Боевая машина на воздушной подушке
Боевая машина на воздушной подушке, танк на воздушной подушке (в 1960-е годы в советской профессиональной среде за такими машинами также закрепилось шутливое прозвище ползолёты[1]) — плавающая сухопутная боевая бронированная машина (как правило — лёгкий или основной боевой танк, но существовали также аналогичные проекты боевых разведывательных машин, боевых машин пехоты и бронеавтомобилей), использующая воздушную подушку в качестве основного или вспомогательного движителя. Идея таких машин была впервые предложена в СССР в 1930-е годы и наиболее активно прорабатывалась в 1950-х — 1960-х годах там же, однако, несмотря на ряд успешных практических экспериментов, проекты машин не получили полноценной реализации, оставшись в лучшем случае на уровне ходовых макетов[2][3][4].
История
1930-е годы
Идея наземного аппарата, использующего для движения принцип воздушной подушки, впервые была предложена К. Э. Циолковским в 1927 году[1][5]. Уже в 1937 году коллектив Московского авиационного завода № 84 под руководством пионера в разработке судов на воздушной подушке (СВП), выдающегося советского инженера и конструктора В. И. Левкова (ещё в 1925 году обосновавшего возможность создания СВП и в середине 1930-х создавшего первые в мире образцы таких судов[6]) разработал первый в мире проект танка на воздушной подушке (по документам — «Земноводного подлетающего танка»), лёгкого по массе. В конце года был построен макет машины в масштабе 1:4, однако по неизвестным причинам проект, несмотря на положительные отзывы о нём ряда представителей военного руководства, дальнейшего развития не получил и опытный образец танка так никогда и не был построен[2][3]. В это же время Левковым был разработан эскизный проект десантного амфибийного судна на воздушной подушке для нужд сухопутных войск (по сравнению с проектом танка более схожего с уже существовавшими катерами, но сохранявшего способность двигаться по суше), имевшего пулемётное вооружение во вращающейся башне и способного перевозить до 20 человек десанта, которые могли вести огонь из личного оружия, не покидая машину; по заложенным в неё идеям данная машина близка к появившимся значительно позднее боевым машинам пехоты[2][3].
Приблизительно в одно время с Левковым на основе его исследований работы по созданию боевых машин, использовавших принцип воздушной подушки, проводил также авиаконструктор и изобретатель П. И. Гроховский, под руководством которого в ОКБ ВВС РККА был разработан проект двухместного бронеавтомобиля на воздушной подушке со вспомогательным колёсным движителем. Как и машина Левкова, проект не получил развития и в металле реализован не был[7].
1950-е — 1970-е годы
В послевоенный период в СССР работы над боевыми машинами на воздушной подушке вновь возобновились (так, в 1958 году работы по созданию танка на воздушной подушке велись в проектно-конструкторском бюро ЦЭЗ № 1; в их рамках, в частности, был построен ходовой макет машины на воздушной подушке в габаритах танка для проверки режимов движения, управляемости и маневренности и для отработки органов управления), однако длительное время носили лишь эпизодический характер[4].
Ситуация коренным образом изменилась в 1959 году, после появления сведений о разработке за рубежом собственных транспортных средств на воздушной подушке. Активные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по теме боевых машин на воздушной подушке были начаты во ВНИИ-100 (ВНИИТРАНСМАШ), которому в августе 1959 года Постановлениями Совета Министров СССР и Госкомитета СССР по оборонной технике было поручено начать работы по созданию сухопутной боевой техники, использующей принцип воздушной подушки в движении. К непосредственному созданию экспериментальных машин были привлечены ЦАГИ, ЦИАМ, НИИД, ОКБ ГКАТ и заводы СТЗ и ЧТЗ, тогда как на ВНИИ-100 были возложены теоретическая и экспериментальная отработка нового принципа движения, обоснование ТТТ на разработку специальной боевой машины (СБМ) на воздушной подушке и общая координация работ по теме. В рамках НИОКР по этой теме в первой половине 1960-х был создан и был всесторонне испытан ряд ходовых макетов (сугубо экспериментальные СМ-1 и Объект 904, Объект 760, компоновка которого ориентировалась на предполагаемые очертания боевой машины и Объект 8М-906, выполненный на базе шасси танка ПТ-76), были произведены конструктивные и компоновочные проработки боевых машин на воздушной подушке БРДМ-ВПК и БРДМ-ВПС. Сравнительные испытания проходимости построенных макетов с танком ПТ-76Б на болоте, снежной целине и воде продемонстрировали перспективность такого способа движения и дали значительный практический материал для создания других БМ особо высокой проходимости. В середине 1960-х во ВНИИ-100 по результатам выполненных ОКР были разработаны проекты различных боевых и десантных сухопутных машин на воздушной подушке, оснащённых управляемым ракетным вооружением, были изготовлены их макеты[1][4].
Работы продолжались вплоть до 1970-х годов включительно, но дальше создания ходовых макетов они так и не зашли, а создание специальных боевых машин на воздушной подушке в итоге было признано нецелесообразным. Тем не менее, произведённые НИОКР имели высокую ценность и сыграли существенную роль в разработке военных судов на воздушной подушке для ВМФ[1][4].
Перспективы создания
Применение в конструкции боевой машины воздушной подушки даёт ей существенные преимущества перед традиционной гусеничной бронетехникой — бо́льшие скорость, маневренность и плавность хода, очень высокую проходимость, возможность преодолевать водные преграды, практически полную неуязвимость от контактных мин и т. д[1][4]. С другой стороны, при этом существенно возрастают требования к мощности силовой установки и потребление топлива, элементы конструкции движителя имеют крупные габариты, конструкция машины существенно усложняется и становится более уязвимой (и, как следствие, ухудшается её ремонтопригодность)[1][8].
