Вилькье, Рене де

Рене де Вилькье (фр. René de Villequier; ум. 27 сентября 1590, замок Эври (Бри), барон де Клерво — французский придворный, фаворит Генриха III, рыцарь орденов короля.

Рене де Вилькье
фр. René de Villequier
Губернатор Парижа и Иль-де-Франса
1580 ?
Предшественник Франсуа де Монморанси

Рождение 1500-е
Смерть 27 сентября 1590(1590-09-27)
Эври
Отец Батист де Вилькье
Мать Анна де Рошешуар де Мортемар
Награды

Биография

Второй сын барона Батиста де Вилькье и Анны де Рошешуар де Мортемар.

Барон де Клерво, д’Эстаблё, де Шансо, де Фавроль, д’Эври, д’Обиньи, де Лафе, первый дворянин Палаты короля (1579), капитан телохранителей короля, государственный советник, губернатор и генеральный наместник Парижа и Иль-де-Франса (4.01.1580; зарегистрирован счетной палатой 10.01.1580).

В правление Франциска II, будучи ещё сравнительно молодым человеком, был назначен (вместе с Франсуа де Карнавале) воспитателем принца Александра де Валуа[1]. Современники характеризовали его как совершенно безнравственного человека, сумевшего приобрести большое влияние на воспитанника благодаря потаканию его слабостям. Когда принц повзрослел, Вилькье сформировал для него отряд телохранителей во главе с лихим бретером Луи де Беранже, сеньором Дю Га[2].

Имел репутацию «злого демона» герцога Анжуйского. Савойский посол обвиняет его в том, что Генрих стал пьяницей и предавался «пороку, ненавистному природе», тогда как Брантом снимает с него ответственность за те «позорные игры», которым король предавался смолоду[3].

Пользовался большим влиянием на юге Турени, севере Пуату и юго-востоке Берри, где находились его земельные владения. С 1 апреля 1569 командовал ордонансовой ротой, сменив сеньора де Линьера. С 1571 года командовал ордонансовой ротой у герцога Анжуйского, навербованной, в основном, из уроженцев Турени, Пуату и Берри, и участвовавшей в осаде Ла-Рошели[4].

Сопровождал Генриха в Польшу и был вдохновителем и одним из организаторов побега из Варшавы в ночь с 18 на 19 июня 1574 года. При этом Вилькье и Дю Га вскрыли ларец с драгоценностями польской короны и похитили бриллианты, заменив их песком и булыжниками[5].

Являясь ставленником королевы-матери, Вилькье на обратном пути через Италию информировал Екатерину Медичи об интригах нового королевского фаворита маршала Бельгарда, вступившего в сговор с герцогом Савойским против интересов Франции[6]. Екатерина неоднократно прибегала к его советам, и поручала Вилькье различные дипломатические миссии[7].

Герб Рене де Вилькье

31 декабря 1578 в Париже стал одним из первых рыцарей нового ордена Святого Духа.

Лишился влияния, как и другие сторонники Екатерины, в 1588 году, в связи с обострением политической борьбы и сосредоточением власти в руках герцога д’Эпернона[8], после чего, по слухам, перешёл на сторону Католической лиги и герцога де Гиза[9]. Рассказывали, что перед днём баррикад Вилькье пытался с помощью угроз помешать Никола Пулену сообщить королю о готовящемся мятеже[10].

Умер в 1590 году в своем замке Эври в Бри.

Семья

1-я жена (контракт 17.01.1558): Франсуаза де Ламарк (ум. 09.1577), дочь Гийома, Бастарда де Ламарка, конюшего Франциска I

Дочь:

  • Шарлотта-Катрин де Вилькье. После смерти брата Клода и двоюродного брата Жоржа де Вилькье, последних мужчин в роду, унаследовала все семейные владения[11]. Муж 1): Франсуа д’О, сеньор де Майбуа (ум. 1594), миньон Генриха III; 2) Жак д’Омон, сеньор де Шапп (ум. 1614), сын Жана VI д’Омона, маршала Франции.

