Берлинская декларация об открытом доступе к знаниям в области естественных и гуманитарных наук
Берли́нская деклара́ция об откры́том до́ступе к нау́чному и гуманита́рному зна́нию (Берли́нская деклара́ция) — принятая в 2003 году декларация, которая вместе с Будапештской инициативой 2002 года и Бетесдским заявлением об открытом доступе к публикациям 2003 года определили ведущие принципы движения за открытый доступ (ОД). Берлинская декларация была опубликована 22 октября 2003 года по итогам конференции, организованной Обществом Макса Планка в Берлине, в которой приняли участие представители крупнейших международных научных и спонсорских организаций. Берлинская декларация предложила практические пути внедрения ОД — предоставление финансирования исследователям и стипендиатам для публикации работ в журналах открытого доступа, продвижение идей открытой науки в просветительской сфере, а также содействие юридическим и финансовым аспектам политики ОД и создание онлайн-репозиториев для хранения копий работ. Главным отличием Берлинской декларации от предыдущих документов стало то, что она определяла открытый доступ не только в отношении к рецензируемым научным работам, но и к базам данных, источникам, цифровым копиям графических материалов и научным работам в мультимедийной форме.
Контекст
Движение за открытый доступ
Берлинская декларация стала одним из трёх основополагающих документов, определяющих принципы движения за открытый доступ, которое начало формироваться в конце 1990-х — начале 2000-х годов в качестве реакции на кризис традиционной системы научных публикаций. Издательский рынок академической литературы был монополизирован четырьмя крупнейшими издательствами — Reed-Elsevier, Wiley-Blackwell, Springer и Taylor & Francis, которые к 2013 году контролировали до 53 % публикаций академической литературы. Из-за фактического отсутствия конкуренции издательские дома установили высокие цены на институциональные подписки, через которые исследователи получали доступ к научной литературе. В 1990—2000-е годы, несмотря на всеобщий переход к электронным форматам и снижение затрат на печать, цена академической подписки по-прежнему оставалась высокой и на 2020-й составляла от $1500 до $3000 за журнал. Как правило, подписки оплачивались из бюджета университетских библиотек. В качестве альтернативы формальным практикам с развитием интернета начали появляться первые легальные репозитории препринтов и нелегальные теневые библиотеки, публикующие статьи и книги в свободном доступе. Так, в 1991 году был создан архив препринтов по физике arXiv.org, 2003-м — библиотека Public Library of Science, а в 2008-м начало функционировать крупнейшее пиратское онлайн-хранилище научной литературы Library Genesis. Одновременно всё больше исследователей и активистов начали привлекать внимание к существующей системе пейволлов, скрывающих доступ к научной литературе, и призывать к повсеместному внедрению открытого распространения научного знания. Начиная с 2001 года инфраструктура движения за открытый доступ начала стремительно развиваться, и уже к февралю 2021 года было зарегистрировано 15 967 журналов ОД и более 5 млн открытых статей[1][2][3][4].
Будапештская декларация открытого доступа
Будапештская инициатива открытого доступа была принята в 2002 году по результатам конференции, организованной в декабре 2001 года Институтом «Открытое Общество» в Будапеште. Конференция была посвящена определению стратегий по достижению открытого доступа[5][6][7][8][9][10]. Согласно данному Будапештской инициативой определению, ОД — это бесплатный доступ к научной литературе, осуществляемый через интернет и позволяющий любому пользователю читать, загружать, копировать, распространять, распечатывать, искать или ссылаться на полные тексты работ при отсутствии любых финансовых, правовых и технических ограничений. Право автора на контролирование целостности текста, а также обязательное указание авторства при использовании и цитировании являются двумя единственными возможными ограничениями на распространение и воспроизведение работ. Инициатива также определила необходимость установления единого стандарта лицензирования посредством введения открытых лицензий для всех исследований, финансируемых на средства налогоплательщиков[11]. По состоянию на начало апреля 2021 года, декларацию подписали 976 организаций[12].
