Битва лапифов с кентаврами

Битва лапифов с кентаврами или Кентавромахия — в древнегреческой мифологии сражение, которое произошло из-за попытки похищения невесты Пирифоя на его свадьбе. В нём участвовал друг Пирифоя Тесей. Битва стала началом большой войны, в которой, по данным большинства источников, победили лапифы. Кентавромахия стала источником сюжетного материала для ряда произведений античной литературы, а также для изобразительного искусства древности и Нового времени. Существует предположение, что кентавры и лапифы действительно существовали и враждовали между собой[уточнить].

Себастьяно Риччи
Битва кентавров и лапифов, ок.1715

В мифологии

Царь лапифов Пирифой пригласил на свой свадебный пир на горе Пелион множество гостей, в том числе олимпийских богов — за исключением Ареса и Эриды.

Среди приглашенных были представители многочисленного племени кентавров, соседей и родичей лапифов. До этого они никогда не пили вина, а на этой свадьбе накинулись на него, причем не разбавляли водой, и поэтому напились и начали буйствовать[1]. Один из кентавров (Эврит или Эвритион) набросился на невесту, другие его сородичи — на ближайших женщин и мальчиков[2]. Жених Пирифой и его друг Тесей бросились спасать Гипподамию, отрезали уши и нос кентавру. Среди погибших особенно известен лапиф Кеней, который был неуязвим, поэтому кентавры забросали его соснами, под которыми и погребли его заживо.

В культуре

Роберт Грейвс пишет об этом следующее:

Как лапифы, так и кентавры утверждали, что они происходят от Иксиона, и имели общий культ лошади. Это были примитивные племена горцев, населявшие Северную Грецию; их междоусобицей воспользовались эллины, вступив сначала в союз с одними, а затем с другими. Эти горцы, вероятно, практиковали групповой брак и тем самым прослыли среди моногамных эллинов неразборчивыми в половых отношениях. Остатки этого неолитического народа сохранялись в аркадских горах и на горе Пинд вплоть до классической эпохи. (…) Мало вероятно, чтобы битва между лапифами и кентаврами, изображенная на фронтоне храма Зевса в Олимпии (Павсаний V.10.2), в святилище Тесея в Афинах (Павсаний I.17.3) и на эгиде Афины (Павсаний I.28.2), была только сражением между двумя пограничными племенами. Поскольку она была связана с царским свадебным пиром, которому оказали честь боги и на котором дружкой был украшенный львиной шкурой Тесей, то скорее всего эта свадьба относится к какому-то ритуалу, имеющему особую важность для всех греков. Геракл в львиной шкуре тоже сражался с кентаврами на аналогичном празднике. Гомер называет кентавров «косматыми дикими зверями», и поскольку в ранней греческой вазописи они не отличаются от сатиров, то сакральное изображение, вероятно, запечатлело нового царя, — неважно кого, — сражающегося с танцорами, переодетыми в зверей. Это событие А. М. Хокарт в книге «Царская власть» называет неотъемлемой частью древней церемонии коронации. Эвритион играет классическую роль похитителя.[3]

Примечания

  1. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 21
  2. Аполлодор. Эпитома I.21; Диодор Сицилийский IV.70; Гигин. Мифы 33; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия VII.304
  3. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции. 102. Лапифы и кентавры
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.