Белое население Мексики

Белое население Мексики — мексиканцы, имеющие европейские корни. Являются вторым крупнейшим этносоциальным обществом после метисов. Вопреки распространённому мнению, они не являются в основном потомками испанских колонистов, а также в значительной степени состоит и из потомков европейских мигрантов, прибывших в Мексику в XIX и XX веках. Так как официальная власть избегает в статистиках определение «белые мексиканцы», то оценивать их точное количество невозможно. Это также даёт почву для субъективных оценок их доли от общего населения. Так, часто к белым мексиканцам причисляют метисов со значительным преобладанием европейской крови или имеющих выраженные европейские черты и светлую кожу. И таким образом их доля от общего наделения может варьироваться от 9 до 20 %.

Сами же потомки колонистов, или креолы составляют сегодня крайне малую долю населения в результате метисации с индейцами, с которыми они жили бок о бок веками в результате многовекового соседства и ксенофобской политики, послереволюционной Мексики, в результате которой большинство креолов покинули Мексику, перебравшись в основном в США, реже в южную Европу или Испанию.

Первые европейцы — испанцы, начали массово прибывать в Мексику после уничтожения Ацтекской империи и в течение долгого времени составляли элитное меньшинство вплоть до независимости Мексики и назывались креолами. Часть испанцев, преимущественно мужчины женились на индейских женщинах, от союзов которых рождались дети-метисы, ныне составляющие основное население Мексики. В XIX и XX веках в Мексику стали прибывать белые из США или мигранты из Европы, в том числе британцы, французы, немцы, евреи и другие. Чаще они имели при себе капитал и начинали развивать бизнес, становясь средним классом.

Распределение населения

Если мексиканец при переписи населения может назвать себя индейцем или чернокожим, основываясь на культурной идентичности, то белых и креолов определяют по внешним признакам: цвету кожи, глаз и волос[1]. Креолами заселены преимущественно северные регионы Мексики, составляющие там абсолютное большинство от основного населения со времён испанской колонизации. В частности штаты с самой высокой долей белого населения являются Чиуауа (50 %), Сонора (62 %) и Нуэво-Леон (55 %)[2]. Однако в результате внутренней миграции населения, наблюдается постепенное изменении данной тенденции[3].

Доля белой крови у метисов составляет от 40 до 45 %, в Мехико эта доля составляет от 21 % до 32 %[2].

В 2010 году «Национальный совет по предупреждению о дискриминации» (CONAPRED) высказал беспокойство, что в мексиканском обществе по прежнему остаётся сильная расовая дискриминация против индейского и чёрного населения Мексики со стороны креолов и сохранения в обществе привилегий у белого населения со времён колониального периода[4][5]. Светлость кожи по прежнему остаётся признаком статуса, так при опросе, 47 % мексиканцев стремились отнести себя к светлокожим, (54 % женщин и 40 % мужчин), даже если такими далеко не являлись. CONAPRED связывает это с навязыванием обществу стереотипов через местную рекламу и издания, где по прежнему показываются белые модели, укрепляя стереотип, что белая кожа является признаком красоты и статуса. Мужчины меньше подвержены подобным стереотипам[6].

История

Портрет Фагога, одной из знатных испанских семей нового света

Мексиканские креолы являются потомками испанских переселенцев, начавших массово прибывать в Мексику в XVI веке. В XVI веке туда прибыло 240 000 испанцев, ещё 450 000 в XVII веке[7]. Большинство из них были солдатами и моряками, прибывшими из Эстремадуры, Андалузии и Ла Манчи[8]. Помимо этого, испанцами был представлен и весь высший свет Новой Испании. Долгое время, в результате продолжающихся миграций и сокращения численности индейского населения, доля креолов продолжала увеличиваться[9][10]. Испанский язык приобрёл статус единственного официального языка в Мексике[9][11], также единственной разрешённой религией стало католичество[9][12]. Сами испанцы составляли элиту колониального общества и именовали себя креолами[13]. Определение креол позже стало официально обозначать любого светлокожего человека до XX века[12]. Они обладали бо́льшими правами и привилегиями, чем метисы и индейцы, создав специальную кастовую систему[9][11]. Само слово «испанский», фактически стало синонимом «цивилизованный» в противовес индейским «дикарям»[9]. В течение столетий, когда культурная близость привела к метизации значительной части населения, затронувшей частично и дворян, под понятием «креолы» и «индейцы» стали скорее пониматься люди, исповедующие определённые ценности, первые, из которых являлись хранителями испанской культуры и католической церкви[14].