Для легкобронированных машин
Создание лёгких (авиадесантных, разведывательных и т. п.) боевых машин на воздушной подушке с противопульным бронированием (как использующих систему с воздушной подушкой в качестве основного движителя[8], так и использующих её для весовой разгрузки в сочетании с основным гусеничным либо колёсным движителем) отработано и не сопряжено с принципиальными проблемами технического характера[1][4]. Тем не менее, проекты таких машин дальнейшего развития не получили, а их создание по ряду причин было признано нецелесообразным и продолжает считаться таковым до настоящего времени[1].
Для машин с противоснарядным бронированием
Создание боевой машины на воздушной подушке, имеющей противоснарядное бронирование (аналога основного боевого танка), остаётся сопряженным с рядом трудноразрешимых на текущем уровне технического развития проблем. В случае сохранения адекватных для танка размеров машины и использования системы с воздушной подушкой в качестве основного движителя необходима силовая установка, достаточно компактная и при этом превосходящая по мощности танковые во много раз (так, для движения на высоте 30 сантиметров над землёй машина массой 45—50 тонн и габаритами танка должна иметь силовую установку мощностью порядка 8000 л. с.; существующие двигатели такой мощности попросту не могут быть вписаны в габарит танка, не говоря о его моторно-трансмиссионном отделении)[8]; данная проблема может быть компенсирована использованием гусеничного движителя в качестве основного, с применением воздушной подушки лишь для частичной разгрузки на грунте с низкой несущей способностью, но лишь отчасти[1]. Потребление топлива, значительное даже у танков с традиционной гусеничной ходовой частью, также возрастёт во много раз, существенно снизив автономность машины и требуя решения проблемы размещения дополнительных топливных баков[8]. Ещё одной проблемой является то, что даже в случае решения проблем с установкой достаточно мощного и компактного двигателя из-за общей массивности системы для создания воздушной подушки под неё нужно выделять значительную часть забронированного объёма (что не столь существенно для легкобронированных машин, но является критическим вопросом в случае основного боевого танка) и потребует решения множества дополнительных компоновочных проблем при проектировке.
В массовой культуре
Образ боевых машин на воздушной подушке (в особенности танков) весьма популярен в массовой культуре и встречается во множестве различных произведений, преимущественно научно-фантастических.
Мы всё ещё шутили и болтали, когда раздался грохот и треск, стена горящего дома обрушилась, и прямо из крутящегося огня, из тучи искр и дыма на нашу улицу выплыл, держась в метре над мостовой, штурмовой танк «Мамонт». Такого ужаса мы ещё не видели. Выплыв на середину улицы, он повёл метателем, словно осматриваясь, затем убрал воздушную подушку и с громом и скрежетом двинулся в нашу сторону. (Аркадий и Борис Стругацкие. «Хищные вещи века»)
В то же время отнюдь не все летающие на низкой высоте тяжёлые боевые машины в научной фантастике оснащены правдоподобной системой, обеспечивающей полёт — часто имеет место применение антигравитации и других вымышленных технологий.
Кинематограф
- В американском комедийном фильме «Сержант Билко» (1996) полностью вымышленные опытно-конструкторские работы по созданию танка на воздушной подушке и попытки их саботажа являются сюжетным фоном для основного действия.
Примечания
- Кемурджиан А. Л. [zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1999-07--num27 Их называли «ползолётами»] // Техника — молодёжи : журнал. — 1999. — № 7. — С. 25—27, 32—33.
- Игорь Желтов. Летающий танк профессора Левкова. // Танкомастер : журнал. — 2003. — № 5. — С. 12—15.
- Игорь Желтов. [zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/2004-02--num60 Летающий танк профессора Левкова.] // Техника — молодёжи : журнал. — 2004. — № 2. — С. 58—59. — ISSN 0320-331X.
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг. Подвижность // Техника и вооружение : журнал. — май 2009. — № 5. — С. 41—54. Архивировано 22 октября 2010 года.
- Неверный шаг в верном направлении // Энциклопедия для детей / глав. ред. М. Д. Аксёнова. — 1-е изд. — М.: Аванта+, 1999. — Т. 14. Техника. — С. 360—361. — 688 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-8483-0011-9.
- Никитин Б. В. Катера пересекают океан (глава «Испытатель „крокодилов“»). — Л.: Лениздат, 1980. . Дата обращения: 5 апреля 2011.
- Грибовский В. М. [zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1990-03--num66 Они были первыми] // Техника — молодёжи : журнал. — 1990. — № 3. — С. 63—65. — ISSN 0320-331X.
- Инженер-подполковник Е. Косырев. Танк вчера, сегодня, завтра // Наука и жизнь : журнал. — 1968. — № 4, 5.
Литература
- Инженер-подполковник Е. Косырев. Танк вчера, сегодня, завтра // Наука и жизнь : журнал. — 1968. — № 4, 5.
- Кемурджиан А. Л. [zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1999-07--num27 Их называли «ползолётами»] // Техника — молодёжи : журнал. — 1999. — № 7. — С. 25—27, 32—33.
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. — М.: «Экспринт», 2002. — Т. 1. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.
- Игорь Желтов. Летающий танк профессора Левкова. // Танкомастер : журнал. — 2003. — № 5. — С. 12—15.
- Игорь Желтов. [zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/2004-02--num60 Летающий танк профессора Левкова.] // Техника — молодёжи : журнал. — 2004. — № 2. — С. 58—59. — ISSN 0320-331X.
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг. Подвижность // Техника и вооружение : журнал. — май 2009. — № 5. — С. 41—54. Архивировано 22 октября 2010 года.