Банда, Хастингс

Ха́стингс Каму́зу Ба́нда (15 февраля 1898[1], Касунгу, Ньясаленд — 25 ноября 1997, Йоханнесбург, ЮАР) — лидер борьбы за независимость Малави, государственный и партийный деятель, премьер-министр Ньясаленда (1963—1964 годы) и Малави (1964—1966 годы), президент Малави с 1966 по 1994 год (пожизненный президент с 1971). Установил однопартийный режим партии «Конгресс Малави» консервативного и антикоммунистического толка, уничтоживший тысячи (по разным оценкам, от 6000 до 18000) политических оппонентов.

Хастингс Камузу Банда
англ. Hastings Kamuzu Banda
6 июля 1966 24 мая 1994
Предшественник должность учреждена
Преемник Бакили Мулузи
6 июля 1964 6 июля 1966
Монарх Елизавета II
Предшественник должность учреждена
Преемник должность упразднена
Премьер-министр Ньясаленда
31 декабря 1963 6 июля 1964
Монарх Елизавета II
Предшественник должность учреждена
Преемник должность упразднена

Рождение 15 февраля 1898(1898-02-15)
Касунгу (город), Ньясаленд
Смерть 25 ноября 1997(1997-11-25) (99 лет)
Йоханнесбург, ЮАР
Партия Партия «Конгресс Малави»
Образование Университет Индианы
Чикагский университет
Медицинский колледж Мехарри
Профессия Врач
Награды
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Родился в марте или апреле 1898 (возможно, 1906 или 1896) года в городе Касунгу в центральной части Малави (Ньясаленде). Окончив пресвитерианскую миссионерскую школу в городе Касунгу, он стал работать на угольных шахтах, сначала в Родезии, а после эмиграции в Южную Африку в 1917 году, — в Данди и Боксбурге.

При поддержке епископа Вернона из Африканской методистской епископальной церкви в 1922 году Хастингс Банда переехал в США. Здесь он окончил Университет Индианы в Блумингтоне и Чикагский университет, где получил степень бакалавра философии и исторических наук, а также медицинский колледж Мехарри в Нэшвилле (штат Теннесси) в 1937 году. Перебрался в Великобританию и получил диплом медицинской школы Эдинбургского университета в 1941 году.

До 1953 года Банда занимался медицинской практикой в Норт-Шилдсе (северная Англия) и Лондоне.

Политическая деятельность

В Англии Банда связался с движением за национальное освобождение Малави. Он принимал активное участие в создании Африканского конгресса Ньясаленда в 1944 году и в работе V Панафриканского конгресса в Манчестере в 1945 году. С 1948 по 1953 год Банда активно выступал против создания Федерации Родезии и Ньясаленда, идею которой отстаивал Рой Веленский. После учреждения Федерации, он покинул Англию и уехал в Кумаси (современная Гана), где продолжил врачебную практику. В 1958 году Банда вернулся на родину и был избран председателем партии Африканского национального конгресса Ньясаленда. В марте 1959 года в Ньясаленде возникли беспорядки, после чего Банду и других лидеров Конгресса арестовали, а Конгресс запретили.

В 1960 году Банда вышел из заключения и принял участие в воссоздании Конгресса под названием Партия конгресса Малави. На прошедших в 1961 году выборах его партия победила, а в 1964 году Малави получила независимость.

Деятельность на посту президента

Хастингса Банду встречает президент Танзании Джулиус Ньерере. Антикоммунист Банда и социалист Ньерере, будучи идеологическими антагонистами, поддерживали нормальные отношения между своими странами и оба достигли относительных успехов в защите прав женщин и народном образовании.

В 1966 году Хастингс Банда стал президентом, а в июле 1971 года — пожизненным президентом. Встав во главе государства, после кризиса кабинета министров 1964 года он ограничил деятельность оппозиционных партий и установил контроль над прессой и радио. Всё взрослое население страны было обязано вступить в правящую партию (полиция имела право на проверку наличия партийного билета). Из молодёжи формировались военизированные отряды «Пионеров Малави», имевших право носить оружие и вести оперативно-розыскную деятельность, в том числе шпионить за согражданами и задерживать их; «Пионеры» также поставляли доверенных личных телохранителей президенту.

Вводилась жёсткая цензура, под запретом оказались разнообразные издания — от коммунистической и социалистической литературы до эротических журналов, а некоторые книги, в том числе по истории страны, даже сжигались. Вокруг президента сложился культ личности, а сам он владел активами на сумму, которую оценивают в 320 миллионов долларов США. Случались «таинственные смерти» — так, в 1983 году было объявлено о «гибели в ДТП» в округе Мванза трёх министров и одного депутата, на внутренних обсуждениях высказывавшихся за многопартийную демократию. Хотя поощрялись права женщин и их образование, установленные консервативные порядки предписывали для них запрет на «слишком свободную» одежду (в том числе декольте, брюки или юбки и платья выше колена). Запреты касались и мужчин: всех длинноволосых, в том числе гостей страны, насильно стригли.

