Боевой дух

Моральный дух личного состава (также воинский дух) — совокупность моральных и психологических качеств, которые определяют боеспособность армии[1], флота и авиации.

Измерение боевого духа

Н. Н. Головин отмечал, что бой «кончается не исчерпанием материальных сил и средств, а отказом от борьбы одной из сторон»[2].

В. А. Артамонов[1] вслед за Головиным измеряет «предел моральной упругости» войск в проценте потерь («победная кровь», «цена крови»), которые войска готовы заплатить за победу. Например, в войне 1870—1871 годов немцы одерживали победы вначале при 9 % потерь, а к концу войны из-за падения боевого духа французов потери составляли лишь 2 %.

Артамонов также предлагает для оценки духа показатель «эффективности» — отношение потерь противника убитыми и ранеными к численности своей армии, хотя и отмечает, что на эффективность влияют много других факторов боеспособности армии (качество вооружения, тактика и тому подобное), и потому прямой связи между эффективностью и боевым духом нет.

Более аккуратным показателем является соотношение между погибшими и пленными (несдающийся противник обладает сильным боевым духом). Для ожесточённых сражений с участием морально сильных армий этот показатель может быть очень высоким (в Бородинском сражении у обеих сторон потери пленными составляли менее 1 % потерь убитыми и умершими от ран). Во время Великой Отечественной войны отношение убитых к пленным у противников СССР варьировало от почти 1:1 для итальянцев до более чем 30:1 у финнов (у СССР отношение росло в течение войны: в первые месяцы войны 1:7, в последние месяцы 8:1).

Изменения боевого духа

Боевой дух армии, необходимо исчезает, если административное начало, только содействующее, начинает преобладать над началом, составляющим честь и славу военной службы.

Достигается путём воспитания идейных убеждений, храбрости, сплочённости, созданием атмосферы взаимовыручки и боевого товарищества, в том числе улучшением социальной защищенности и сплочением воинских коллективов.

Австрийский полководец эрцгерцог Альбрехт говорил: «Многие смешивают воинский дух с минутным энтузиазмом и считают, что гениальный полководец может вдохнуть этот дух в свое войско в каждую данную минуту. Оба эти положения весьма сомнительны, и их неправдоподобность засвидетельствована историей. Один энтузиазм, не опирающийся на привитом заранее в армии воинском духе, вызывает в самом счастливом случае опрометчивое удальство, а при малейшей неудаче может породить панику, причём на долю несчастливого полководца придется весь позор звания изменника, если он не поплатится жизнью за неуспех»[3].

Снижение (подрыв) боевого духа войск противника и повышение боевого духа собственных вооружённых сил является, в частности, одной из основных целей пропагандистской / контрпропагандистской работы в ходе боевых действий.

Работа по усилению боевого духа также входит в обязательный набор многих индивидуальных восточных практик.

В последнее время[когда?] словосочетание «боевой дух» стали периодически использовать в средствах массовой информации. С первого взгляда складывается впечатление будто категория «боевой дух» заменяет (подменяет) категорию «моральный дух», что эти категории тождественны, а их логические объёмы совпадают. Но это не совсем так. Логический объём категории «моральный дух» значительно больше, чем категории «боевой дух». «Моральный дух» соотносится с «боевым духом» как родовая категория с видовой категорией, как целое и его составная часть [с. 79][4].

Моральный дух личного состава — это устойчивая совокупность идейных убеждений, политической сознательности, социальной защищенности и профессионализма военнослужащих, уровня сплоченности воинских коллективов и административной деятельности руководящего состава, которые системно и взаимозависимо формируют внутреннюю готовность личного состава к исполнению воинского долга, создают оптимальные условия для выполнения поставленных служебно-боевых задач и побуждают к действиям [с. 41][5].

Боевой дух — одно из основных категорий военной психологии, теории и практики воспитательной работы означающее идейную и моральную готовность военнослужащего, подразделения, части, соединения, объединения и вооружённых сил к постоянной нацеленности на победу и исполнению моральных устоев и принципов.

Примечания

  1. В. А. Артамонов. Боевой дух Русской армии XV—XX вв. // Военно-историческая антропология. Ежегодник 2002. М., 2002. С. 131.
  2. Головин Н. Н. «Мысли об устройстве будущей Российской Вооруженной силы. Общия основания.» — Белград: издание Русского военно-научного института, 1939. Ссылка: militera.lib.ru/science/golovin_nn03/index.html
  3. Воинский дух // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  4. Іллюк О. О. Співвідношення категорій «моральний дух» і «морально-психологічний стан» // Честь і закон : науковий журнал Національної академії Національної гвардії України. — 2014. — № 4.– С. 76–81.
  5. Іллюк О. О. Методика оцінювання морального духу особового складу / О. О. Іллюк // Людський фактор військових формувань: зміст оцінювання та прогнозування : монографія / О. О. Іллюк. — Х. : Акад. ВВ МВС України, 2012. — 251 с.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.