Авиаудар в Омар-хейле
Авиаудар в Омар-хейле — атака Военно-воздушных сил Бундесвер в составе Международных сил содействия безопасности ISAF (НАТО) приведший к массовой гибели местного населения в афганской провинции Кундуз.
Обстоятельства
В ночь на 4 сентября 2009 года в устье реке Кундуз, в одноимённой провинции близ кишлака Омар-хейль было зафиксировано большое скопление местных жителей.
При переправке через брод там застряли два немецких крупнотоннажных топливных наливника. С наполненных до краёв цистерн подручными средствами афганцы в тары наполняли дизельное топливо. Рядом с авто-наливниками стояли вооружённые люди. Внезапно в послышался гул самолётов и в небе появились американские F-15E, нанёсшие два мощных авиаудара.
Предшествующие события
В 2009 году обстановка в регионе базирования немецкого контингента войск Бундесвер в ISAF (НАТО) в Афганистане значительно осложнилась. С началом весны участились случаи втягивания немецких подразделений в прямые боестолкновения с движением талибан. 3 сентября 2009 года на немецкую колонну авто-бронетехники двадцатью вооружёнными людьми было совершено нападение: в результате были убиты водители двух крупнотоннажных наливников, а сам транспорт угнан в неизвестном направлении. Съехав с оживлённой трассы на просёлочную дорогу, долго петляя по грунтовой дороге, талибы приступили к форсированию реки Кундуз-дара. По утверждению местных жителей это было традиционное место брода. Однако в силу особо тяжелогружёных наливников они застряли в бурном потоке реки. Дабы выбрать застрявший транспорт из бурной реки Талибы направились в близлежащий кишлак Омар-хейль и пригнали оттуда два трактора «Беларусь», переданных когда-то Советским правительствам в дар народному хозяйству ДРА, а заодно и созвали местное население заполнить свои ёмкости дизельным топливом. Наливники вытащить не удалось, но у застрявших машин вскоре скопился местный люд с различной тарой. Талибы стояли рядом и наблюдали за процессом. Они были заинтересованы в скорейшем освобождении цистерн и выезде транспорта из реки.
Командование немецкой группировки
Информация о нападении талибов на автоколонну и захват наливников в центр боевого управления (ЦБУ) «Task force - 47» (TF-47) специального разведывательное подразделения по борьбе с терроризмом в Кундузе поступила в 17.00. В распоряжение немецких разведчиков попал также радиоперехват разговора талибов. Талибы застали немцев врасплох, хотя месяц до этого уже была достоверная информация о готовящемся нападении на немецкую колонну с целью завладения автотранспортом и применение его водителями-смертниками при атаках на гарнизон ISAF в Кундузе.
Поиск по горячим следам результатов не дал, тогда штаб TF-47 обратился в штаб группировки «Север» в Мазари-Шариф с просьбой о привлечении к поискам авиации с фото-аэросъёмкой. В итоге, авто-наливники застрявшие в реке с воздуха обнаружил оснащённый специальным оптическим оборудованием бомбардировщик B-1.
Кундуз и Талибан
Группировка моджахедов, а затем талибов в северо-восточной провинции Кундуз, сначала во времена Афганской войны (1979-1989), а затем конца 1990-х годов прошла череду целого ряда сражений. Здесь прошли масштабные боевые действия движения Талибан и Северного Альянса, продолжилось кровопролитие и в момент вторжения США в 2001 году. Занявшее зону ответственности «Север» в ISAF командование Бундесвер выбрало агрессивную военную политику.
Принятие решения об ударе
После обнаружения авиацией наливников, между американскими пилотами и немцами завязалась дискуссия. В итоге, на воздушном ударе настоял командир TF-47 в Кундузе оберст Кляйн.
Если вы утверждаете, что наших войск в районе нет, а грузовики никуда не едут, то зачем нужен немедленный удар? — Они представляют угрозу для войск в районе. — Что является нашей целью, техника или люди? — Люди. — Может быть, стоит пройти на малой высоте, чтобы случайные зеваки, окажись они на месте, разбежались? (запрос был повторен трижды) — Запрещаем, талибы уйдут. оберст Кляйн
В два часа ночи бомбардировщик F-15E нанёс удар бомбами GBU-38.
Резонанс
Уже к утру следующего дня, новость об огромных жертвах среди мирного населения после авиаудара ISAF быстро разнеслась по миру. В ФРГ, тем временем, в полном разгаре шла предвыборная кампания. Об инциденте тут же была поставлена в курс Канцлер ФРГ Ангела Меркель. Власти Германии стали максимально всё скрывать и отрицать. Официальные лица утверждали: жертвами стала лишь небольшая группа талибов, планировавших террористические атаки на немецкие гарнизоны. Немцев поддержали США. Внешнее давление на немецких военных и политиков заставило Бундестаг сформировать комиссии по расследованию данного преступления.
Итоги
Результаты расследования оказались следующими: «оберст Кляйн отдал поспешный, ошибочный приказ на основании неполных и неточных данных под влиянием своих агрессивных подчинённых. Никакой непосредственной угрозы не существовало». Однако никто из военных ISAF не понёс наказание.
За желание скрыть факты преступления под давлением общественности своих постов лишились — министр обороны ФРГ, его заместитель — статс-секретарь и генерал-инспектор Бундесвера Вольфганг Шнайдеран.
В 2010 году правительство ФРГ выплатила семьям 102 погибших по 5000 евро. Стремление родственников жертв добиться справедливости в европейских, международных и немецких судах завершились ничем.
В художественной литературе
- Ильяс Дауди. «Цугцванг обер-лейтенанта Бруно Тевса» военная повесть. — М.: ДеЛибри, 2021. — 136 с. — ISBN 978-5-4491-1165-4.