При этом в стране развивалась инфраструктура, делались попытки импортозаместительной индустриализации в соответствии с теорией модернизации Уолта Ростоу. Хотя в противовес африканским социалистам во главе многих близлежащих государств Банда был однозначным сторонником капитализма, была основана государственная корпорация развития сельского хозяйства, нацеленная на увеличение экспорта и поиск новых рынков сбыта для малавийской продукции. В 1975 году новой столицей страны вместо бывшей столицы Зомба стал Лилонгве; два города были сообщены новой дорогой. Президент лично основал «африканский Итон» — частную школу в Камузу.

Во внешней политике Банда в основном ориентировался на западные страны. Будучи антикоммунистом, отказывался устанавливать дипломатические отношения со странами социалистического лагеря (кроме Румынии и Албании в 1980-х), а также был одним из немногих политиков континента, поддерживавших вторжение США во Вьетнам. В 1967 году его правительство официально признало ЮАР с её режимом апартеида, что вызвало резкое осуждение других африканских стран. В Мозамбике он вначале поддерживал португальскую колониальную администрацию против национально-освободительного движения ФРЕЛИМО, а во время гражданской войны 1980-х годов оказывал поддержку и правительственным силам той же ФРЕЛИМО (в соответствии с соглашением с Саморой Машелом от 1984 года), и повстанцев из РЕНАМО.

В начале 1980-х годов на мировом рынке упали цены на чай и табак, что в сочетании с выросшими ценами на нефть спровоцировало экономический кризис в стране. К тому же, с концом «холодной войны» прямая западная поддержка авторитарному режиму в Малави начала иссякать, а страна стала зависимой от кредитов МВФ и Всемирного банка. Позиции Банда были ослаблены. В начале 1990-х начались кровопролитные столкновения в Блантайре и Лилонгве. Началось формирование оппозиционных партий.

Конец правления

Статуя Хастингса Банда в Лилонгве
Мавзолей Банда

В 1992 году по стране прокатилась волна студенческих демонстраций, восемь католических епископов выступили с пастырским посланием с критикой правительства (вскоре из-за преследования со стороны спецслужб им пришлось покинуть страну), а профсоюзный лидер Чакуфва Чихана призвал к общенациональному референдуму по вопросу будущего политической системы (за что стал известен как «отец малавийской демократии»). Хотя он был арестован, едва прибыв в международный аэропорт Лилонгве и выступив с речью, а затем подвергнут тюремному заключению, как и многие другие оппозиционеры (которых президент грозил сделать «кормом для крокодилов»[2]), однако давление со стороны международного сообщества всё же заставило престарелого президента Банду 14 июня 1993 года провести такой референдум, на котором большинство (64 %) высказались за переход к многопартийной демократии.

Банда управлял страной до 1994 года, когда в Малави состоялись первые многопартийные выборы (17 мая). На них он и его партия всё ещё пользовались внушительной поддержкой среди жителей центральной провинции, говорящих на языке чичева, однако на юге и севере страны победила оппозиция — либеральный «Объединенный демократический фронт» Бакили Мулузи и социал-демократический «Альянс за демократию» (AFORD) Чакуфвы Чиханы соответственно. В итоге, на выборах президента Хастингс Банда набрал 33,4 % голосов (на парламентских выборах партия Банды, «Конгресс Малави», набрала аналогичное количество голосов и перешла в оппозицию) и потерпел поражение от кандидата «Объединенного демократического фронта» Бакили Мулузи, в своё время работавшего у него в правительстве, но затем порвавшего с режимом. Выходец из народа яо Мулузи, таким образом, стал вторым президентом независимого Малави (и первым, представлявшим мусульманское население).

От Банды Мулузи унаследовал одну из беднейших стран Африки и мира, с годовыми доходами на душу населения не более 200 долларов США. При этом лишь полмиллиона человек были официально трудоустроены, школьное образование было платным, а рост численности населения — чрезвычайно высоким.

В 1995 году Банда был арестован по обвинениям в убийствах бывших коллег по правительству десятилетие назад и привлечён к «Мванзийским судебным процессам», однако из-за нехватки доказательств был отпущен. Вскоре после освобождения от его имени были принесены извинения малавийскому народу.

Хастингс Банда умер в Йоханнесбурге (ЮАР) 25 ноября 1997 года в возрасте 99 (возможно, ему было 92 или 101) лет и был с почестями похоронен на родине, а с 2005 года началось сооружение его мавзолея.

Память

В честь Хастингса Банды назван стадион Камузу — самый большой стадион Малави.

Интересные факты

  • Является одним из самых долгоживущих руководителей глав государств и правительств в мире.
  • Самый долгоживущий президент и премьер-министр Малави.
  • С 29 июня 1985 года после отставки президента Италии — Алессандро Пертини и до своей отставки с поста президента 24 мая 1994 года, являлся самым пожилым действующим главой государства на планете[3].

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.