Энергетический поворот

Под концепцией энергетического поворота (от нем. Energiewende) понимается взятый правительством Германии курс на постепенный отказ от использования ископаемого углеводородного топлива и ядерной энергетики и почти полный переход на её возобновляемые источники. В рамках данной концепции к 2020 году планировалось увеличить долю электроэнергии, получаемую из альтернативных источников, до 35%, а к 2030, 2040 и 2050 до 50, 65 и 80% соответственно.[1]. По данным на начало 2019 года, на долю «чистой» энергетики уже приходится более 40%[2] вырабатываемой электроэнергии, основная часть которой производится в солнечной и ветряной энергетике, что показывает даже более активное развитие этой отрасли, чем было запланировано.

Происхождение термина

Термин «энергетический поворот» впервые был использован в 1980 году в публикации Экологического института (Института прикладной экологии) Германии под названием «Энергетический поворот. Рост и благосостояние без нефти и урана» («Energie-Wende. Wachstum und Wohlstand ohne Erdöl und Uran»)[3]. В данной работе доказывалась возможность экономического роста и устойчивого энергоснабжения без использования атомной энергии – за счёт возобновляемой энергетики и энергоэффективности. По словам директора мозгового центра Agora в Берлине доктора Патрика Грайхена «Энергетическим поворотом мы называем перестройку германского энергообеспечения, отказ от нефти, угля, газа и атома и переход к возобновляемым источникам энергии»[4].

История

В формировании концепции «Энергетического поворота» в Германии можно выделить следующие основные вехи:

1983 г. – партия «зеленых» впервые входит в состав бундестага, получая возможность влиять на формирование энергетического курса.

1991 г. - в силу вступает закон «О подаче тока в электросети» (правительство Г. Коля), в котором впервые прописывались обязательства крупных электрических компаний по получению электроэнергии из возобновляемых источников (энергия воды, энергия ветра, солнечная энергия, свалочный газ, очищенный газ или биомасса) и реализации по установленным тарифам. Это значительно облегчает подключение «зеленого электричества»[5].

2000 г. – вступление в силу закона «О возобновляемых источниках энергии» (Erneuerbare-Energien-Gesetz). В рамках «Атомного консенсуса» Федеральное правительство договаривается с четырьмя компаниями, осуществляющими эксплуатацию германских АЭС, об их отключении от сети после производства определенного количества электроэнергии. Одновременно регламентируется механизм поддержки возобновляемой энергетики путём предоставления льготных тарифов компаниям в течение 20 лет. C 2000 г. EEG получил четыре «больших» поправки (EEG 2004, EEG 2009, EEG 2012, 2014).

2010 - Федеральное правительство впервые принимает масштабную энергетическую концепцию. В ней проговариваются важнейшие стратегические цели и мероприятия германской энергетической и климатической политики и тем самым создаются условия для основополагающего переустройства энергообеспечения в Германии до 2050 г.[6]

2011 - после катастрофы на реакторе в Фукусиме Федеральное правительство принимает решение об ускоренном выходе из атомной энергетики, а именно прекращение работы всех АЭС в Германии к 2022 г. и обеспечении экологического и надежного энергообеспечения .

Основные цели реализации «энергетического поворота»

  • борьба с изменением климата;
  • снижение зависимости от импорта энергоносителей;
  • стимулирование развития технологических инноваций и «зелёной экономики»;
  • уменьшение рисков использования атомной энергии;
  • борьба с монополиями в энергетическом секторе.

Бывший министр экономики и энергетики ФРГ Зигмар Габриэль так объяснял необходимость развития сектора возобновляемой энергетики в Германии: «Во-первых, как промышленно развитая страна, мы хотим выйти из атомной энергетики и увеличить долю возобновляемых источников энергии. Во-вторых, мы хотим сократить зависимость от международного импорта нефти и газа. В-третьих, энергетический поворот находится в согласии с политикой по защите климата. В-четвертых, он ведет к развитию новых технологией и потому связан с инновационными отраслями экономики и созданием новых рабочих мест. Ну и наконец, Германия стремится стать образцом для других стран и показать, что устойчивая энергетическая политика может быть успешной и в экономическом смысле»[7].

Результаты

Хотя наибольший прогресс в реализации «энергетического поворота» был достигнут в электроэнергетике, первоначально программа предполагала кардинальные изменения в трех сферах: электричество, тепло, транспорт.

Однако в деле перевода теплоснабжения на возобновляемые источники больших успехов достичь не удалось, даже при замене угля на куда более экологичный природный газ. В транспортной сфере несколько ускорилось внедрение газовых автомобилей. Также в рамках правительственной программы «Elektromobilität» была поставлена цель довести количество электромобилей в Германии до 1 млн к 2020 году, однако большинство экспертов признают недостижимость данной цели.

В целом же, разработанная и впервые опробованная в Германии сбалансированная, долгосрочная система зеленых тарифов вывела Германию в мировые лидеры по объему инвестиций в возобновляемые источники энергии и количеству установок, работающих на энергии ветра, солнца или биотопливе[8].

Отношение к концепции «энергетического поворота»

Многочисленные опросы общественного мнения показывают, что большинство жителей Германии по-прежнему поддерживает идею "энергетического поворота", однако с растущим беспокойством реагирует на ускоряющееся удорожание электроэнергии. Поэтому от будущего правительства ждут не отказа от выбранного курса, но его более или менее существенной корректировки[9].

В России немецкие планы в сфере альтернативной энергетики воспринимаются хоть и с интересом, но, скорее, скептически. Переход на возобновляемые источники энергии рассматривается как очень отдаленная перспектива, а новая немецкая энергетическая доктрина - как "любопытный эксперимент". Некоторые российские эксперты объясняют "Energiewende" бедностью Германии на углеводородное сырье и наличием "лишних" денег в бюджете на субсидии предприятиям альтернативной энергетики[10].

Тем не менее, к настоящему времени развитие возобновляемой энергетики стало тенденцией во многих странах, как развитых, так и странах с развивающейся экономикой. Первые расширяют долю «зелёной энергетики» в целях сокращения выбросов парниковых газов и уменьшения зависимости от поставщиков энергоносителей; вторые стремятся удовлетворить растущий спрос на энергию в связи с ускорением темпов экономического развития.

Переход стран к развитию сектора альтернативной энергетики поддерживается на международном уровне в рамках ряда институтов. В целях содействия использованию всех форм возобновляемых источников энергии в 2010 году было основано Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA)[11].

Примечания

  1. Сайт министерства экономики и энергетики
  2. Renewables Beat Coal in Germany Power Mix for First Time.
  3. Krause, Bossel, Müller-Reißmann: Energiewende – Wachstum und Wohlstand ohne Erdöl und Uran, S. Fischer Verlag 1980.
  4. Что следует знать об энергетическом повороте. 20.03.2014 (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 октября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  5. Мартин Орт. Долгий путь к энергетическому повороту. 20.03.2014 (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 октября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  6. History of the Energiewende(англ.). 02.10.2014
  7. Сделать энергетический поворот успешным проектом. 21.03.2014 (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 октября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  8. Бахарева Алина. Страны БРИКС лидируют по инвестициям в "зеленую" энергетику. - Независимая газета. 11.02.2014
  9. Рихард Фукс, Сабина Фабер, Андрей Гурков. Энергетический поворот - ключевая задача будущего правительства ФРГ. 09.09.2013
  10. Никита Жолквер. В России скептически смотрят на "энергетический поворот" Германии. 22.05.2013
  11. IRENA. Vision and mission (англ.)-официальный сайт Агентства IRENA
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.