Анау

Анау (туркм. Änew) — археологический памятник конца 5-го тысячелетия до н. э. — XVI/XVII вв. н. э. в Туркмении, в предгорьях Копетдага. Остатки древних земледельческих поселений и городищ расположены к востоку от современного города Аннау, административного центра Ахалского велаята, в 12 километрах к востоку от Ашхабада[1][2][3][4], к югу от автодороги М37. Памятник представляет собой поселение (два холма-телля) раннего энеолитапоздней бронзы и рядом расположенное городище раннего железного века и Средневекья с руинами тимуридской мечети XV века «Дом красоты»[5].

Достопримечательность
Анау
туркм. Änew

Закаспийская область. Развалины персидской крепости в Анау. С фотографии, гравёр М. Рашевский. «Нива», №10, 1888
37°53′51″ с. ш. 58°31′43″ в. д.
Страна  Туркмения
Местоположение Аннау, Ахалский велаят

В результате работ Рафаэля Пумпелли в 1904 году на поселениях Анау учёным Губертом Шмидтом была впервые установлена стратиграфическая шкала для памятников Южной Туркмении, на основании которой время существования этой культуры древних земледельцев делилось на четыре этапа с конца 5-го до второй половины 2-го тысячелетия до н. э. (Анау I — Анау IV)[6][7]. Раскопки холмов Анау дали большой материал по истории раннеземледельческих племён юго-западной Средней Азии, культура которой именуется культурой Анау и установили наличие связей Анау с земледельческими культурами Передней Азии. В слоях древнейшего периода Анау IА обнаружено здание с настенной росписью шахматной сеткой и треугольниками, выполненное чёрной и красной красками. Эта роспись является самой ранней в Средней Азии.

Наибольшую ценность и художественное своеобразие представляла собой мозаичная декорация портала мечети. На арке портала были изображены два обращённых головами друг к другу дракона-аждарха[8][3]. Памятник посещают туристы, увлекающиеся историей и культурой, а могила святого возле мечети Анау является местом паломничества[5].

Доисторический период

Северный холм Анау содержит остатки поселений позднего неолита и энеолита (Анау I и II), южный холм даёт материалы бронзового и железного веков (Анау III и IV). Памятник был полностью раскопан американской экспедицией в 1904 году под руководством Рафаэля Пумпелли. Результаты были опубликованы в 1908 году[9][10]. В 1952 году Анау посетил профессор Борис Куфтин[11]. В 1953 году раскопки проводил Сергей Андрианович Ершов. Советские археологи провели дальнейшие исследования Анау[12][13][14].

