Буров, Фёдор Емельянович
Фёдор Емелья́нович Бу́ров (12 мая 1845, Фёдоровка, Ставропольский уезд Симбирской губернии, Российская империя[1] (ныне Тольятти, Россия) — 16 апреля 1895, Самара) — русский художник.
Фёдор Емельянович Буров | |
---|---|
Дата рождения | 12 мая 1845 |
Место рождения | |
Дата смерти | 16 апреля 1895 (49 лет) |
Место смерти | |
Страна | |
Учёба | Императорская Академия художеств |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Родился в семье управляющего имением Бахметевых в 1845 году. Во многих источниках годом рождения указан 1843, однако поздние краеведческие исследования показали, что наиболее вероятен именно 1845 год. Впоследствии отец переехал в Москву.
18 сентября 1859 года в возрасте четырнадцати лет Фёдор Буров поступил в Академию художеств. Его учителями были П. В. Басин, Т. Л. Неффа, П. П. Чистяков. Большое влияние оказал А. П. Боголюбов, ставший и наставником и другом.
В 1863 году он получил малую серебряную медаль, в 1865 году — удостоен звания свободного художника и большой серебряной медали, в 1866 году — малой серебряной медалью, в 1867 — большой серебряной медалью.
В 1869 году обучение в Академии было окончено, но не окончено самообразование художника. В 1873 году ему было присвоено звание классного художника второй степени. Его картины выставлялись на Всероссийской художественной выставке 1882 года в Москве, на выставках Саратовского общества изящных искусств.
В 1885 году за картину по историческому сюжету «Шлиссельбургский узник» Фёдору Бурову было присвоено звание классного художника 1 степени. Картина ныне находится в собрании Русского музея.
Буров много путешествовал по стране и миру, жил в Париже, где познакомился с И. С. Тургеневым и написал с него портрет. Был близок с И. Е. Репиным, М. А. Антокольским, В. В. Верещагиным, В. Д. Поленовым, К. А. Савицким.
В начале 1890-х годов Буров обратился к саратовским городским властям с просьбой о содействии открытии рисовальной школы, но не нашёл понимания. Тогда в 1891 году он вернулся в родные края и с тем же предложением обратился к властям Самарской губернии. Вскоре он получил разрешение на открытие «Классов живописи и рисования» с трёхгодичным обучением по программе собственной разработки.
По сведениям современного историка художественной культуры Самары В. И. Володина до конца 1880-х «Самара не видела ни одной художественной выставки. Зато на базарных балаганах пышно расцветала грубая малярная мазня, которая выдавалась за чистое искусство»[2]. Ситуация изменилась лишь после первой выставки передвижников в 1889 году, давший заряд местной художественной интеллигенции[2].
Открытие Фёдором Буровым своих классов сыграло большую роль в оживлении художественной жизни в Самаре[3]. Один из учеников Бурова, К. Петров-Водкин писал позднее:
Федор Емельянович Буров должен был себя чувствовать в Самаре, как в заброшенном лесу, загроможденным буреломом. И школа его, вероятно, возникла как средство самозащиты в этих дебрях
— [4]
Художественную мастерскую Буров разместил на верхнем этаже дома по улице Базарной в светлых и просторных комнатах. В ней работало 10 начинающих художников, среди которых было две женщины. Семья самого художника размещалась в этом же доме в комнатах, выходящих во двор.
Состав учащихся был весьма разнообразным, но в основном это были представители непривилегированных сословий: ремесленники, прислуга, крестьяне. По мнению Бурова художественные школы развивают «вкус, то есть понятие о прекрасной форме… порождают новые оригинальные мысли… помогают развитию способностей и часто талантов из полупривилегированного сословия, из простого народа и не дают гибнуть им вдали от столицы».
Помимо рисовальной школы Фёдор Емельянович организовал кружок из местных самарских художников, который явился инициатором и организаторов первых художественных выставок в Самаре. Позднее эти выставки показывались и в Оренбурге, Симбирске и Сызрани. Квартира художника становится центром общения самарской интеллигенции, в первую очередь из художественной среды.
Среди знакомых Фёдора Бурова в этот период можно назвать и В. И. Ленина, который из любопытства остановился у дверей художественной мастерской, а художник пригласил его зайти. После этого Ленин иногда заходил в мастерскую, так как она находились как раз возле здания городского суда, где он работал[5].
