Богоявленский, Константин Васильевич

Константи́н Васи́льевич Богоявле́нский (17 (29) октября 1878, Самара — 20 марта 1942) — российский и советский инженер, автор первого известного проекта строительства Куйбышевского гидроузла. Глава Самарского технического общества, с 1910 по 1929 год занимался разработкой проекта сооружения крупного гидроузла на Средней Волге в районе Самарской Луки. Современниками характеризовался как «неутомимый агитатор и фанатик Волгостроя».

Константин Васильевич Богоявленский
Дата рождения 29 октября 1878(1878-10-29)
Место рождения
Дата смерти 20 марта 1942(1942-03-20) (63 года)
Место смерти
Страна
Род деятельности инженер

Биография

Родился в Самаре 17 (29) октября 1878 года.

В 1900 году, окончив Санкт-Петербургский практический технологический институт с дипломом инженера-механика, уехал на Дальний Восток. После окончания войны с Японией вернулся в Самару[1], где создал фирму, специализировавшуюся на работе с железобетоном[2]. Организовал в Самаре строительство канализационного коллектора и городской канализационной сети с применением железобетонных труб[1]. Разрабатывал проект борьбы с Аннаевскими песками — отмелью, которая в начале XX века грозила отрезать Самару от Волги. Предложил прорыть в песках канал, чтобы течение Волги размывало пески. Однако гласные Самарской городской думы сочли это предложение неэффективным[3].

В 1910 году окончил Императорское Московское техническое училище[4]. Дипломной работой был проект Усинской электростанции[5]. С 1913 года был руководителем Самарского отделения Русского технического общества[4].

С 1919 по 1929 год возглавлял созданную им комиссию по электрификации Волги, сначала действовавшую независимо, затем под эгидой научно-технического отдела Самарского губернского совета народного хозяйства[6].

Был арестован НКВД 31 декабря 1936 года; 9 августа 1937 года Военным трибуналом ПриВО приговорён к расстрелу по статьям 58-6 (шпионаж), 58-10 (контрреволюционная пропаганда или агитация) и 58-11 (контрреволюционная организационная деятельность) УК РСФСР[4]. По кассационной жалобе[7] определением Верховного суда СССР от 28 сентября 1937 года[4] расстрел был заменён 10 годами заключения в исправительно-трудовом лагере. Срок отбывал в Норильлаге, где был начальником проектного бюро лагпункта в Красноярске. Был вторично арестован 26 декабря 1940 года и 12 марта 1941 года осуждён судебной коллегией Красноярского крайсуда по статье 58-10 ч. 1 УК РСФСР. Приговорён к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях и 5 годам поражения в политических правах[7].

Скончался в Красноярском ИТЛ[4]. Реабилитирован 6 апреля 1961 года постановлением Верховного суда ВС РСФСР[7] (по другим данным, реабилитирован Верховным судом СССР 9 мая 1961 года[8]). Фото Константина Васильевича не сохранились[4].

В 1937 году, в один день с К. В. Богоявленским, по тем же статьям был приговорен к 10 годам в лагерях его 30-летний сын, инженер Виктор Константинович Богоявленский[9]. На следующий день, 10 августа 1937 года, вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1339 «О строительстве Куйбышевского гидроузла на реке Волга…»[10].

Проект Жигулёвского гидроузла

В 1910 году Богоявленский начал работу по проекту строительства гидроэлектростанции на Волге у Самарской Луки. Первоочередной своей задачей он ставил изучение энергетического потенциала Волги, технической осуществимости строительства гидроузла и анализ экономической эффективности[6]. Его целью было обеспечение индустриального развития региона при помощи дешёвой энергии[11]:

«…мы имеем… на Самарской Луке, благодаря исключительно благоприятным естественным условиям (геологическое строение Жигулей и Соколовых гор) единственное место, самой природой созданное для устройства плотины. Вообще в государственном масштабе это будет создание мощного центра энергии, распространяющего своё влияние на целые районы, лежащие в сотнях вёрст от Самары»

[12]

Позднее к работе подключился инженер Г. М. Кржижановский. В результате проект гидроузла включал строительство гидроэлектростанции и плотины в Жигулях, а также электростанции, канала и шлюзов в Переволоках, с общей мощностью 588,4 МВт и стоимостью 130 млн рублей в ценах 1913 года[13][6]. В 1913 году проект широко обсуждался на заседаниях Самарского технического общества[14]. Однако начинание успехом не увенчалось[14].

В апреле 1918 года Богоявленский выдвинул новую идею. Он предложил построить на Самарской Луке гидроэлектростанцию, которая использовала бы разницу уровня высот в 6 метров на деривационном спрямлении рек Уса— Волга. Возможность строительства плотины на Волге, впрочем, также упоминалась[14].