2-я жена (контракт 8.07.1586): Луиза де Савоньер (ок. 1563 — 23.12.1625), дочь Жана де Савоньера, сеньора де Ла-Бретеш, и Гийонны де Бово-дю-Риво, бывшая фрейлина Екатерины Медичи. Вторым браком вышла за Мартена дю Белле, принца Ивето

Сын:

  • Клод де Вилькье (ок. 1587—1607, Фонтенбло), барон де Клерво, виконт де Ла-Герш. Наследовал своему бездетному двоюродному брату Жоржу де Вилькье. Очень богатый и подававший надежды, умер в девятнадцать лет по возвращении из Италии, и с ним закончился род Вилькье

По отзывам мемуаристов, Рене де Вилькье вел при дворе жизнь сибарита, и первым завел обычай приправлять омлет пудрой из толчёного жемчуга[11][12].

Много шума в свое время наделало преступление, совершённое Вилькье в сентябре 1577 года в Пуатье, где он собственноручно из ревности заколол свою жену и её спутницу, которая пыталась защитить эту даму. Недоумение вызвали как мотив преступления (при дворе открыто предавались разврату), так и место его совершения (королевский дом), а более всего то, что Генрих III оставил его совершенно безнаказанным и ни в чём не упрекнул своего фаворита[13].

Пьер де Л'Этуаль передает слухи и подозрения, связанные с этим событием:

Это убийство было найдено жестоким, так как стало известно, что женщина беременна двумя детьми, и странным, так как совершилось в доме короля; его величество был там, и к тому же при дворе, где разврат публично практиковался дамами, которые считали его добродетелью; но деяние и легкость помилования, которого Вилькье добился без всякого труда, заставили думать, что на то был тайный приказ короля, который ненавидел эту даму за отказ в похожем случае.

Цит. по: Champagnac J.-B.-J. Chronique du crime et de l'innocence, recueil des événements les plus tragiques, empoisonnements, assassinats, massacres, parricides… T. I, p. 379

Брантом рассказывает об этой истории следующее:

Один всем известный дворянин убил жену свою прямо при дворе после того, как целых пятнадцать лет предоставлял ей полную свободу, будучи притом хорошо осведомлен обо всех похождениях, в коих не раз открыто уличал и упрекал ее. Однако ж в одно прекрасное утро взыграл в нем дух (поговаривают, будто не обошлось без наущения высокого его повелителя), и он, явившись в спальню к жене, переспав с нею, посмеявшись и пошутив, внезапно нанес ей четыре или пять ударов кинжалом и приказал слуге своему прикончить несчастную женщину; затем велел уложить ее на носилки и на глазах у всех доставил в дом родителей для похорон. Сам же вернулся в королевский дворец как ни в чем не бывало и даже весело похваляясь сим подвигом. Он был бы не прочь расправиться тем же манером и с жениными любовниками, но тут ему пришлось отступиться; у супруги водилось их столько, что из этих мужчин составлялась целая маленькая армия, и ему жизни бы не хватило всех их перебить.

Брантом. Галантные дамы, с. 26

В Седьмом речении Брантом называет Франсуазу де Ламарк «прекрасной и добропорядочной женщиной (…) одной из самых красивых и любезных», и сообщает, что именно служанка и наперсница, убитая вместе с госпожой, и побуждала её регулярно наставлять мужу рога, пользуясь его частыми служебными отлучками[14].

Примечания

Литература

  • Castelnau M. Les Memoires: illustrez & augmentez de plusieurs commentaire T. II. — Bruxelles: Jean Leonard, 1731.
  • Champagnac J.-B.-J. Chronique du crime et de l'innocence, recueil des événements les plus tragiques, empoisonnements, assassinats, massacres, parricides… T. I. P.: Ménard, 1833.
  • Le Roux N. La faveur du roi: mignons et courtisans au temps des derniers Valois (vers 1547 — vers 1589). — Seyssel: Champ-Vallon, 2001. — ISBN 978-2876733114.
  • Poullain de Saint-Foix G.-F. Histoire de l'Ordre du Saint-Esprit. T. I. P.: Pissot, 1775.
  • Брантом. Галантные дамы. М.: Республика, 1998. — ISBN 5-250-02437-8.
  • Маргарита де Валуа. Мемуары. Избранные письма. Документы. СПб.: Евразия, 2010. — ISBN 978-5-91852-012-3.
  • Эрланже Ф. Генрих III. СПб.: Евразия, 2002. — ISBN 5-8071-0096-4.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.