Бетесдское заявление об открытом доступе к публикациям
Бетесдское заявление об открытом доступе к публикациям было принято по результатам проведённой в апреле 2003 года встрече академических организаций, научных сообществ и библиотек для адаптации Будапештской инициативы к отрасли биомедицины, рассматривая вопрос ОД с перспективы финансирующих организаций. Конференция была организована Медицинским институтом Говарда Хьюза[13][14]. Бетесдское заявление дополнило уже существующую Будапештскую инициативу, предложив два условия для определения публикации в открытом доступе — разрешение автора, дающее пользователям лицензию на копирование, использование, распространение, передачу, отображение, создание и распространение работ, а также немедленная подача копии публикации в онлайн-цифровой репозиторий научно-исследовательского института или организации, чтобы она соответствовала стандартам совместимости и сохранности. В дополнение к этому Бетесдское заявление предложило введение специализированных обозначений в библиотечных каталогах и базах данных для принявших принципы ОД журналов[15][16][6].
Принятие
Берлинская декларация продолжила идеи и принципы, обозначенные в Будапештской инициативе и Бетесдском заявлении. Декларация была принята 22 октября 2003 года, по результатам международной конференции[17], организованной Обществом Макса Планка в Берлине. На встрече присутствовали крупные немецкие и международные научные организации, а также ведущие научно-исследовательские институты и учреждения, занимающиеся спонсорской поддержкой исследований[18]. Конференция была посвящена роли интернета в продвижении идей открытой науки и разработке конкретных мер, которые организации смогли бы внедрить для достижения принципов ОД[19][20][21].
Основные принципы
Декларация установила фундаментальные принципы использования интернета в распространении научного знания, а также сформулировала необходимые условия для развития открытой науки[22]. Как и Бетесдское заявление, Берлинская декларация определила открытый доступ как право на копирование, использование, распространение и передачу работы публично в любом цифровом пространстве при уточнении авторства публикации[23]. Однако главным отличием Берлинской декларации от предыдущих документов стало то, что она определяла открытый доступ не только в отношении к рецензируемым научным работам, но и к базам данных, источникам, цифровым копиям графических материалов и научным работам в мультимедийной форме[24].
Для достижения этих целей Берлинская декларация предложила ряд стратегий, таких как поощрение исследователей и стипендиатов в стремлении публиковать работы в соответствии с принципами открытого доступа; побуждение спонсоров к внедрению принципов открытой науки в гранты; разработка средств и способов оценки публикаций ОД и онлайн журналов для создания новой системы оценки научного вклада; разработка альтернативной инфраструктуры открытого доступа[25]. Сторонники инициативы призывали образовательные и научные учреждения к поддержке декларации, и уже спустя четыре года после принятия документ подписали 233 организации[20].
Наша миссия по распространению знаний будет выполнена лишь частично, если информация не будет доступна обществу в простой и универсальной форме. Продолжая развитие традиционных методов, всё активнее следует содействовать и развитию новых возможностей распространения знаний посредством Интернет по принципу открытого доступа (парадигма Open Access). Open Access мы определяем как всеобъемлющий источник общечеловеческого знания и культурного наследия, признанного научным сообществом. Для реализации идеи всеобъемлющей и общедоступной презентации знаний необходимо, чтобы Интернет будущего отличался такими свойствами, как стабильность, интерактивность и прозрачность. Информация и программное обеспечение должны находиться в открытом доступе и характеризоваться высокой степенью совместимости[25].Берлинская декларация открытого доступа
После принятия Берлинской декларации был организован ряд последующих конференций, посвящённых развитию и дополнению ранее изложенных принципов[20]. Так, в марте 2005-го, была проведена встреча под неформальным названием «Берлин-3», нацеленная на подведение промежуточных результатов по итогам принятия декларации. В результате участники конференции выпустили заявление, ставшее дополнением к декларации 2003 года. Оно определило две основных стратегии принятия ОД организациями[26][27][21]:
- в институциональную политику научных и образовательных организаций должно быть внесено требование о размещении всех публикуемых работ в репозиториях открытого доступа;
- исследователи должны поощряться в стремлении публиковаться в журналах открытого доступа, для чего им должна быть предоставлена вся необходимая поддержка и инфраструктура открытого доступа.