В начале следующего года самоорганизовалась Комиссия по изучению возможности сооружения гидроузла в составе 5 энтузиастов-инженеров: К. В. Богоявленского, его брата, А. В. Богоявленского, А. Ф. Ленникова, М. И. Гаврилова и Е. В. Лукьянова[15]. Руководство Самарской губернии поддержало инициативу, официально сформировав в апреле 1919 года «Комиссию по электрификации р. Волги в районе Самарской Луки» во главе с К. В. Богоявленским при научно-техническом отделе Самарского губернского совета народного хозяйства. На работу комиссии было выдано 73 тысячи рублей[16][17].

В 1919—1923 годах экспедиция в составе 5 членов комиссии и 2 техников-топографов провела обследование водораздела между Усой и Волгой у Переволок и поймы Волги от Ставрополя до Самары, в местах, где было возможно строительство гидротехнических сооружений[14]. Первые материалы о результатах с указанием задач и планах были отправлены в Центральный электротехнический совет (ЦЭС) уже 25 августа 1919 года[18].

Геодезические и гидрологические изыскания продолжались до 1923 года[19]. Все работы, кроме бурения и топографических съёмок, проводились членами группы на общественных началах, в свободное от выполнения служебных обязанностей время[6]. Велась большая просветительская работа с целью популяризации идеи электрификации Волги[6].

К 1924 году Комиссией был создан и обоснован проект Жигулёвского гидроузла в составе плотины на Волге с гидростанцией при ней, канала Ставрополь-Переволоки, ГЭС, шлюзов и плотоходов у Переволок. Общая мощность ГЭС предполагалась в 735,5 Мвт[20].

21 декабря 1927 года Константин Богоявленский выступал на заседании президиума губисполкома. Там он представил проект комплекса ГЭС на Самарской Луке, по которому 20 % стока направлялось бы в Переволокский гидроузел, а остальные 80 — в Жигулёвский. В постановлении губисполкома по поводу этого доклада говорилось: «Отмечая исключительную грандиозность и серьёзное значение проекта Волгостроя… сосредоточить на нём внимание не только правительственных учреждений, но и местных органов других губерний, заинтересованных в получении мощной энергии, а также и широких кругов трудящихся масс и общественности»[21].

В 1928 году Константин Васильевич Богоявленский, которого позднее, признавая его исключительно большую роль в планировании строительства Жигулёвской ГЭС[6], охарактеризуют как «…неутомимого агитатора и фанатика Волгостроя»[22], опубликовал брошюру «Волжская районная гидроэлектрическая станция. (К вопросу о Волгострое)». В ней излагался хорошо просчитанный с технической и экономической точки зрения проект комплекса из двух мощных гидроузлов — в основном русле Волги и в Переволоках[10]. Расчёты Богоявленского показывали, что такой проект «не менее осуществим», чем уже возведённые к тому времени старая Асуанская плотина на Ниле, Панамский и Суэцкий каналы, и его реализация позволила бы «создать энергетическую базу в Поволжье, довольно быстро окупить вложения, принести несомненную пользу для республики»[23]. Среди причин необходимости строительства ГЭС Богоявленский называл и неустойчивую урожайность зерновых культур в Средневолжской области и, как следствие этого, низкий уровень экономического положения: «Проблема индустриализации… вплотную упирается в вопрос о дешёвых источниках энергии»[24].

Богоявленский писал:

«Природа наградила нашу область специальной Самарской Лукой, скальным основанием для плотины, сама прорыла на 90 % Усинский канал, надо только закончить её работу… Но, увы, легче победить природу, чем инерцию привычных мыслей, пугающихся всего крупного, и только усилие воли тысяч смелых людей, поверивших в осуществимость этой технической идеи, может привести нас к осуществлению её. И первым этапом постройки явится составление серьёзного проекта, основанного на многолетних исследованиях ряда инженеров, экономистов и пр. Эта серьёзность изысканий — основное требование. Ряд ошибок на крупных работах стоит нам больших миллионов, только потому, что мы экономим на составлении проекта и на предварительных изысканиях маленькие тысячи»

Схему будущего гидроузла Богоявленский видел следующим образом. В районе «Жигулёвских ворот» устанавливалась плотина длиной 2800 м с глухим водосливом длиной 1280 м. В районе плотины сооружалась гидроэлектростанция, на которой устанавливалось 8-9 гидроагрегатов с рабочей высотой турбин около 11 метров и общей мощностью примерно в 150 000 кВт. Излишки воды направлялись в канал Ставрополь-Переволоки, использующий русло Усы. У Переволок должна была находиться вторая гидростанция мощностью до 370 000 кВт. Канал должен был быть судоходным, у плотины также должен был сооружён небольшой шлюз[25].