При раскопках в 1904 году выделено четыре комплекса. Комплекс Анау I (около 5000—3300 до н. э.) относится к позднему неолиту и энеолиту. Объединяет нижние слои северного холма. Вскрыты остатки прямоугольных домов из сырцового кирпича, иногда со следами росписи на стенах. Найдены медные поделки и украшения, каменные зернотёрки и лепные от руки сосуды с тёмно-коричневой геометрической (преимущественно треугольники) росписью на светлом и красном фоне, возможно относящиеся к Сиалку II. Использовались медь и свинец, бирюза и фаянс. На самых нижних 3 метрах кости только диких животных, что указывает на большую зависимость от охоты. В более позднем Анау I одомашнили быка, свинью и две породы овец, и смешанное земледелие стало основой местной экономики. Комплекс Анау II (около 3300—2800 до н. э.) объединяет верхние слои северного холма и является культурным продолжением Анау I с некоторыми нововведениями. Появляется серая посуда ручной работы (возможно, связанная с Гиссаром II). Медь встречается чаще, инструменты более крупные и теперь сделаны из металла, а также используется лазурит и сердолик. Смешанное земледелие продолжается, одомашнили козу, верблюда, собаку и короткошерстных овец. Анау II, хотя и относится к раннему бронзовому веку, культурно сопоставим с развитым средним медным веком Намазга II. Обнаружена керамика с двуцветной росписью. Комплекс Анау III (около 2800—2000 до н. э.) включает нижний слой южного холма. Это период экономического и технологического прогресса, когда Анау культурно связан с ранним развитием городов в Туркмении (Намазга IV—V). Увеличивается число медных изделий (серп, кинжалы, печати); свинец и мышьяк используются в сплавах; найдены терракотовые модели повозок, статуэтки женщин и животных. Здесь постепенно исчезает расписная керамика, распространяется керамика, сделанная на гончарном круге и в настоящей печи. Серые окаймленные глиняные сосуды имитируют металлические формы. Распространяются каменные печати с изображениями людей, животных и геометрическими мотивами; мрамор и алебастр используются для сосудов и украшений. Овцы и козы являются преобладающими одомашненными животными. Связи с Иранским нагорьем можно увидеть в керамических аналогиях с Гиссаром III. Комплекс Aнау-IV (около 900—650 до н. э.) объединяет верхние слои южного холма. Плохо сохранился и отделён от Анау III отложениями толщиной 2,4 метра. Здесь найдены фрагменты железных изделий. Керамика и металлы (медь, бронза и железо) сопоставимы с таковыми в Язской культуре I и связывают Анау IV с ранним железным веком Центральной Азии[15]. Раскопки Анау дали большой материал по истории раннеземледельческих племён юго-западной Средней Азии, культура которой именуется культурой Анау[3] и установили наличие связей Анау с земледельческими культурами Передней Азии[8]. Раскопки советских археологов на Намазга-тепе, Геоксюре, Кара-тепе и многих других памятниках значительно расширили сведения по истории племён-создателей культуры Анау[16].

В 2005 году в городе Аннау был построен Музей пшеницы, в котором хранятся находки археологов.

Исторический период

В раннем железном веке на телле Анау построена крепость.

Рядом с холмами Анау в области, которую Исидор Харакский в своёй работе «Парфянские стоянки» называет городом Гатар, расположена овальная крепость, занимающая девять гектаров, построенная в IX—X веках. Локализацию называемого Исидором города Гатар сделал археолог Александр Александрович Марущенко (1904—1976). Единственное древнее поселение городского типа в районе Аннау — это городище Анау. А. А. Марущенко предложил данный объект считать соответствующим городу Гатар[17]. В IX веке Анау представляет собой небольшой город с цитаделью, шахристаном и рабадом. В ходе монгольского завоевания Средней Азии в начале XIII века стены и город были разрушены монголами, но город был возрождён в эпоху Тимуридов и в конце XIV—XV вв. жизнь в городе была на подъёме. Во время раздоров XVI—XVIII веков крепость, называемая Баг-Абад (Багабад), сохранила свое значение. В письменном источнике говорится, что в 1538—1539 гг. туркмены из племени ала-эли «имели свои юрты в областях Несы, Дуруна и Багабада». Сельское хозяйство развивалось, и возникло село Анау со сторожевыми башнями (динг, туркм. diň), охранявшими жилые дома и территорию[15]. Некоторые исследователи пытались искать определённую систему в расположении башен на территории[18][4]. В 1947 году 13-м отрядом по изучению туркменских поселений и жилищ XVIII—XIX вв. Южно-Туркменской археологической комплексной экспедиции (ЮТАКЭ) в составе археолога В. А. Левиной и архитектора Б. В. Дмитровского было исследовано по́зднее городище Анау[4].

