Вестердейк, Йоханна

Йоханна Вестердейк (нидерл. Johanna Westerdijk, 1883—1961) — нидерландский ботаник-фитопатолог и миколог, первая женщина-профессор в Нидерландах. Действительный член Королевской академии наук и искусств Нидерландов (1951). Президент Международной федерации женщин с университетским образованием (1932—1936), президент Нидерландского фитопатологического общества (1945—1951)[7].

Йоханна Вестердейк

Йоханна Вестердейк.
Фотография, предположительно, 1948 года
Имя при рождении нидерл. Johanna Westerdijk[1]
Дата рождения 4 января 1883(1883-01-04)[2][3][1][…]
Место рождения
Дата смерти 15 ноября 1961(1961-11-15)[2][3][1][…] (78 лет)
Место смерти
Страна
Научная сфера Фитопатология
Место работы
Альма-матер
Научный руководитель Шинц, Ханс
Ученики Луиза Керлинг[d], Беатрис Шварц[d], Кристина Бёйсман[d] и Беркхаут, Христина Мария[6]
Награды и премии
 Медиафайлы на Викискладе
Систематик живой природы
Автор наименований ряда ботанических таксонов. В ботанической (бинарной) номенклатуре эти названия дополняются сокращением «Westerd.».
Персональная страница на сайте IPNI

Высшее биологическое образование получила в Нидерландах, затем училась в Германии и Швейцарии; защитила докторскую диссертацию в Цюрихском университете (1906). В течение многих лет преподавала фитопатологию в Утрехтском и Амстердамском университетах, одновременно руководя коллекцией патогенных культур и фитопатологической лабораторией.

Биография

Учёба

Родилась 4 января 1883 года в семье врача общей практики в деревне Ниювер-Амстел, располагавшейся рядом с Амстердамом (а позже включённой в его состав). Ходила в школу для девочек в Амстердаме, закончила её в 1900 году. Она была одарённой пианисткой и хотела стать профессиональным исполнителем, однако медицинские проблемы с одной из рук сделали эту идею нереализуемой. В школе она, помимо прочего, увлекалась ботаникой, поэтому решила получить биологическое образование в Амстердамском университете; здесь она, в частности, слушала лекции знаменитого ботаника Хуго де Фриза и работала в его лаборатории. Изначально, правда, Де Фриз не разрешил ей посещать его практических занятий (исключительно по причине её пола)[7], однако Вестердейк имела представление о практической стороне ботанической профессии, поскольку поддерживала контакты со своим старым знакомым доктором ван Аллом, с которым они раньше нередко совершали ботанические экскурсии, собирая гербарии. Ван Алл работал в то время в частной фитопатологической амстердамской лаборатории Willie Commelin Scholten ассистентом профессора Яна Ритземы Боса — именно с этой лабораторией и был связан появившийся у Вестердейк интерес к болезням растений[8].

Завершив обучение в университете, она получила квалификацию, позволявшую ей преподавать биологию в средней школе. В Нидерландах в то время у женщин не было возможности продолжать обучение в аспирантуре[9], поэтому Вестердейк в 1904 году уехала в Мюнхенский университет, где занималась изучением мхов под руководством профессора Карла фон Гёбеля. В 1906 году она продолжила исследования мхов в Цюрихе под руководством ботаника Ханса Шинца[10]; в том же году она защитила в Цюрихском университете диссертацию Die Regeneration der Laubmoose, посвящённую регенерации у мхов, и получила степень доктора философии[7].

Работа

Вернувшись на родину, Вестердейк в том же 1906 году, в возрасте 23 лет, стала директором лаборатории Willie Commelin Scholten (WCS), сменив на этой должности Яна Ритзему Боса, назначенного директором Государственного института фитопатологии[8].

В 1907 году к Вестердейк обратился профессор общей биологии Фриц Вент с просьбой привести в порядок и сохранить коллекцию патогенных грибов, которая была создана после соответствующего обсуждения в 1903 году на заседании Международной ассоциации ботаников в Лейдене. Вестердейк взялась за эту работу, разместила коллекция в лаборатории WCS и занималась ею более 50 лет[7].