Однако материальное положение Бурова было весьма тяжёлым. Содержать школу на собственные средства было очень накладно. Он неоднократно обращался за материальной поддержкой в Самарскую городскую думу и к местному купечеству, но не преуспел. Обращение в Академию художеств, с просьбой включить школу в список учебных заведений, находящихся на государственном финансировании также не принесло результатов. Его ученик Н. 3. Котельников вспоминал: «Он выбивался из сил, тратил на учеников последние средства и терпеливо сражался с нуждой». Подобное существование сказалось на здоровье Фёдора Емельяновича. Он заболел туберкулёзом, от которого скончался весной 1895 года.
В последний путь его провожали жена, ученики и художники города. Как сообщалось в некрологе, погребён он был на средства почитателей.
Ученики
Как отмечали, у Бурова талант педагога преобладал на талантом творца. Его программа обучения в рисовальной школе была рассмотрена и одобрена в Академии художеств, в неё входили рисунок с гипсов и с натуры, живопись в два тона и акварелью, копирование оригиналов, живопись маслом[6]
Несмотря на то, что школа просуществовала довольно недолго, многие из его учеников впоследствии стали известными художниками.
В «классах» Бурова обучались такие живописцы как Кузьма Петров-Водкин, Константин Горбатов, Георгий Подбельский.
Работы
Фёдор Буров предпочитал книжно-исторические сюжеты, многие его ранние работы были своеобразными иллюстрациями к историческим изданиям того времени.
- «Шлиссельбургский узник» (1885) (по роману Г. П. Данилевского «Мирович»;
- «Сцена в тюрьме» (1870) (по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный»);
- «Носильщик» (1872);
- «Турок» (1873);
- «Император Петр I посещает в каземате Петропавловской крепости князя Матвея Гагарина» (1880-е);
- «Урожайный год»;
- «Дети»;
- «Счастливая мать»;
- «Смерть Анны Карениной» (по произведению Л. Н. Толстого);
- «Александр Невский»;
- «Смерть Ивана Ильича» (по произведению Л. Н. Толстого);
- портрет сына декабриста, председателя Самарского окружного суда В. И. Анненкова;
- портрет дочери самарского городского головы П. В. Алабина А. П. Щербачевой;
- портрет художника А. И. Синягина;
- портрет художника К. Н. Воронова (1890);
- портрет генерал-лейтенанта графа А. В. Адлерберга (1882 год, Эрмитаж)[7].
- портрет И. С. Тургенева (1883, Государственный музей А. С. Пушкина)[8]
После смерти Бурова осталась незаконченной картина «Сцена из болгаро-турецкой войны».
Примечания
- Самарская газета № 73, 1895 г
- Володин В.И. Из истории художественной жизни города Самары. Конец XIX – начало XX века. — Самара: ИД «Агни», 2006. — С. 24.
- Костина Д. А. «Подслушанный голос усмешливой мечты»: неопримитивизм в живописи Григория Мусатова 1920-х гг. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2015. — № 4 (145). — С. 33—46.
- Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. — 2-е изд., доп.. — Л.: Искусство, 1982. — С. 293. — 655 с. — 75 000 экз.
- Барковская Т. Н. Начало большого пути : историческая хроника о самарском периоде жизни В. И. Ленина. — Куйбышев: Книжное издательство, 1977. — 296 с.
- К 40-летию детской художественной школы № 1 г. Самары . Дата обращения: 30 июля 2011. Архивировано 15 августа 2012 года.
- Государственный Эрмитаж. — Буров, Фёдор Емельянович. «Портрет генерал-лейтенанта графа Александра Владимировича Адлерберга»
- Государственный музей А.С. Пушкина . www.pushkinmuseum.ru. Дата обращения: 19 сентября 2020.
Литература
- Овсянников В. А. Ставрополь — Тольятти. Страницы истории. Часть II. Дела и люди. — Тольятти: Современник, 1999. — С. 84—86. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 5-85234-100-2.
- К. С. Петров-Водкин. Пространство Евклида. — Л.: Искусство, 1970.
- А. И. Галанин. В его мастерской бывал В. И. Ленин // За коммунизм : газета. — Тольятти, 1970-03-14.