Балука, Эдмунд

Эдмунд Балука (польск. Edmund Bałuka; 4 июня 1933, Махновка — 8 января 2015, Варшава) — польский рабочий, профсоюзный деятель и политик, демократический социалист, диссидент времён ПНР. Один из лидеров рабочего протеста в Щецине 1970/1971. В 19731981 и 19851989 — политэмигрант во Франции. Участник профдвижения Солидарность. Политзаключённый в 19811984. Основатель Польской социалистической партии труда. Соратник Мариана Юрчика по профсоюзу Солидарность 80.

Эдмунд Балука
польск. Edmund Bałuka
Дата рождения 4 июня 1933(1933-06-04)
Место рождения Махновка (Польша)
Дата смерти 8 января 2015(2015-01-08) (81 год)
Место смерти Варшава
Гражданство  Польша
Род деятельности моряк-моторист, слесарь, профсоюзный деятель, диссидент
Партия Польская социалистическая партия труда, Солидарность, Солидарность 80
Основные идеи демократический социализм

Происхождение, работа, ранние конфликты

Родился в крестьянской семье. Воспитывался на идеях социализма и традициях Польской социалистической партии (ППС). Наследовал идейные традиции семьи, был убеждённым демократическим социалистом.

После окончания общеобразовательной школы учился в Морской академии Гдыни. Был мотористом на кораблях торгового и рыболовецкого флота, моряком Польских океанских линий.

С ранней молодости Эдмунд Балука имел проблемы с властями ПНР. В октябре 1955 был осуждён за драку в пивной с армейским офицером и милиционером. Отбыл в заключении 9 месяцев. Вторично был осуждён в 1956, когда попытался нелегально эмигрировать, но был схвачен чехословацкими пограничниками и передан польским властям. Более года провёл в заключении, работал в шахте.

В 1957 Эдмунд Балука обосновался в Щецине, до 1972 работал слесарем и крановщиком на судоверфи имени Варского.

Вожак щецинских протестов

В декабре 1970 Эдмунд Балука выдвинулся в вожаки рабочего протеста в Щецине[1]. Состоял в городском забастовочном комитете. Щецинские протесты отличались особой жёсткостью, чему способствовала позиция местного первого секретаря комитета ПОРП Антония Валашека[2] и коменданта милиции Юлиана Урантувки. Балука участвовал в массовых выступлениях, вылившихся в уличное насилие, сожжение комитета ПОРП, атаку на милицейскую комендатуру и расстрел протестующих[3].

В январе 1971 Эдмунд Балука организовал и возглавил новую волну забастовок. Руководил траурной демонстрацией с требованием наказания виновных в декабрьском расстреле. Сложился круг радикальных активистов, которых называли «балуковцами». Главную роль в этой группе играли рабочие судоверфи имени Варского Адам Ульфик, Владислав Токарский, Богдан Голашевский[4]. Двое первых были заместителями Балуки в забастовочном комитете. Ульфик — организатор охраны и безопасности бастующей верфи — характеризовался в рапорте Службы госбезопасности как «фанатично преданный Балуке»[5].

После прибытия в Щецин партийно-правительственной делегации Балука в течение девяти часов вёл переговоры с первым секретарём ЦК ПОРП Эдвардом Гереком, премьер-министром ПНР Петром Ярошевичем, министром внутренних дел Францишеком Шляхцицем и министром обороны Войцехом Ярузельским. Эта встреча на щецинской судоверфи была записана на видео, запись легла в основу британского документального фильма Три дня в Щецине[6]. Переговоры рабочего Эдмунда Балуки с партийно-государственными руководителями предвосхитили события 1980 года, когда забастовщики, в том числе щецинские, вынудили ПОРП к подписанию соглашений Августовских соглашений.

В 1972 Балука стал председателем щецинского профсоюза металлистов. На съезде официальных профсоюзов он единственный голосовал против принятия устава, в котором содержался пункт о подчинении профсоюзов коммунистической партии. Над Балукой, находившимся под плотным наблюдением госбезопасности, нависла угроза физической расправы[7]. После гибели Богдана Голашевского и покушения на Адама Ульфика опасность стала явной и очевидной.

Левый эмигрант

В 1973 Балука через Испанию, Грецию, Бельгию и Великобританию нелегально перебрался во Францию на борту теплохода Siekierki[8]. Впоследствии выяснилось, что побег был, втайне от самого Балуки, санкционирован руководством МВД, решившим бескровно избавиться от рабочего диссидента.

Эдмунд Балука обосновался в Париже, вступил в брак с Франсуазой Бретон. Журналистка Франсуаза Бретон-Балука стала ближайшей политической соратницей мужа.

