Шлёцер, Павел Юльевич

Павел Юльевич Шлёцер (Поль де Шлёцер) (1841 или 1842—1898) — польский пианист и педагог немецкого происхождения. Он, вероятно, был также композитором, но известны только два произведения, приписываемые ему, и автором обоих мог быть польский композитор Мориц Мошковский.

Павел Юльевич Шлёцер
Дата рождения 1841[1][2][3][…]
Дата смерти 1 июля 1898(1898-07-01)[4]
Страна
Профессии композитор, пианист
Инструменты фортепиано

Биография

О жизни Павла Шлёцера известно очень мало. Он был пианистом, аккомпаниатором испанского скрипача Пабло де Сарасате и собственного брата, также скрипача, Теодора (Фёдора) де Шлёцера. С 1879 года преподавал в Институте музыки в Варшаве, сменив вышедшего на пенсию Юлиуша Яноту. Польский композитор, пианист и впоследствии государственный деятель Игнаций Падеревский упоминает о Павле Шлёцере в своих письмах, иногда допуская пренебрежительные эпитеты, такие как «Мистер Поль» и «Паблито». Примерно в 1892 году Шлёцер стал профессором Московской консерватории, где среди наиболее известных его учеников был музыковед Леонид Сабанеев. 3 февраля 1894 он исполнял в зале консерватории «Сонату для виолончели и фортепиано» Шопена с участием чешского виолончелиста Гануша Вигана.

Его племянница Татьяна Фёдоровна Шлёцер стала второй (фактической) женой композитора Александра Скрябина . Племянник Павла Шлёцера, брат Татьяны, Борис де Шлёцер, стал известным музыкальным критиком.

Споры

Павел Шлёцер практически неизвестен как композитор за исключением двух этюдов, Op. 1 для фортепиано. В источниках распространено утверждение, что Сергей Рахманинов использовал Этюд No. 2 в Ля-бемоль мажоре Павла Шлёцера для ежедневной разминки[5], одна как минимум в одном источнике эта история названа легендой.[6] Доступны несколько аудиозаписей этого этюда, например, в исполнении Хорхе Болета и Стивен Хафа. Запись Эйлин Джойс[7] 1941 года считается непревзойденной[8]. Самая ранняя известная запись, в исполнении Веры Тимановой, ученицы Ференца Листа, относится к 1907 году.

Некоторые исследователи полагают, что Павел Шлёцер не был автором этих этюдов. В любом случае, учитывая их виртуозность, очень интригует, почему ничего другого не появилось из-под его пера, и почему он не достиг признания как крупный пианист. Согласно циркулировавшим слухам, этюды были на самом деле написаны композитором Морицем Мошковским, проигравшим эти сочинения в карточной игре Шлёцеру, который затем опубликовал их под своим именем.[6] Сходство между этюдом No. 2 Шлёцера и No.11 Мошковского из 15 Études de Virtuosité, Op. 72, также в ля-бемоль, несомненно. Однако нельзя исключать, что это сходство и породило легенду, будто произведения Шлёцера были написаны Мошковским[6].

Примечания

  1. Paul de Schlözer // muziekweb.nl
  2. Paul de Schlözer // RISM: Répertoire international des sources musicales (англ.) — 1952.
  3. Paweł Schlözer // NUKAT — 2002.
  4. Риман Г. Шлёцер // Музыкальный словарь: Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель, пер. Б. П. ЮргенсонМ.: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1901. — Т. 3. — С. 1531.
  5. Jorge Bolet - Encores
  6. ed. Dmitry Feofanov, Dover Publications, "Rare Masterpieces of Russian Piano Music", Introduction, p. ix
  7. Сайт Кантаты Баха
  8. ArkivMusic.com

    Ссылки

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.