Белое население Мексики
Белое население Мексики — мексиканцы, имеющие европейские корни. Являются вторым крупнейшим этносоциальным обществом после метисов. Вопреки распространённому мнению, они не являются в основном потомками испанских колонистов, а также в значительной степени состоит и из потомков европейских мигрантов, прибывших в Мексику в XIX и XX веках. Так как официальная власть избегает в статистиках определение «белые мексиканцы», то оценивать их точное количество невозможно. Это также даёт почву для субъективных оценок их доли от общего населения. Так, часто к белым мексиканцам причисляют метисов со значительным преобладанием европейской крови или имеющих выраженные европейские черты и светлую кожу. И таким образом их доля от общего наделения может варьироваться от 9 до 20 %.
Сами же потомки колонистов, или креолы составляют сегодня крайне малую долю населения в результате метисации с индейцами, с которыми они жили бок о бок веками в результате многовекового соседства и ксенофобской политики, послереволюционной Мексики, в результате которой большинство креолов покинули Мексику, перебравшись в основном в США, реже в южную Европу или Испанию.
Первые европейцы — испанцы, начали массово прибывать в Мексику после уничтожения Ацтекской империи и в течение долгого времени составляли элитное меньшинство вплоть до независимости Мексики и назывались креолами. Часть испанцев, преимущественно мужчины женились на индейских женщинах, от союзов которых рождались дети-метисы, ныне составляющие основное население Мексики. В XIX и XX веках в Мексику стали прибывать белые из США или мигранты из Европы, в том числе британцы, французы, немцы, евреи и другие. Чаще они имели при себе капитал и начинали развивать бизнес, становясь средним классом.
Распределение населения
Если мексиканец при переписи населения может назвать себя индейцем или чернокожим, основываясь на культурной идентичности, то белых и креолов определяют по внешним признакам: цвету кожи, глаз и волос[1]. Креолами заселены преимущественно северные регионы Мексики, составляющие там абсолютное большинство от основного населения со времён испанской колонизации. В частности штаты с самой высокой долей белого населения являются Чиуауа (50 %), Сонора (62 %) и Нуэво-Леон (55 %)[2]. Однако в результате внутренней миграции населения, наблюдается постепенное изменении данной тенденции[3].
Доля белой крови у метисов составляет от 40 до 45 %, в Мехико эта доля составляет от 21 % до 32 %[2].
В 2010 году «Национальный совет по предупреждению о дискриминации» (CONAPRED) высказал беспокойство, что в мексиканском обществе по прежнему остаётся сильная расовая дискриминация против индейского и чёрного населения Мексики со стороны креолов и сохранения в обществе привилегий у белого населения со времён колониального периода[4][5]. Светлость кожи по прежнему остаётся признаком статуса, так при опросе, 47 % мексиканцев стремились отнести себя к светлокожим, (54 % женщин и 40 % мужчин), даже если такими далеко не являлись. CONAPRED связывает это с навязыванием обществу стереотипов через местную рекламу и издания, где по прежнему показываются белые модели, укрепляя стереотип, что белая кожа является признаком красоты и статуса. Мужчины меньше подвержены подобным стереотипам[6].
История
Мексиканские креолы являются потомками испанских переселенцев, начавших массово прибывать в Мексику в XVI веке. В XVI веке туда прибыло 240 000 испанцев, ещё 450 000 в XVII веке[7]. Большинство из них были солдатами и моряками, прибывшими из Эстремадуры, Андалузии и Ла Манчи[8]. Помимо этого, испанцами был представлен и весь высший свет Новой Испании. Долгое время, в результате продолжающихся миграций и сокращения численности индейского населения, доля креолов продолжала увеличиваться[9][10]. Испанский язык приобрёл статус единственного официального языка в Мексике[9][11], также единственной разрешённой религией стало католичество[9][12]. Сами испанцы составляли элиту колониального общества и именовали себя креолами[13]. Определение креол позже стало официально обозначать любого светлокожего человека до XX века[12]. Они обладали бо́льшими правами и привилегиями, чем метисы и индейцы, создав специальную кастовую систему[9][11]. Само слово «испанский», фактически стало синонимом «цивилизованный» в противовес индейским «дикарям»[9]. В течение столетий, когда культурная близость привела к метизации значительной части населения, затронувшей частично и дворян, под понятием «креолы» и «индейцы» стали скорее пониматься люди, исповедующие определённые ценности, первые, из которых являлись хранителями испанской культуры и католической церкви[14].