По состоянию на XIX век, чистокровные креолы составляли 18 % от общего населения Мексики, что было самой высокой долей за всю историю Месики. Разделение на классы и политический расизм стал одной из главных причин войны за независимость Мексики и усиления испанофобских настроений среди мексиканского населения. Новое правительство проводило ксенофобскую политику по отношению к креолам, объявив их чужим и нежеланным элементом общества[15], проводя погромы, убийства и отнимая земли и фермеров[16][17]. Подобная политика продолжалась в течение 100 лет, вплоть до середины XX века, за которое время Мексику покинуло более 3,5 миллионов креолов[18]. Исход креолов привёл к тому, что этническая картина белых стала меняться в процентном соотношении так как одновременно прирост населения происходит за счёт миграции белого населения из Европы, Аргентины и США[14]. Несмотря на политику испанофобии, после революции, креолы быстро заняли почти все экономические и политические сферы, особенно в Мехико[10][11]. Новая власть поощряла миграцию из Европы, так как она способствовала экономическому росту Мексики, в то время, как индейцев обвиняли в экономической отсталости[10]. Для этого государство могло даже отнимать земли у католической церкви для нужд мигрантов из Европы, преимущественно из Германии и Италии. Миграция европейцев и американского населения на север Мексики привело к усилению влияния протестантства[14].

Последний раз креолы, как национальная группа, официально учитывались в 1921 году и составляя примерно 10 % от населения[11]. Также белое население всё в большей мере состояло из других европейцев, мигрировавших из Европы, в основном британцев, французов и немцев[12]. На рубеже XIX и XX веков, практически все креолы и мигранты из Европы жили в крупных городах, в анклавах и занимались предпринимательством, быстро обогащаясь и повышали свой уровень жизни. Это было причиной их вялой ассимиляции в мексиканское общество и укрепляло стереотипы, что успех и богатство связано со светлой кожей[11][14]. Белое население продолжало укреплять свои экономические позиции в стране, пока президент Диас Порфирио не национализировал большинство их предприятий. Это оказалось шоковой терапией для белого населения и быстро понизило жизненный уровень, многие из которых в результате покинули Мексику[14].

В 1883 году государство подписало указ о поддержки миграции из Ирландии, Германии и Франции[19]. Так к 1914 году, в Мексику прибыло до 100 000 мигрантов из разных стран Европы, которые снова быстро захватили многие сектора экономики[20]. Например французы и испанцы контролировали текстильную промышленность, торговлю и принимали основное участие в индустриализации страны.[11][14]. Американские мигранты контролировали нефтяную и горнодобывающую промышленности и даже появилось такое понятие, как торговец-конкистадор, обозначающий предпринимателя из США или Европы, которых приехал в Мексику, чтобы обогатится на каком либо деле и затем вернуться на родину[11][14]. Многие предприниматели из Техаса заработали крупное денежное состояние таким образом[14]. Это привело изменениям в миграционной политике Мексики, ограничивающей иностранцам возможность вести предпринимательское дело[11]. Однако долгое время, вплоть до 70-х годов XX века, белые мексиканцы были фактически единственными представителями среднего класса и по сей день составляют её значительную часть[21].

Современное положение

Несмотря на попытку мексиканского правительства уровнять социальное положение белых и метисов, составляющих большинство населения Мексики, белые мексиканцы по прежнему остаются самым привилегированным классом общества, составляют основную часть политической и культурной элиты[10]. Светлая кожа по прежнему считается хорошим статусом, и вызывает более лёгкое доверие у незнакомцев[3]. Белые, или как их в Мексике называют гуэро или бланко, обязательно ассоциируются с людьми, имеющими хорошее образование и материальный достаток. Особенно это ярко выражено в Мехико и других крупных городах[22]. На протяжении всей истории мексиканского кинематографа и сегодня в мексиканских фильмах наблюдается доминирование белых актёров[23].

Хотя политический курс после Мексиканской революции взял курс на то, чтобы сделать метисов господствующим классом, представленным также и в элите с политикой, в реальности большинство социальных и политических деятелей по прежнему составляют белые или креолы[24]. Это является причиной социального напряжения между белыми и метисами. Сегодня нет официальных подсчетов белого населения, но по неофициальным оценкам, оно составляет менее 10 % от общей численности[25]. По другим данным эти цифры разнятся от 20 % до 5 % исходя из того, по каким критериям группу населения относят к креолам. В одних случаях учитываются чистокровные потомки испанских колонистов, в иных — метисы с преобладанием испанской крови[25], чья доля индейский крови составляет от 20 % до 10 %.[24][26]. Другие статистики учитывают идентификацию населения с креолами и она может составлять от 6 до 20 % среди общего населения[27].