Йоханна Вестердейк. Фотография приблизительно 1920-х годов

В 1913 году она отправилась в Индонезию, чтобы ознакомиться с болезнями местных сельскохозяйственных культур. На Яве и Суматре ей удалось выделить и изолировать патогенные микроорганизмы из растений, растущих на плантациях, — гевеи, какао, кофе, сахарного тростника, табака, хинного дерева и чая, а также из кокосовой пальмы, местных сортов риса и томата, при этом все изолированные образцы позже были включены в её коллекцию в Нидерландах. Некоторое время после этого она жила в Японии, где также занималась фитопатологическими исследованиями, однако её японские материалы были во время Первой мировой войны утеряны. Поскольку в связи с начавшейся войной вернуться на родину у неё возможности не было, она продолжила путешествие, отправившись в США. На жизнь она зарабатывала, читая лекции в различных университетах. Позже в одной из работ она писала, что для фитопатолога путешествие по США очень полезно и поучительно, поскольку эпидемии некоторых болезней растений здесь настолько масштабны, что встретить подобное в Европе практически невозможно[7]

В 1917 году Вестердейк была назначена на должность профессора фитопатологии в Утрехтском университете, став первой женщиной-профессором в истории своей страны (и вообще одним из первых профессоров фитопатологии в европейских университетах). Помимо чтения лекций ей приходилось выполнять обязанности научного сотрудника и руководителя как в лаборатории WCS, так и в коллекции патогенных культур, но она со всем справлялась[8].

Особенно большим успехом пользовался её практический курс фитопатологии. Сначала занятия шли в лаборатории в Амстердаме, однако в 1920 году ей удалось убедить руководство Утрехтского университета приобрести виллу в населённом пункте Барн рядом с Кантонским парком, который незадолго до этого перешёл в ведение университета. В этом здании Вестердейк разместила и лабораторию WCS, в которой проводились занятия для многочисленных студентов, и коллекцию патогенных культур[8]. Под её руководством здесь началась большая исследовательская работа, связанная как с болезнями растений, так и с другими научными задачами, причём эти исследования постепенно становились всё более фундаментальными. Становились всё более понятны жизненные циклы патогенных микроорганизмов, поскольку теперь их можно было изучать и в чистой культуре, и в форме, обусловленной их взаимодействием с растениями-хозяевами. За те 50 лет, в течение которых Вестердейк была директором лабораторией, под её научным руководством 56 человек, в том числе 25 женщин, получили докторскую степень, а сама лаборатория стала всемирно известной[9]. Объём же коллекции (которая с 1932 года называлась Centraal Bureau voor Schimmelcultures, CBS) увеличился с 80 образцов в 1907 году до 11 тысяч в 1958 году; здесь было представлено более шести тысяч видов грибов и грибоподобных организмов: плесневых грибов, дрожжей, актиномицетов и пр.[7]

Йоханна Вестердейк (справа) со своей первой аспиранткой Беатрисой Шварц. Фотография 1922 года

Особое внимание в научной работе Вестедейк уделяла болезням растений. В начале своей деятельности она изучала болезни плодовых деревьев, вызываемые опёнком осенним (Armillaria mellea), корневой губкой (Heterobasidion annosum, syn. Fomes annosus) и стереумом пурпурным (Stereum purpureum), позже вместе с А. ван Лёйк изучала болезни дуба, вызываемые грибами рода Gloeosporium. Она изучала также болезни тополей, вызванные Neonectria ditissima (syn. Nectria galligena). В 1920-х годах вместе со своими ученицами Беатрисой Шварц и Кристиной Бёйсман Вестердейк занималась так называемой «голландской болезнью вязов», из-за которой в Нидерландах, начиная с 1919 года, стало гибнуть большое число деревьев; им удалось выявить возбудителя этой болезни — грибок-аскомицет Ophiostoma ulmi (syn. Ceratocystis ulmi)[7].

С 1930 года Вестердейк стала одновременно профессором и в Амстердамском университете — и теперь ей приходилось читать лекции сразу в двух учебных заведениях[7]. Лекции, которые она читала, оценивались очень высоко; это было связано и с их хорошей подготовкой, и с тем, что они стимулировали аудиторию к работе. Она повторяла, что для понимания болезни и контроля за ней требуется знание как физиологии растения, так и физиологии возбудителя, что ситуация, когда специалист занимается лечением растений, ни анатомия которых, ни потребности в питании ему неизвестны, в корне неверна. Фитопатология, по её мнению, является недостаточно развитой наукой, и это незнание в значительной степени обусловлено её слабыми связями с почвоведением, биохимией и другими отраслями знаний. При этом она шутила, что задачи, стоящие перед обычным врачом, намного сложнее, чем перед фитопатологами, поскольку пациентов, с которыми работают последние, можно для исследований нарезать на куски без каких бы то ни было физических и нравственных страданий[8].

Свою последнюю лекцию Вестердейк прочитала в 1952 году[7]. В 1958 году она ушла со всех должностей из-за проблем со здоровьем. Последние сорок лет своей жизни она жила в квартире при лаборатории в Барне, здесь же она и умерла 15 ноября 1961 года в возрасте 78 лет[7].

Йоханна Вестердейк (пятая слева в первом ряду) с профессорами Утрехтского университета.
10 февраля 1917 года

Борьба за права женщин

Вестердейк никогда не называла себя феминисткой, но всегда старалась помогать другим женщинам-учёным и на протяжении своей карьеры очень много сделала, чтобы добиться для женщин в академической области равных прав с мужчинами. Принимала активное участие в различных национальных и международных союзах женщин-учёных, с 1932 по 1936 год была президентом Международной федерации женщин с университетским образованием[9].