В 1446—1457 годах в честь шейха Джелал-ад-дунья-ва-д-дина была построена грандиозная мечеть «Дом красоты»[16][1][19]. Согласно надписям на портале мечеть"Дом красоты" построил на свои средства Мухаммед в 1455—1456 году в память своего отца Джелал-ад-дунья-ва-д-дина. Галина Пугаченкова убедительно отождествляет имя Мухаммеда, названного в тексте на мечети, с Мухаммедом Худайдотом, погребенный отец которого Джемаледдин был уроженцем Анау. Мухаммед Худайдот был визирем султана Абу-л-Касима Бабура, правителя Хорасана (1446—1457 гг.), чьё имя названо в крупной надписе на портале[3][2]. Мечеть являлась местом паломничества[1][2]. Комплекс мечети уникально сочетал в себе мечеть, айван над могилой шейха, ханаку с залом для суфийских религиозных собраний, медресе и худжры для паломников. Начало изучению мечети Анау положил востоковед Валентин Жуковский в 1896 году. Он выполнил первые обмеры. Мечеть исследовалась в 1904, 1926[20][18][4] и 1937 годах. Глубокое и всестороннее изучение ансамбля провела Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция (ЮТАКЭ) в 1947 году под руководством Михаила Массона[21]. В результате этого появился ряд публикаций и обстоятельная монография Галины Пугаченковой[22][3]. Мечеть Анау была разрушена катастрофическим Ашхабадским землетрясением в 1948 году[15]. Культовый ансамбль сохраняет большое значение в истории культуры и архитектуры Туркменистана. Ансамбль составляли четыре сооружения: мечеть, которая представляет собой большой купольный зал, надгробие перед ней и два больших корпуса с высокими купольными залами, фланкировавших парадный двор[2][3]. Комплекс связан в сложную объёмно-пространственную композицию. Сооружение отличалось разнообразием сводчатых конструкций и красочностью облицовки (мозаика и глазурованная плитка)[8][3][2].

Наибольшую ценность и художественное своеобразие имела превосходная полихромная керамическая декорация портала мечети в Анау: орнаментальная кирпичная выкладка с майоликовыми вставками, геометрический орнамент и мозаичный пространный арабский текст. Над аркой были великолепные изображения двух обращенных головами друг к другу драконов-аджарха. Их желтые тела извивались на тёмно-синем мозаичном фоне с мелким растительным орнаментом (цветами яблони), который начинался от оскаленной пасти фантастических существ. Изображение драконов на фасаде не имеет аналогий в декорации архитектурных памятников Средней Азии[8]. Исчерпывающего объяснения происхождению этого сюжета в декоре мечети Анау до сих пор не найдено, несмотря на то, что изображения драконов уходят в глубокую историю среднеазиатского искусства.

Палеогенетика

У образца I4087 (4000-3000 BCE) из Анау определили Y-хромосомную гаплогруппу R2a, у образца I4085 (4000-3000 BCE) из Анау определили Y-хромосомную гаплогруппу R2a3a[23].