По состоянию на XIX век, чистокровные креолы составляли 18 % от общего населения Мексики, что было самой высокой долей за всю историю Месики. Разделение на классы и политический расизм стал одной из главных причин войны за независимость Мексики и усиления испанофобских настроений среди мексиканского населения. Новое правительство проводило ксенофобскую политику по отношению к креолам, объявив их чужим и нежеланным элементом общества[15], проводя погромы, убийства и отнимая земли и фермеров[16][17]. Подобная политика продолжалась в течение 100 лет, вплоть до середины XX века, за которое время Мексику покинуло более 3,5 миллионов креолов[18]. Исход креолов привёл к тому, что этническая картина белых стала меняться в процентном соотношении так как одновременно прирост населения происходит за счёт миграции белого населения из Европы, Аргентины и США[14]. Несмотря на политику испанофобии, после революции, креолы быстро заняли почти все экономические и политические сферы, особенно в Мехико[10][11]. Новая власть поощряла миграцию из Европы, так как она способствовала экономическому росту Мексики, в то время, как индейцев обвиняли в экономической отсталости[10]. Для этого государство могло даже отнимать земли у католической церкви для нужд мигрантов из Европы, преимущественно из Германии и Италии. Миграция европейцев и американского населения на север Мексики привело к усилению влияния протестантства[14].
Последний раз креолы, как национальная группа, официально учитывались в 1921 году и составляя примерно 10 % от населения[11]. Также белое население всё в большей мере состояло из других европейцев, мигрировавших из Европы, в основном британцев, французов и немцев[12]. На рубеже XIX и XX веков, практически все креолы и мигранты из Европы жили в крупных городах, в анклавах и занимались предпринимательством, быстро обогащаясь и повышали свой уровень жизни. Это было причиной их вялой ассимиляции в мексиканское общество и укрепляло стереотипы, что успех и богатство связано со светлой кожей[11][14]. Белое население продолжало укреплять свои экономические позиции в стране, пока президент Диас Порфирио не национализировал большинство их предприятий. Это оказалось шоковой терапией для белого населения и быстро понизило жизненный уровень, многие из которых в результате покинули Мексику[14].
В 1883 году государство подписало указ о поддержки миграции из Ирландии, Германии и Франции[19]. Так к 1914 году, в Мексику прибыло до 100 000 мигрантов из разных стран Европы, которые снова быстро захватили многие сектора экономики[20]. Например французы и испанцы контролировали текстильную промышленность, торговлю и принимали основное участие в индустриализации страны.[11][14]. Американские мигранты контролировали нефтяную и горнодобывающую промышленности и даже появилось такое понятие, как торговец-конкистадор, обозначающий предпринимателя из США или Европы, которых приехал в Мексику, чтобы обогатится на каком либо деле и затем вернуться на родину[11][14]. Многие предприниматели из Техаса заработали крупное денежное состояние таким образом[14]. Это привело изменениям в миграционной политике Мексики, ограничивающей иностранцам возможность вести предпринимательское дело[11]. Однако долгое время, вплоть до 70-х годов XX века, белые мексиканцы были фактически единственными представителями среднего класса и по сей день составляют её значительную часть[21].
Современное положение
Несмотря на попытку мексиканского правительства уровнять социальное положение белых и метисов, составляющих большинство населения Мексики, белые мексиканцы по прежнему остаются самым привилегированным классом общества, составляют основную часть политической и культурной элиты[10]. Светлая кожа по прежнему считается хорошим статусом, и вызывает более лёгкое доверие у незнакомцев[3]. Белые, или как их в Мексике называют гуэро или бланко, обязательно ассоциируются с людьми, имеющими хорошее образование и материальный достаток. Особенно это ярко выражено в Мехико и других крупных городах[22]. На протяжении всей истории мексиканского кинематографа и сегодня в мексиканских фильмах наблюдается доминирование белых актёров[23].
Хотя политический курс после Мексиканской революции взял курс на то, чтобы сделать метисов господствующим классом, представленным также и в элите с политикой, в реальности большинство социальных и политических деятелей по прежнему составляют белые или креолы . Это является причиной социального напряжения между белыми и метисами. Сегодня нет официальных подсчетов белого населения, но по неофициальным оценкам, оно составляет менее 10 % от общей численности[25]. По другим данным эти цифры разнятся от 20 % до 5 % исходя из того, по каким критериям группу населения относят к креолам. В одних случаях учитываются чистокровные потомки испанских колонистов, в иных — метисы с преобладанием испанской крови[25], чья доля индейский крови составляет от 20 % до 10 %.[26]. Другие статистики учитывают идентификацию населения с креолами и она может составлять от 6 до 20 % среди общего населения[27].