Не забыл Богоявленский и о сельском хозяйстве, созданное водохранилище и вырабатываемую ГЭС энергию предполагалось использовать для орошения Заволжья, являвшегося зоной рискованного земледелия из-за частых засух[25]. Основную же энергию от ГЭС Богоявленский предлагал использовать для развития химической и механической промышленности, а также деревообделочного, текстильного и цементного производства. Потребность местных предприятий в энергии оценивалась им в 180 МВт[13]. Среди возможных выгод от строительства подобного гидроузла Богоявленский называл: «…создание в области мощной промышленности. Сооружение гидроэлектростанции способствовало бы освоению несметных залежей гипса, известняка, мергеля, а расположенные вблизи Самары цементные заводы, алебастровые и каменные карьеры дадут возможность дёшево застроить нашу область и дадут материал на всю Нижнюю Волгу». А дешёвая энергия позволит развивать в регионе энергоёмкие отрасли промышленности, «в частности — производство с.-х. орудий и автомобилей… азотной кислоты и её производных путём связывания азота воздуха», и наладить производство искусственных удобрений: «Нет сомнения, что у нас в Союзе с поднятием сельского хозяйства азотистые удобрения также найдут своё применение»[Комментарии 1].

В январе 1929 года самарская комиссия была преобразована в научно-исследовательское бюро по изысканиям «Волгострой» при плановом отделе Средневолжского областного исполкома с участием в нём К. В. Богоявленского. Главным инженером стал А. В. Чаплыгин[26]. О дальнейшей роли Богоявленского в работах по проектированию Куйбышевского гидроузла сведений не имеется[25].

Комментарии

  1. После строительства Жигулёвской ГЭС в Ставрополе (ныне Тольятти) был построен крупнейший в СССР автомобильный завод по производству легковых автомобилей, и два завода по производству азотных удобрений, в том числе крупнейший в мире.

Примечания

  1. Барциковский Н. С. За холодной стеной. Бугульма, 1998. — С. 46. — 88 с. 1000 экз.
  2. П. Повов. Особняк для доктора (недоступная ссылка). Архитектурное бюро «Аста». Дата обращения: 26 февраля 2016. Архивировано 3 марта 2016 года.
  3. Этот день в истории края. Борьба с песками. Самарская старина. Колесо истории (27 мая 2007). Дата обращения: 2016-14-02.
  4. В. Ерофеев. Освоение и исследование Самарской Луки. Дата обращения: 14 февраля 2016.
  5. Сделаем Россию электрической: сборник воспоминаний участников Комиссии ГОЭЛРО и строителей первых электростанций / ред. кол.: П. С. Непорожний, В. Ю. Стеклов, О. Н. Тистрова. — М.; Л.: Госэнергоиздат, 1961. — С. 246. 4000 экз.
  6. Бурдин Е. А. «Гидростроительство в России…», 2010.
  7. Мартиролог. Красноярское общество «Мемориал». Дата обращения: 14 февраля 2016.
  8. Жертвы политического террора в СССР. Общество «Мемориал». Дата обращения: 14 февраля 2016.
  9. Мельник С. Г. Неизвестная ГЭС в Жигулях. Начало. Забытый Тольятти. ТЛТгород.ру. Дата обращения: 14 февраля 2016.
  10. Мельник С. Г. Да будет свет! // Relga : электронный журнал. — 20.04.2009. № 6 (186). ISSN 1814-0149.
  11. Богоявленский, 1928, с. 8.
  12. Богоявленский, 1928, с. 5.
  13. Богоявленский, 1928, с. 14.
  14. История создания Куйбышевского водохранилища, 2012, с. 222.
  15. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. 1000. Оп. 3. Д. 70. Л. 1 об.-2. [Цит. по Бурдин Е. А. «Гидростроительство в России…», 2010]
  16. Комзин И. В. Волжская ГЭС имени В. И. Ленина / И. В. Комзин, Е. В. Лукьянов. — Куйбышев: Куйб. книжное изд-во, 1960. — С. 14. — 120 с.
  17. ЦГАСО. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 70. Л. 2. [Цит. по Бурдин Е. А. «Гидростроительство в России…», 2010]
  18. Комзин И. В. Волжская ГЭС имени В. И. Ленина / И. В. Комзин, Е. В. Лукьянов. — Куйбышев: Куйб. книжное изд-во, 1960. — С. 16. — 120 с.
  19. Бурдин Е. А. Гидростроительство в России: от Самарского Волгостроя к Большой Волге (1930-1980 гг.). Ульяновск, 2010. — 222 с. — ISBN 978-5-86045-392-0.
  20. Комзин И. В. Волжская ГЭС имени В. И. Ленина / И. В. Комзин, Е. В. Лукьянов. — Куйбышев: Куйб. книжное изд-во, 1960. — С. 22. — 120 с.
  21. В. Ерофеев. Освоение и исследование Самарской Луки. Дата обращения: 14 февраля 2016..
  22. Филиал Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД). Ф. Р-309. Оп. 1-1. Д. 193. Л. 5. [Цит. по Бурдин Е. А. «Гидростроительство в России…», 2010]
  23. Богоявленский, 1928.
  24. Богоявленский, 1928, с. 1.
  25. Мельник С. Г. Неизвестная ГЭС в Жигулях (Окончание). Забытый Тольятти. ТЛТгород.ру (28 августа 2013). Дата обращения: 14 февраля 2016.
  26. ЦГАСО. Ф. Р-779. Оп. 2. Д. 28. Л. 16 об. [Цит. по Бурдин Е. А. «Гидростроительство в России…», 2010]

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.