Примечания

  1. «Encuesta Intercensal 2015» Архивная копия от 22 апреля 2017 на Wayback Machine, «INEGI», Mexico, December 2015. Retrieved on 28 April 2017.
  2. Salzano, FM; Sans, M. Interethnic admixture and the evolution of Latin American populations (англ.) // Genet. Mol. Biol. : journal. — 2014. Vol. 37. P. 151—170. doi:10.1590/s1415-47572014000200003. PMID 24764751.
  3. Encyclopædia Britannica: Mexico Ethnic groups (15 января 2015).
  4. «Encuesta Nacional Sobre Discriminación en Mexico», «CONAPRED», Mexico DF, June 2011. Retrieved on 28 April 2017.
  5. «DOCUMENTO INFORMATIVO SOBRE DISCRIMINACIÓN RACIAL EN MÉXICO», CONAPRED, Mexico, 21 March 2011, retrieved on 28 April 2017.
  6. «21 de Marzo Día Internacional de la Eliminación de la Discriminación Racial» pag. 7, CONAPRED, Mexico, 21 March. Retrieved on 28 April 2017.
  7. Axtell, James. The Columbian Mosaic in Colonial America (неопр.) // Humanities. Т. 12, № 5. С. 12—18. Архивировано 17 мая 2008 года. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 мая 2017. Архивировано 17 мая 2008 года.
  8. Viajes | Coria | Extrema Tours (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 мая 2017. Архивировано 7 марта 2016 года.
  9. Fortes de Leff, Jacqueline. Racism in Mexico: Cultural roots and clinical interventions (англ.) // Family Process : journal. Vol. 41, no. 4. P. 619—623. doi:10.1111/j.1545-5300.2002.00619.x.
  10. Alejandra M. Leal Martínez (2011). For The Enjoyment of All:" Cosmopolitan Aspirations, Urban Encounters and Class Boundaries in Mexico City (PhD thesis). Columbia University Graduate School of Arts and Sciences 3453017.
  11. Martinez Montiel, Luz María Población inmigrante (исп.) (недоступная ссылка). México Multicultural. Mexico: UNAM. Дата обращения: 19 июля 2011. Архивировано 22 июля 2011 года.
  12. Francisco Lizcano Fernández (2005). Composición Étnica de las Tres Áreas Culturales del Continente Americano al Comienzo del Siglo XXI (PDF) (PhD thesis). Centro de Investigación en Ciencias Sociales y Humanidades, UAEM, Mexico. Архивировано из оригинала (PDF) 2008-09-20. Дата обращения July 19, 2011. Архивная копия от 26 июня 2013 на Wayback Machine
  13. Tlaxcala. New Advent Catholic Encyclopedia. Дата обращения: 11 марта 2012.
  14. Buchenau, Jurgen. Small numbers, great impact: Mexico and its immigrants, 1821-1973 (англ.) // Journal of American Ethnic History : journal. Vol. 20, no. 3. P. 23—49.
  15. Los españoles en el México Independiente Colegio de México, pps. 620—622
  16. Estado de México, Textos de su historia, Institute Mora, Mexico State govement, Toluca, 1996. pp.227-230.
  17. Los españoles en el México Independiente Colegio de México, pps. 624—627
  18. Patricia Rivas. Reconocerán nacionalidad española a descendientes de exiliados :: YVKE Mundial. Radiomundial.com.ve. Дата обращения: 10 июля 2010. Архивировано 5 января 2011 года.
  19. Georgette Emilia José Valenzuela. Guía e inventario del archivo Manuel González: acervos históricos (исп.). — México, D. F.: Universidad Iberoamericana, 1993. — С. 39.
  20. Jean Meyer (исп.) 16–17. Дата обращения: 5 января 2014. Архивировано 6 января 2014 года.
  21. México, primer lugar en migrantes internacionales (исп.). United Nations. criteriohidalgo.com (23 апреля 2013). Архивировано 27 декабря 2014 года.
  22. Nutini, Hugo; Barry Isaac (2009). Social Stratification in central Mexico 1500—2000. University of Texas Press, p. 55.
  23. Why is there a dominance of white actors in Latin American movies and TV shows?
  24. Navarrete, Federico El mestizaje y las culturas (исп.). México Multicultural. Mexico: UNAM. Дата обращения: 19 июля 2011. Архивировано 23 августа 2013 года.
  25. Central Intelligence Agency (CIA). North America: Mexico. The World Factbook. — «mestizo (Amerindian-Spanish) 60%, Amerindian or predominantly Amerindian 30%, white 9%, other 1%». Дата обращения: 11 апреля 2014.
  26. Michael C. Meyer. Mexico - Ethnic groups. Britannica.com. Дата обращения: 13 января 2016.
  27. Schwartzman, Simon. II // Étnia, condiciones de vida y discriminación (исп.). — Brazil: Schwartzman, 2008. — Т. 1.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.