Ардохш
Ардохш (Ардохшо, бактрийский ΑΡΔΟΧϷО (ardoxsho)) – богиня бактрийского[2], иранского[3][4][5] или ирано-среднеазиатского[6] происхождения, олицетворяющая плодородие. В русскоязычной литературе имя богини «Ардохш» и «Ардохшо» упоминаются в равной степени.
Судя по довольно многочисленным скульптурным изображениям, найденным в кушанских владениях к югу от Гиндукуша, Ардохш часто выступала вместе с Фарро. Известно, предположительно, изображение богини Ардохш и бога Фарро на личной печати махасатрапа из Махтуры по имени Харбалан (Харапаллан). Махасатрап – должность представителя высшей кушанской администрации в Индии времен Канишки. Исходя из содержания рисунка, высказано предположение, что Ардохш и Фарро могут быть четой бактрийских божеств (мужем и женой)[7].
Изображения Ардохш хорошо известны и по кушанским монетам, на одной стороне которых изображен правитель (царь), на другой – богиня Ардохш с рогом изобилия, который является её атрибутом. Возле фигуры богини имеется надпись на бактрийском «ΑΡΔΟΧϷО» (Ардохшо). Изображена в платьях эллинистического и накидках древневосточного типа.
В руках Ардохш часто венец или диадема, что может символизировать покровительство этой богини царю, изображенному на монете. Нередко венец и диадема появляются на голове самого божества или царя. Сравнивая римские монеты того же периода, когда бог или богиня даруют правителю свой венец, отдельные исследователи склонны видеть в Ардохш покровительницу государя, изображенного на обратной стороне монеты. По мнению исследователей, на кушанских монетах божества с венцом в правой руке держат при этом в левой скипетр или корнукопию (рог изобилия) - символы высшей власти и изобилия, которые они предназначают именно царю[8].
Связь богини Ардохш с богинями иных культур
Образ Ардохш перекликается, обнаруживая сходство, с целым рядом богинь женского начала. В их числе древнеримская богиня удачи – Фортуна[9], чей образ, в свою очередь, восходит к древнегреческой Тюхе.
Богиня Ардохш, входящая в «официальный кушанский пантеон»[9], идентифицируется на монетах ряда правителей периода позднего Кушанского царства (II-III вв. н.э.) в числе которых Васудэва II, Канишка, Хувишка[10]. Правители Кушанского царства отличались крайней веротерпимостью, поскольку на их монетах обнаружено более тридцати божеств различных религий. Ардохш могла быть воспринята и плавно перейти в мифологическую систему кушан после завоевания ими территории Индо-греческого царства и ассимилирования с местным населением, в традиции и культуре которого долгое время присутствовали фигуры божеств греческого пантеона с соответствующими атрибутами. Считается, что Ардохш и прочие боги «официального кушанского пантеона» могли быть изображены на монетах только в том случае, если существовали их культы[11].
Фигура Ардохш на кушанских монетах близка образу Ардвисуры Анахиты - богини воды и плодородия в иранской мифологии, упоминаемой в Авесте. Однако наиболее ярко образ Ардохш как богини плодородия перекликается с образом более конкретных греческих богинь, оставивших свой след в мифологии и культуре населения кушанского царства. Атрибуты Ардохш сводятся к общему для всех богинь плодородия набору. Рог изобилия – в их числе. Ардохш - женское божество, дарующее плодородие, общими символами которой стали атрибуты некогда более конкретизированных богинь, образы которых смешались с образом древнейшей Богини-матери[2].
Известны монеты Самудрагупты, индийского императора из династии Гуптов, правившего приблизительно с 330 по 380 годы. На них изображена Лакшми - богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья из индуистского пантеона. Изображения Лакшми сходны с изображением Ардохш. Считается, что изображение сидящей Лакшми на золотых монетах Самудрагупты, несомненно, восходит к кушанским изображениям Ардохш[12]. Очевидны параллели между двумя этими богинями, а также тот факт, что Ардохш оказала влияние на монетный чекан послекушанского периода истории Северной Индии, когда на монетах повсеместно распространяется изображение богини, приносящей изобилие и удачу.
Примечания
- Ставиский Б.Я. Кушанская бактрия. Проблемы истории и культуры. – М.: Наука, Глав. ред. вост. лит-ры, 1977. С. 124.
- Крюкова В.Ю. О древнейших следах среднеазиатского праздника тюльпанов // Иран-намэ. Научный востоковедческий журнал. 2008. № 4 (8). С. 165.
- Источниковедение истории Древнего Востока: Учебник для студ. истфаков вузов / Под ред. В. И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1984. С. 311
- Антонова К.А., Бонгад-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. Краткий очерк. – М.: Мысль, 1973. С. 113
- Фрай Р. Наследие Ирана. / Под ред. и с предисл. М.А. Дандамаева; Пер. с англ. В.А. Лившица и Е.В. Зеймаля. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. С. 278.
- Ставиский Б.Я. Кушанская бактрия. Проблемы истории и культуры. – М.: Наука, Глав. ред. вост. лит-ры, 1977. С. 28.
- Ставиский Б.Я. Кушанская бактрия. Проблемы истории и культуры. – М.: Наука, Глав. ред. вост. лит-ры, 1977. С. 194.
- Шеркова Т.А. Сарапис на монетах Хувишки // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. / Под ред. Б.А. Литвинского. – М.: Наука; Глав. ред. вост. лит-ры, 1986. С. 78.
- Ставиский Б.Я. Кушанская бактрия. Проблемы истории и культуры. – М.: Наука, Глав. ред. вост. лит-ры, 1977. С. 175.
- Зеймаль Е.В. Древние монеты Таджикистана. – Душанбе: Дониш, 1983. С. 192, 207-208.
- Ставиский Б.Я. Кушанская бактрия. Проблемы истории и культуры. – М.: Наука, Глав. ред. вост. лит-ры, 1977. С. 192.
- Кушанская хронология (материалы по проблеме). / Международная конф. по истории, археологии и культуре Центральной Азии в кушанскую эпоху. - М.: Наука, Глав. ред. восточ. лит-ры, 1968. С. 76.