Побег Балуки, его публичные выступления, интервью Радио «Свободная Европа» вызвали широкий общественный резонанс. Орган Французской компартии L’Humanité требовал депортации Балуки.

Во Франции Балука сблизился с ультралевыми политическими активистами троцкистского толка, активными в левосоциалистической профсоюзной конфедерации Confédération Générale du Travail — Force Ouvrière. Издавал на польском языке бюллетень Szerszeń[9], который нелегально переправлялся в Польшу. Участвовал в акциях солидарности с народами Восточной Европы, в том числе в митинге 29 июня 1976 года против репрессий в Польше. Выступал в поддержку советского горного инженера Владимира Клебанова, подвергнутого репрессиям за организацию свободного профсоюза в Донбассе[10].

В марте 1980 Эдмунд Балука с группой единомышленников основал в Париже Польскую социалистическую партию труда (PSPP)[11]. Программа PSPP требовала ликвидации политической монополии ПОРП, независимости Польши от СССР и вывода советских войск с польской территории, роспуска репрессивных структур МВД ПНР, введения гражданских и политических свобод, гарантии прав трудящихся на профсоюзы и забастовки, создания рабочих советов на предприятиях, нового избирательного законодательства, невмешательства армии и милиции в политический процесс, автономии университетов, отмены неравноправных договоров Польши с СССР и решений Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций, ущемляющих интересы Польши. Официальная пропаганда ПНР обвиняла PSPP в троцкизме и национализме одновременно.

Возвращение к «Солидарности»

Летом 1980 в Польше начался мощный подъём забастовочного движения, приведший к созданию профобъединения Солидарность. Балука решил вернуться на родину, но не имел для этого легальной возможности. В апреле 1981 он сумел пробраться в Польшу с изменённой внешностью и по фальшивому французскому паспорту на имя Пьера Анри Франсуа Барона.

Скрывался в Щецине на судоверфи имени Варского. Примыкал к «Солидарности»[12]. Были созданы несколько подпольных групп PSPP, действовавших до 1984 года. Однако лидерской и организаторской роли в рабочем движении Щецина он уже не играл — щецинский профцентр «Солидарности» возглавлял Мариан Юрчик, известный Балуке по событиям десятилетней давности.

Летом 1981 Балука легализовался и официально устроился рабочим судоверфи. Вёл активную профсоюзную деятельность, отстаивая текущие интересы рабочих. Балука вновь оказался под пристальным наблюдением СБ ПНР, разработка находилась на личном контроле министра внутренних дел Чеслава Кищака.

Арест и заключение. Повторная эмиграция

При военном положении Эдмунд Балука был интернирован, затем арестован и осуждён на пять лет заключения по обвинению в создании «троцкистской организации» и попытке насильственного свержения режима. На суде Балука держался твёрдо и вызывающе:

Я сильный враг сегодняшней власти в Польше и Кремле[13].

В защиту Эдмунда Балуки поднялась международная кампания. Активную поддержку оказывали, в частности, Force Ouvriere и западноберлинская организация Towarzystwo Solidarność во главе с Эдвардом Климчаком[14].

В 1984 он был освобождён по амнистии и на следующий год выехал во Францию. Написал книгу Listy z więzienia — Письма из тюрьмы. Издавал французский вариант журнала Robotnik, публиковал материалы о польском рабочем движении и истории ППС.

Повторное возвращение. Разочарование социалиста

Эдмунд Балука снова вернулся в Польшу в 1989 году, после нового подъёма протестного движения. Выступал против Круглого стола и договорённостей «Солидарности» с ПОРП, требовал суда над партийно-государственными руководителями, ответственными за репрессии. Поддерживал в этих вопросах бескомпромиссную линию Анджея Гвязды и Мариана Юрчика[15].

Примкнул к профсоюзу Солидарность 80 во главе с Марианом Юрчиком. Левый радикализм не мешал сотрудничеству Балуки с правым консерватором, католическим националистом Юрчиком в отстаивании интересов рабочих. Несмотря на особенности левых взглядов и близость с троцкистами, деятельность Эдмунда Балуки позволяла относить его к антикоммунистам.

Пользовался авторитетом и уважением, считался «человеком-легендой», но в практической политике роли не играл. Одобряя свержение коммунистического режима, в целом негативно относился к социальным и в особенности экономическим преобразованиям. Подчёркивал социалистический характер своих убеждений[16], но с горечью говорил об «исчезновении рабочего класса». В 2006 отказался принять от президента Леха Качиньского Орден Возрождения Польши.

Кончина

Эдмунд Балука скончался в Варшаве в возрасте 81 года, через девять дней после кончины Мариана Юрчика. Похоронен на центральном кладбище Щецина[17].

См. также

Примечания

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.