См. также

Примечания

  1. Гельдыева, Говхер. Легенды о прекрасных женщинах. «Золотой век». Государственное информационное агентство Туркменистана (2017). Дата обращения: 31 мая 2019.
  2. Балтаев, Агамурад. Сюжет мозаичного декора фасада Анауской мечети – предмет культурологических гипотез. «Золотой век». Государственное информационное агентство Туркменистана (2017). Дата обращения: 31 мая 2019.
  3. Анау // Памятники архитектуры Туркменистана : Посвящается 50-летию образования ТССР и создания КП Туркмении / Науч. ред. д-р арх., проф. В. Пилявский ; О-во охраны памятников истории и культуры ТССР. Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1974. — С. 252. — 342 с.
  4. В. А. Левина, Д. М. Овезов, Г. А. Пугаченкова. Архитектура туркменского народного жилища. М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1953. — С. 6, 17. — 82 с. — (Труды Южно-Туркменской археологической комплексной экспедиции/ Акад. наук Туркм. ССР. Под ред. проф. М. Е. Массона; Т. 3).
  5. Байрамова, Дженнет Мухамедмурадовна. Архитектурное формирование культурно-туристических комплексов в исторической среде Туркменистана : диссертация … кандидата архитектуры : 05.23.21 / [Место защиты: Моск. архитектур. ин-т]. М., 2017. — Т. 1. — С. 76. — 154 с.
  6. Archaeological Excavations in Anau and Old Merv // Explorations in Turkestan; Expedition of 1904. Prehistoric Civilizations of Anau, Origins, Growth, and Influence of Environment / Raphael Pumpelly (ed.). — Washington: Carnegie Institution of Washington, 1908. — (Carnegie Institution of Washington Publication, Bd. 73).
  7. Лисицына, Горислава Николаевна. Орошаемое земледелие эпохи энеолита на юге Туркмении. М.: Наука, 1965. — С. 27. — 168 с. — (Материалы и исследования по археологии СССР/ Акад. наук СССР. Ин-т археологии; № 128).
  8. Анау / Массон В. М. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  9. Pumpelly R. Explorations in Turkestan: Expedition of 1904. Prehistoric Civilizations of Anau. Origins, Growth, and Influence of the Environment, two vols. — Washington, D.C., 1908. — (Carnegie Institute of Washington Publication 73).
  10. Pumpelly R. Explorations in Turkestan. Expedition of 1904: Prehistoric Civilizations of Anau, Origins, Growth, and Influence of Environment. — Charleston, South Carolina: Nabu Press, 2010. — 354 p. — ISBN 978-1146386449.
  11. Куфтин Б. А. Работы ЮТАКЭ в 1952 г. по изучению «культур Анау» // Известия АН Туркменской ССР. Серия Общественные науки. — 1954. № 1.
  12. Ершов С. А. Северный холм Анау // Материалы по археологии Туркменистана : [Сборник статей] / [Ред. коллегия: О. К. Кулиев (глав. ред.) и др.]. — Ашхабад: Изд-во Акад. наук Туркм. ССР, 1956. — 218 с. — (Труды Института истории, археологии и этнографии/Акад. наук Туркм. ССР; Т. 2).
  13. Черных Е. Н. Некоторые результаты изучения металла анауской культуры // Древние культуры юга СССР. М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. — С. 30—37. — (Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии/ Акад. наук СССР; 91).
  14. Сарианиди В. И. Культовые здания поселения анауской культуры // Советская археология. — 1962. № 1. С. 44—45.
  15. T. C. Young, Jr., G. A. Pugachenkova. Anaw // Encyclopædia Iranica. — Mazda Pub, 1987. — Vol. II/1. — P. 3-4. — 912 p. — ISBN 978-0710091109.
  16. Анау / Массон В. М. // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1 : Аалтонен — Аяны. — 1024 стб.
  17. Пилипко Виктор Николаевич. К истории археологического изучения крепости Куня Каахка в Южном Туркменистане // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2016. № 4 (54).
  18. С. С. Скляровский. Мечеть в Анау // Туркменоведение. — 1929. № 2 и 3. С. 41.
  19. Мамедов, Мухаммед. Сейит-Джамал ад-Дин : культовый комплекс в Анау, Туркменистан. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. — 78 с. — ISBN 978-5-86007-636-5.
  20. Карелин А. А. Состояние мозаик и др. украшений мечети. Заключение // Обследование состояния сохранности мечети Анау 16-го июля 1926 года членами Научно-исследовательского института / Туркменский научно-исследовательский институт. — Полторацк (Асхабад), 1926.
  21. Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции / Под ред. проф. М. Е. Массона ; Туркм. фил. АН СССР. — Ашхабад, 1956. — Т. 7: Памятники культуры каменного и бронзового века Южного Туркменистана : Сборник работ. — 461 с.
  22. Пугаченкова, Галина Анатольевна. Мечеть Анау / Юж.-Туркменистанская археол. комплексная экспедиция Акад. наук Туркм. ССР. Отд. охраны памятников М-ва культуры Туркм. ССР. — Ашхабад, 1959. — 58 с.
  23. Narasimhan et al. (2019): A reanalysis of ancient Y-DNA haplogroups from Central Asia, South Asia, the Steppe, and Europe

Литература


This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.