Личность

На протяжении всей жизни о Вестердейк отзывались как о доброжелательной и гостеприимной, компанейской женщине, очень любившей музыку[9]. Сама она шутила, что её жизнелюбие и любовь к бокалу хорошего вина обусловлены её французскими генами, полученными от матери[7].

Почести, память

Нидерландские власти высоко оценили вклад Йоханны Вестердейк в науку, она стала Рыцарем Ордена Нидерландского Льва. В 1951 году она была избрана действительным членом Королевской академии наук и искусств Нидерландов (стала второй в истории женщиной, ставшей действительным членом этой академии[9]). Правительство Португалии наградило её орденом Святого Якова и Меча, а Гейдельбергский университет в 1958 году — медалью Отто Аппеля (памятной медалью для награждения выдающихся фитопатологов). Многие высшие учебные заведения присвоили ей степень своего почётного доктора: Коимбрский университет (что было связано с курсом фитопатологии, который она читала здесь в 1934 году), Уппсальский университет (1957), Гисенский университет (1958)[7].

В 1955 году в её честь был назван род грибов-дотидеомицетов Westerdykella Stolk[10].

Коллекция патогенных культур, которой Йоханны Вестердейк руководила более полувека, продолжает расти: в 1986 году в ней было 30 тысяч[7], а по состоянию на 2009 год — уже более 50 тысяч образцов[9]. В феврале 2017 году эта организация получила новое название — Институт Вестердейк (Westerdijk Fungal Biodiversity Institute)[11]. По особым случаям Институт Вестердейк награждает лиц, внёсших выдающийся вклад в коллекцию патогенных культур, а также сделавших выдающуюся карьеру в области микологии, премией Вестердейк (Johanna Westerdijk Award)[12].

Библиография

Некоторые работы[7]:

  • Zur Regeneration der Laubmoose : Inaugural-Dissertation zur Erlangung der philosophischen Doktorwürde vorgelegt der hohen philosophischen Fakultät : [нем.]. — Zürich : Typ. F. E. Macdonald, 1906. — [i, iii], [i]—65, [66] S., 2 S. fig.
  • Die Mosaikkrankheit der Tomaten : [нид.]. — 1910.
  • Untersuchungen über Sclerotinia Libertiana Fuckel als Pflanzenparasit : [нем.]. — 1911.
  • De nieuwe wegen van het phytopathologisch onderzoek : [нид.]. — Amsterdam : J.H. de Bussy, 1917.
  • Bijdrage tot de mycologische flora van Nederland : [нид.]. — Groningen : De Waal, 1917.
  • Relations between horticulture and plantpathology : [англ.]. — 1923.
  • De groei der phytopathologie : [нид.]. — 1930.
  • De iepenziekte : Rapport over het onderzoek verricht op verzoek van de Nederlandsche heidemaatschappij : [нид.]. — 1933.
  • List of cultures 1947 : [англ.]. — Baarn, 1947.
  • Afscheidsrede aan de universiteiten van Utrecht en Amsterdam op 22 November 1952 uitgesproken te Hilversum : [нид.]. — 1952.

Примечания

  1. Catalogus Professorum Academiae Rheno-Traiectinae
  2. Johanna Westerdijk — 2009.
  3. Johanna Westerdijk // KNAW Past Members (англ.)
  4. Album Academicum — 2007.
  5. Maroske S., May T. W. Naming names: the first women taxonomists in mycology. (англ.) // Studies in MycologyElsevier BV, 2017. — Vol. 89. — P. 63—84. — ISSN 0166-0616; 1872-9797doi:10.1016/J.SIMYCO.2017.12.001PMID:29910514
  6. Стафлё Ф. А., Коуэн Р. С. Taxonomic literature Vol 1. A-GУтрехт: Bohn, Scheltema & Holkema, 1976. — Т. 1. — (Taxonomic literature : a selective guide to botanical publications and collections with dates, commentaries and types) — ISBN 90-313-0225-2
  7. Kerling et al., 1986.
  8. ten Houten, 1963.
  9. European Commission (publ.), 2009.
  10. Stafleu, Cowan, 1988.
  11. One year ago our institute was renamed to Westerdijk Fungal Biodiversity Institute : [арх. 22.03.2018] : [англ.]. — Westerdijk Fungal Biodiversity Institute, 2018. — 21 February. — Дата обращения: 23.03.2018.
  12. Johanna Westerdijk Award — Prof. Josepa Gené : [арх. 29.03.2018] : [англ.]. — Westerdijk Fungal Biodiversity Institute, 2017. — 31 August. — Дата обращения: 29.03.2018.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.