Бекович-Черкасский, Александр
Алекса́ндр Беко́вич-Черка́сский (до принятия православия — Девлет-Гирей-мурза) (16?? — 1717) — потомок кабардинских князей[1] из северокавказского аристократического рода — Бековичей-Черкасских[2]. Капитан Преображенского полка, руководитель военного похода в Хивинское ханство 1714—1717 годов, из которого не вернулся[3][4].
Князь Александр Бекович-Черкасский | |
---|---|
| |
Прозвище | Бекович |
Дата рождения | неизвестно |
Место рождения | Кабарда |
Дата смерти | 1717 |
Место смерти | окрестности Хивы |
Принадлежность | Русское царство |
Годы службы | 1709—1717 |
Звание | Капитан |
Командовал | Преображенский полк |
Сражения/войны | Хивинский поход (1717) |
Связи | Пётр I |
Биография
Александр Бекович-Черкасский вел своё происхождение от верховного князя-валия Большой Кабарды Казы Пшеапшокова (ум. 1615). Князь Бекмурза Джамбулатов, внук Казы Пшеапшокова, оставил после себя шесть сыновей: Татархана, Шевлоха, Девлет-Гирея, Батоко, Кайсина и Эльмурзу. По своему отцу они назывались Бекмурзиными, а затем и Бековичами. В русских документах детей Бекмурзы называли Бековы.
Год рождения князя не известен. Впервые в документах его имя упоминается в 1688 году, когда после пожара в городке Терки бывшему воеводе Ивану Борисовичу Мартьянову, было велено передать воеводство Афанасию Ивановичу Козлову[5]. При передаче полномочий и имущества был составлен список, из которого совершенно ясно, что в 1688/1689 гг. Девлет-Гирей-мурза жил в аманатной избе в Терках. Среди прочего в документе было упомянуто о проживании в «аманатных избах аманатных мурз: Кабардинской Дивлетъ Кирей, Андреевской Чугук, Хайдацкой Амир, Тарковской Хале бек»[6].
Александр Черкасский находился в качестве заложника (аманата) в доме князя Бориса Алексеевича Голицына, где воспитывался вместе с сыновьями главы Казанского приказа. Из дневника И. Г. Корба, секретаря посольства императора Леопольда I к Петру I в 1698—1699 годах:
…князь Б. А. Голицын, с целью блеснуть своим гостеприимством, приказал двум своим сыновьям прислуживать Господину Архиепископу (д’Артуа) и Господину Послу, к ним присоединил молодого Черкесского князя, недавно ещё похищенного тайно у своих родителей, князей Черкесских, татар, и окрещённого.
В 1708−09 годах был направлен за границу для обучения морскому делу. О чём свидетельствует список лиц, посланных для «научения» в Италию и Голландию на рубеже XVII−XVIII вв., составленный князем Борисом Ивановичем Куракиным[7]. В списке из двадцати фамилий, где было указано кто «сего году посланы фамилеи первые в Голландию учитца навигации — и кто им ены явим» фигурирует в одном из столбцов некто — «Черкасский К. (князь. — Прим. автора.) Александро»[7].
По возвращении поступил на службу в Преображенский полк.
Хивинский поход и гибель
2 июня 1714 года Пётр I издает указ «О посылке преображенского полка капитан поручика кн. Алекс. Бековича-Черкасского для отыскания устьев реки Дарьи…». К этому времени сведения о среднеазиатских государствах, географии региона, маршрутах в Индию в России были крайне отрывочны и фрагментарны.
Одной из причин экспедиции считают легенду, что якобы в Амударье имеются богатые золотые пески, и хивинцы, дабы скрыть это, с помощью специальной дамбы отвели течение реки в Аральское море. Полагалось, что течение легко можно будет восстановить, и потом получить доступ к месторождениям золота[8][9]. На основе данных, полученных в ходе экспедиции 1714 года А. Бекович-Черкасский создал первую научную карту восточных районов Каспийского моря. Эту карту А. Бекович-Черкасский преподнес Петру I в феврале 1716 г. при личной встрече с ним в городе Либаве (современный город Лиепая, Латвия)[10]. Это карта была представлена в Парижской Академии наук, что и стало причиной избрания Петра I ее членом.