Таким образом, Берлинская декларация впервые обозначила необходимость создания институциональных репозиториев научных работ и развития принципов самоархивирования — самостоятельного размещения авторами электронных копий своих работ в интернете с целью обеспечения к ним свободного доступа. При создании репозиториев рекомендовано учитывать международный протокол сбора метаданных — Open Archives Initiative Protocol for Metadata Harvesting[28]. Помимо этого, организации призывались к сотрудничеству для создания единой функционирующей системы обмена препринтами и новых инновационных моделей публикаций[29][30].
Впоследствии принципы Берлинской декларации были расширены для применения к открытым данным[31].
Подписи
Изначально декларацию подписали следующие представители международных организаций[32]:
- Бернар Ларрутюру из Национального центра научных исследований (CNRS)
- Юрген Миттельштрасс из Европейской Академии
- Паоло Галуцци из Института и Музея истории науки, Флоренция
- Кристиан Брешо из Inserm
- Йехуда Элкана из Центрально-Европейского университета
- Жан-Клод Гедон из Института «Открытое Общество»
- Мартин Рот из Галереи старых мастеров в Дрездене
- Фридрих Гайсельманн из Deutscher Bibliotheksverband
- Хосе Мигель Руано Леон из Министрества образования и культуры при Правительстве Канарских островов
- Дитер Симон из Берлин-Бранденбургской академии наук
- Йенс Браарвиг из Норвежского института палеографии и исторической филологии
- Петер Ширмбахер из Deutsche Initiative für Netzwerkinformation
Всего, по состоянию на май 2021 года, декларацию подписало 682 представителей научных и спонсорских организаций[32].
Примечания
- Find open access journals & articles . DOAJ. Дата обращения: 25 февраля 2021. Архивировано 27 августа 2016 года.
- Brian Resnick and Julia Belluz. The war to free science . Vox (10 июля 2019). Дата обращения: 22 апреля 2021. Архивировано 11 апреля 2021 года.
- Алена Глазунова. Жизнь науки в киберпространстве . Частный Корреспондент (29 ноября 2017). Дата обращения: 19 апреля 2021. Архивировано 24 мая 2021 года.
- Gerschenson, 2020, с. 254—261.
- Guerrero, 2004, с. 157—161.
- Leite, 2016.
- Budapest Open Access Initiative . BOAI. Дата обращения: 5 апреля 2021. Архивировано 30 июля 2020 года.
- Гладкова, 2011.
- BOAI: leading the charge on open access publishing . Research Features (30 ноября 2017). Дата обращения: 19 февраля 2021. Архивировано 18 января 2021 года.
- Будапештская Инициатива «Открытый доступ»: часто задаваемые вопросы . Budapest Open Access Initiative. Дата обращения: 19 февраля 2021. Архивировано 22 апреля 2021 года.
- Российская общественная инициатива открытого доступа . Частный корреспондент (23 апреля 2015). Дата обращения: 8 апреля 2021. Архивировано 22 апреля 2021 года.
- View Signatures . Budapest Open Access Initiative. Дата обращения: 8 апреля 2021. Архивировано 22 апреля 2021 года.
- Velterop, 2005.
- EiFL, 2009.
- Bailey, 2006, с. 13—16.
- Iskakov, 2017, с. 4—10.
- Berlin Declaration on Open Access to Knowledge in the Sciences and Humanities . Max Planck Institute for the history of science. Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
- Свободный доступ к научным публикациям как современная тенденция развития научной коммуникации . Электронный научный журнал "Современные проблемы науки" (13 декабря 2011). Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 18 августа 2021 года.
