А. Милютина, были весьма спорными для современников и неизменно продолжают оставаться таковыми для историков. Количество публикаций с противоречивыми, и даже полярными, оценками результатов военных реформ очень велико.[6][7][8] [9][10]
Примечания
- Судебная реформа. // Русское законодательство Х—ХХ вв. — М., 1991. — Том 8.
- Арапова Е. Д. Д. А. Милютин о задачах военно-судебной реформы в России. 1860—1978 гг. // Военно-исторический журнал. — 2007. — № 4. — С.44-45.
- Зайончковский П. А. Военные реформы 1860—1870 гг. в России. — М., 1952.
- Кузьмин-Караваев В. Д. Военно-юридическая академия. 1866—1891 гг.: Краткий исторический очерк. — СПб.: тип. В. С. Балашева, 1891.
- Военная одежда русской армии. — Ош Ош М.: Военное издательство, 1994. — С. 19-21. — 382 с. — ISBN 5-203-01560-0.
- Шаров Д. М. «Современные исследователи, похоже, избегают всестороннего и глубокого анализа исторических источников». Отражение на страницах современных периодических изданий деятельности Д. А. Милютина в должности военного министра (1861—1881 гг.) // Военно-исторический журнал. — 2013. — № 12. — С.54-57.
- Инин А. И. Последний генерал-фельдмаршал. // Военное образование. — 2006. — № 27.
- Савинкин Е. А., Домнин И. В. «Реформы Милютина сгубили армию…» // Независимое военное обозрение. — 2006. — № 191 (3871).
- Дмитриев В. Реформы Д. Милютина (1862—1874 гг.) // Армейский сборник. — 1996. — № 6. — С. 71—74.
- Кириллов В. Милютинские реформы. // Армейский сборник. — 1996. — № 7. — С. 79—82.
Литература
- Авилов Р. С. Реализация военно-окружной реформы 1862—1865 годов в Восточной Сибири и на российском Дальнем Востоке: создание Восточного Сибирского военного округа // Вестник ЧелГУ. Вып. 51. — № 16. — 2012. — С. 18-25.
- Осипова М. Н. После Крымской войны. // Военно-исторический журнал. — 1992. — № 2. — С.4-13.
Ссылки
- Военная реформа Александра II. 1(13).01.1874. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».