14 февраля 1716 года Пётр I вручил Бековичу лично им написанную следующую инструкцию:
- Исследовать прежнее течение Амударьи и, если возможно, опять обратить её в старое русло;
- Склонить хивинского хана в подданство;
- На пути к Хиве и особенно при устье Амударьи устроить, где нужно, крепости;
- Утвердившись там, вступить в сношения с бухарским ханом, склоняя и его к подданству;
- Отправить из Хивы, под видом купца, поручика Кожина в Индостан для проложения торгового пути, а другого искусного офицера в Эркет для разыскания золотых руд.
В распоряжение Бековичу давалось 4000 регулярных войск, 2000 яицких и гребенских казаков и 100 драгун; кроме того, в экспедицию вошли несколько морских офицеров, 2 инженера и 2 купца.
Большая часть 1716 года прошла в приготовлениях, которые производились в Астрахани. Здесь Бекович побывал ещё в 1715 году и исследовал берега моря; результатом явилась первая карта Каспийского моря, составленная им, за что он был произведен в капитаны гвардии.
В сентябре 1716 года Бекович выступил из Астрахани в Каспийское море и имел остановки у мыса Тюк-Карагана, в заливе Александровском и у урочища Красные воды; везде были оставлены отряды для постройки крепостей. У урочища Красные воды Бекович рассчитывал найти прежнее устье Амударьи, отсюда же он послал двух послов (которые не вернулись) в Хиву, а сам поехал обратно в Астрахань. Набрав новые войска, численностью превосходившие первые, весной 1717 года он направился по суше в Хиву.
Через некоторое время стало известно, что Бекович погиб со всем своим отрядом. Вестником гибели был яицкий казак Ахметов, с несколькими другими спасшийся от плена.
Они рассказывали: выйдя из Астрахани, Бекович пошёл к Гурьеву, далее переправился через реку Эмбу и на пятый день пути получил от Петра повеление послать через Персию в Индию надежного человека, знакомого с туземным языком, для разведок о способах торговли и добывания золота. Бекович отправил мурзу — майора Тевкелева, но он был арестован в Астрабате (спустя долгое время, благодаря посредничеству российского посла при персидском дворе, Волынского, был освобожден). По отправлении Тевкелева Бекович продолжал путь около месяца и был от Хивы на расстоянии не более 120 верст, у урочища Карагач — как раз в этом месте, по легенде, находилась плотина, запрудившая воду старого русла Амударьи.
Здесь их встретил хивинский хан с 24 000 войска, но после трёхдневного боя был отброшен и не мог уже помешать дальнейшему движению к Хиве. Тогда хан отправил послов с мирными предложениями и приглашением Бековича в Хиву для окончательных переговоров.
Бекович прибыл с отрядом в 500 человек, оставив начальником над остальным войском майора Франкенбека. В то же время хан стал уверять Бековича, что для того, чтобы хивинцы могли прокормить все прибывшие русские войска, их необходимо расставить отрядами в пяти разных городах. Согласившись с предложением, Бекович заставил Франкенбека, дважды отказавшегося исполнить его волю, разделить всё войско на 5 отрядов и отправить их в указанные города. Когда отряды отошли на значительное расстояние от Хивы, хивинцы внезапно напали на отряд Бековича и уничтожили его. Так же поступили они и с остальными отрядами, из которых только очень немногим удалось спастись.
Голову Бековича хивинский хан отправил в дар бухарскому хану[11]. Его гибель вошла в поговорку («пропал как Бекович»)[12].
Считалось, что непосредственно на отряд самого Бековича напали туркмены из племени йомутов (йомудов). Когда в 1873 году генерал-губернатор Туркестанского края Кауфман приказал генерал-майору Головачёву совершить карательный рейд на отказывающееся принять русское подданство племя и уничтожить их кочевья, общественное мнение в России восприняло это событие в том числе и как месть за Бековича[13].