- Трищенко, 2017, с. 57.
- Jones, 2007, с. 33—34.
- Harnad, 2005.
- Засурский, 2018, с. 47.
- Peter Suber, 2012.
- Pampel, 2014, с. 214.
- Берлинская Декларация об открытом доступе к научному и гуманитарному знанию . Open Access. Дата обращения: 24 мая 2021. Архивировано 13 апреля 2021 года.
- Bailey, 2006, с. 17—18.
- Bateman, 2006, с. 165—168.
- Романова, 2013, с. 113.
- Envisioning the Berlin Declaration on Open Access to Knowledge in the Sciences and Humanities . Excellence Cluster Topoi. Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 21 августа 2021 года.
- Chiarelli, 2019, с. 15.
- Klump, 2009.
- Signatories . Open Access. Berlin Declaration. Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 8 мая 2021 года.
Литература
- Гладкова З.В. Свободный доступ к научным публикациям как современная тенденция развития научной коммуникации. — 2011. — Вып. 6.
- Засурский И. И., Трищенко Н. Д. Методические рекомендации по распространению, лицензированию и использованию материалов открытого доступа. — Ваше цифровое издательство. — Москва, 2018. — 60 с.
- Романова И.М. Создание цифрового репозитория ИВиС ДВО РАН — открытого архива научной информации // Материалы конференции, посвящённой дню вулканолога "Вулканизм и связанные с ним процессы". — 2013. — С. 113—117.
- Трищенко Н. Д. Открытый доступ к науке: анализ преимуществ и пути перехода к новой модели обмена знаниями. — Ассоциация интернет-издателей; Кабинетный учёный. — Москва, 2017. — 200 с. — ISBN 978-5-7584-0154-5.
- Bailey C. What is open access? // Open Access: Key Strategic, Technical and Economic Aspects. — 2006.
- Bateman J. The Access Principle: the case for open access to research and scholarship // Linguistics and the Human Sciences. — 2006. — С. 165—168. — doi:10.1558/lhs.v2i1.165.
- Chiarelli A., Johnson R., Richens E., Pinfield S. Accelerating Scholarly Communication: The Transformative Role of Preprints. — 2019. — doi:10.5281/zenodo.3357727.
- Costa M., César Lima Leite F. Open access in the world and Latin America: A review since the Budapest Open Access Initiative // Transinformação. — 2016. — Т. 28, вып. 1.
- Gerschenson S., Polikoff M., Wang R. When Paywall Goes AWOL: The Demand For Open-Access Education Research (англ.) // Educational Researcher. — 2020. — Vol. 49, iss. 4. — P. 254—261. — doi:10.3102/0013189X20909834.
- Guerrero R., Piqueras M. Open access. A turning point in scientific publication (англ.) // International Microbiology. — 2004. — Iss. 7. — P. 157—161.
- Jones C. Institutional Repositories: Content and Culture in an Open Access Environment. — Chandos Publishing. — Oxford, England, 2007.
- Harnad S. The Implementation of the Berlin Declaration on Open Access // D-lib Magazine. — 2005. — Т. 11, вып. 3.
- Klump J., Wächter J. Open Access to Data and the Berlin Declaration // Research Gate. — 2009.
- Pampel H., Dallmeier-Tiessen S. Open Research Data: From Vision to Practice // Open Science. The evolving guide on how the internet is changing research, collaboration and scholarly publishing. — 2014. — С. 213—225.
- Suber P. Open Access. — The MIT Press. — 2012.
- Искаков А.Е., Вечкинзова Е.А. Анализ положения политики открытого доступа в казахстанской науке // Научная периодика: проблемы и решения. — 2017. — Т. 7, № 1. — С. 1—13.
- Velterop J. Open Access Publishing And Scholarly Societies (англ.). — Open Society Institute. — New York, 2005. — 34 p.
- EiFL. Справочник для библиотек по авторскому праву и смежным вопросам. — EiFL.net. — 2009.