Примечания
- «Encuesta Intercensal 2015» Архивная копия от 22 апреля 2017 на Wayback Machine, «INEGI», Mexico, December 2015. Retrieved on 28 April 2017.
- Salzano, FM; Sans, M. Interethnic admixture and the evolution of Latin American populations (англ.) // Genet. Mol. Biol. : journal. — 2014. — Vol. 37. — P. 151—170. — doi:10.1590/s1415-47572014000200003. — PMID 24764751.
- Encyclopædia Britannica: Mexico Ethnic groups (15 января 2015).
- «Encuesta Nacional Sobre Discriminación en Mexico», «CONAPRED», Mexico DF, June 2011. Retrieved on 28 April 2017.
- «DOCUMENTO INFORMATIVO SOBRE DISCRIMINACIÓN RACIAL EN MÉXICO», CONAPRED, Mexico, 21 March 2011, retrieved on 28 April 2017.
- «21 de Marzo Día Internacional de la Eliminación de la Discriminación Racial» pag. 7, CONAPRED, Mexico, 21 March. Retrieved on 28 April 2017.
- Axtell, James. The Columbian Mosaic in Colonial America (неопр.) // Humanities. — Т. 12, № 5. — С. 12—18. Архивировано 17 мая 2008 года. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 мая 2017. Архивировано 17 мая 2008 года.
- Viajes | Coria | Extrema Tours (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 мая 2017. Архивировано 7 марта 2016 года.
- Fortes de Leff, Jacqueline. Racism in Mexico: Cultural roots and clinical interventions (англ.) // Family Process : journal. — Vol. 41, no. 4. — P. 619—623. — doi:10.1111/j.1545-5300.2002.00619.x.
- Alejandra M. Leal Martínez (2011). For The Enjoyment of All:" Cosmopolitan Aspirations, Urban Encounters and Class Boundaries in Mexico City (PhD thesis). Columbia University Graduate School of Arts and Sciences 3453017.
- Martinez Montiel, Luz María Población inmigrante (исп.) (недоступная ссылка). México Multicultural. Mexico: UNAM. Дата обращения: 19 июля 2011. Архивировано 22 июля 2011 года.
- Francisco Lizcano Fernández (2005). Composición Étnica de las Tres Áreas Culturales del Continente Americano al Comienzo del Siglo XXI (PDF) (PhD thesis). Centro de Investigación en Ciencias Sociales y Humanidades, UAEM, Mexico. Архивировано из оригинала (PDF) 2008-09-20. Дата обращения July 19, 2011. Архивная копия от 26 июня 2013 на Wayback Machine
- Tlaxcala . New Advent Catholic Encyclopedia. Дата обращения: 11 марта 2012.
- Buchenau, Jurgen. Small numbers, great impact: Mexico and its immigrants, 1821-1973 (англ.) // Journal of American Ethnic History : journal. — Vol. 20, no. 3. — P. 23—49.
- Los españoles en el México Independiente Colegio de México, pps. 620—622
- Estado de México, Textos de su historia, Institute Mora, Mexico State govement, Toluca, 1996. pp.227-230.
- Los españoles en el México Independiente Colegio de México, pps. 624—627
- Patricia Rivas. Reconocerán nacionalidad española a descendientes de exiliados :: YVKE Mundial . Radiomundial.com.ve. Дата обращения: 10 июля 2010. Архивировано 5 января 2011 года.
- Georgette Emilia José Valenzuela. Guía e inventario del archivo Manuel González: acervos históricos (исп.). — México, D. F.: Universidad Iberoamericana, 1993. — С. 39.
- Jean Meyer (исп.) 16–17. Дата обращения: 5 января 2014. Архивировано 6 января 2014 года.
- México, primer lugar en migrantes internacionales (исп.). United Nations. criteriohidalgo.com (23 апреля 2013). Архивировано 27 декабря 2014 года.
- Nutini, Hugo; Barry Isaac (2009). Social Stratification in central Mexico 1500—2000. University of Texas Press, p. 55.
- Why is there a dominance of white actors in Latin American movies and TV shows?
- Central Intelligence Agency (CIA). North America: Mexico . The World Factbook. — «mestizo (Amerindian-Spanish) 60%, Amerindian or predominantly Amerindian 30%, white 9%, other 1%». Дата обращения: 11 апреля 2014.
- Michael C. Meyer. Mexico - Ethnic groups . Britannica.com. Дата обращения: 13 января 2016.
- Schwartzman, Simon. II // Étnia, condiciones de vida y discriminación (исп.). — Brazil: Schwartzman, 2008. — Т. 1.