Дети
- Князь Александр Александрович Бекович-Черкасский (Старший), полковник российской армии, скончался без потомства.
- Князь Александр Александрович Бекович-Черкасский (Младший), бригадир российской армии, оставил после себя четырёх сыновей.
Память
- В честь Александра Бековича-Черкасского его сыном Александром было названо село Беково (Бековщина). Ныне — посёлок городского типа Беково — административный центр Бековского района Пензенской области.
- На современных гербе и флаге рабочего посёлка Беково присутствует необычное изображение короны в виде чалмы из герба Бекович-Черкасских.
- В Каспийском море в его честь назван залив Александра Бековича-Черкасского (Казахстан).
- Бекович-Черкасский стал героем романа Александра Родионова «Князь-раб» (2006).
Примечания
- Александр Бекович-Черкасский . // Хронос.
- Гумилёв, Л. Арабески истории / Ред.: А. И. Куркчи. — М. : Ди-дик : Танаис, 1994. — Кн. 1 : Русский взгляд. — С. 31. — 432 с. — (Мир Льва Гумилева). — ISBN 5-87583-005-0.
- Князь Александр (Давлет-Гирей) Бекович-Черкасский (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 октября 2008. Архивировано 28 июня 2009 года.
- Крепости и минареты Хивы — метафизический образ истории Центральной Азии (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 октября 2008. Архивировано 3 сентября 2008 года.
- Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией 1676—1700. — СПб., 1842. — С. 314.
- Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией 1676—1700. — СПб., 1842. — С. 315.
- Платонов С. Ф. Б. И. Куракин и А. П. Прозоровский (1697—1720) // Доклады АН СССР. — 1929. — С. 236.
- Бекович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бурштейн Е. Ф.: «Песошное золото» в России: путешествие Матвея Снегирева в 1790 году. — журнал «Природа» № 6, 2012
- Адилов Ж.Х. Экспедиция Александра Бековича-Черкасского в Среднюю Азию: историографическая динамика// O’zbekiston tarixi. 2014, №4. С. 47-61.
- Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина», № 7 за 2004 год
- В. И. Даль. Пропал, как Бекович. // Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература . — 1989.Пословицы русского народа
- Широкорад А. Б. Россия — Англия: неизвестная война 1857—1907. — М., 2002. — С. 145.
Литература
- Адилов Ж.Х. Экспедиция Александра Бековича-Черкасского в Среднюю Азию: историографическая динамика// O’zbekiston tarixi. 2014, №4. С. 47-61.
- Андреев А. А. К вопросу о раннем периоде биографии Александра Бековича Черкасского // Археология и этнология Северного Кавказа. Сборник научных трудов к 75-летию Исмаила Магомедовича Чеченова. — Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2013. — Вып. 2. С. 132—138.
- Бенешевич В. Черкасский, Александр Бекович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Веселовский Н. И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времен до настоящего времени. — СПб., 1877. — С. 158—182.
- Берг Л. С. Первые русские карты Каспийского моря // Известия АН СССР, серия география и геофизика, 1940, № 2. — С. 160—165.
- Княжецкая Е. А. Судьба одной карты (о географе А. Бековиче-Черкасском) / Предисл. Б. А. Федоровича. — М.: Мысль, 1964. — С. 29—32. — 120 с. — (Географическая серия).
- Княжецкая Е.А. О причинах избрания Петра I членом Парижской академии наук. Изв. ВГО, Т. 92, 1960, № 2. С. 154-158.
- Омаров О. Ю. Отважный исследователь Каспийского моря (А. Бекович-Черкасский). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965.
- Вилинбахов В. Б. Александр Черкасский — сподвижник Петра I / Под ред. проф. Т. Х. Кумыкова. — Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд-во, 1966. — 56 с.
- Федчина В. Н. Как создавалась карта Средней Азии. — М.: Наука, 1967. — С. 48—52. — 132 с. — 1800 экз.
- Лебедев Д. М., Есаков В. А. Русские географические открытия и исследования с древних времён до 1917 года. — М.: Мысль, 1971. — С. 156—157.