Шелапутин, Павел Григорьевич

Павел Григорьевич Шелапутин (1848—1914) — промышленник, действительный статский советник, потомственный дворянин, общественный деятель, выдающийся благотворитель. Член Московского общества исследователей природы.[1]

Павел Григорьевич Шелапутин
Дата рождения 1848(1848)
Место рождения Москва
Дата смерти 23 мая 1914(1914-05-23)
Место смерти Фрибур
Гражданство  Российская империя
Род деятельности предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Дети
  • Борис (1871—1913)
  • Григорий (1872—1898)
  • Анатолий (1875—1906)
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Семья Шелапутиных. Павел Григорьевич с сыновьями Борисом, Григорием и Анатолием (1897).

Из купеческого рода Шелапутиных, обосновавшихся в Москве в конце XVIII века, старообрядец[2]. Получил прекрасное домашнее образование, с детства увлекался искусствами и музыкой. В молодости Павел учился игре на скрипке у профессора Московской консерватории, композитора и дирижёра Большого театра Юлия Гербера.

Один из учредителей товарищества Балашинской мануфактуры (вместе с Иваном Ивановичем Карзинкиным — родственником по линии сестры) (1874)[3]. К концу XIX века она вошла в число 100 крупнейших на Европейской территории Российской империи предприятий и стала шестой в Московской губернии[4]. Уже в то время Шелапутин начинает заниматься благотворительностью и создает при производстве дом призрения, где осуществлялся уход за 120 престарелыми работниками и сиротами. Был организатором и председателем совета Общества Средних торговых рядов в Москве.

В 1869 году Шелапутин приобрёл у Э. Д. Нарышкина имение Покровское-Фили. Не преследуя коммерческие цели, предоставил парк и лес для общего пользования горожан. Здесь же он устроил приют для неизлечимо больных на 20 человек[3][5].

Наряду с предпринимательством занимался общественно-религиозной деятельностью. До 1917 года имя Шелапутиных часто упоминали в разговорах. Когда речь заходила о дорогой покупке, говорили «Я ещё не сделался Шелапутиным!», или, зная о щедрой благотворительности этой семьи: «Ты угостишь меня по шелапутинскому счёту»[6].

Являясь членом Первого московского общества трезвости, организовал Рогожское отделение общества (1896) в своём доме на 1-й Рогожской улице и на свои деньги содержал две чайные, в которых были устроены читальня с библиотекой, а также книжный магазин.

Имел троих взрослых сыновей — Григория, Анатолия и Бориса, которых потерял за короткое время. Первым ушёл из жизни Григорий (1872—1898), обладавший талантом художника, друг М. В. Нестерова. Вторым умер Анатолий (1875—1906), скоропостижно, от воспаления лёгких. Анатолий был талантливым музыкантом, обладал абсолютным слухом. Его хорошо знали в музыкальных кругах Москвы, а Н. А. Римский-Корсаков посвятил ему одну из фортепьянных пьес. Последним умер Борис (1871—1913). Он вёл весёлый образ жизни, был связан с актёрами Московского Художественного театра, писал стихи[6].

В память о своих сыновьях и о родителях, на средства П. Г. Шелапутина в Москве были построены[7]:

В память умершего последним сына Бориса (1913) Павел Григорьевич сделал ещё один крупный благотворительный взнос, обратившись в Министерство народного просвещения с просьбой принять 500 тысяч рублей на создание женской учительской семинарии и курсов кустарных промыслов с ремесленными мастерскими. Под планируемое учреждение П. Г. Шелапутин выделил большой участок земли в своём имении Покровское-Фили. Проект осуществлён не был[3].

Среди пожертвований П. Г. Шелапутина — средства на устройство зала эллинистического искусства в Музее изящных искусств, членом Комитета которого он состоял, а также оказал значительное содействие в строительстве и работе университетской обсерватории[17].

Всех пожертвований на просветительные и благотворительные учреждения сделано им на сумму около пяти миллионов рублей[3].

В 1913 году Шелапутин едет в швейцарский город Фрибур на лечение, где в следующем году умирает. Гроб с его телом едва успели перевезти через границу в последние мирные дни перед Первой мировой войной. Последнее пристанище Шелапутин нашёл на Рогожском кладбище.

В журнале «Нива» была помещена статья с такими словами: «…Имя Шелапутина известно всей культурной России: недавно скончавшийся Павел Григорьевич был ярким представителем того благородного меценатства, которым издавна отличалась Москва, создававшая множество культурных учреждений — больниц, школ и т. п. на частные средства»[18].

Примечания

  1. Член Общества купец Д. П. Шелапутин передал библиотеке более 2 500 редких книг в 1831 году.
  2. Во второй половине жизни перешёл из старообрядчества в государственную Церковь.
  3. Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. — «Центролиграф», 2001. C. 345—347.
  4. В 1875 году капитал Товарищества составлял 600 тыс. рублей, в этот период на фабрике работало 905 рабочих, а уже через 11 лет на ней было занято 2687 работников, что позволило довести сумму годового производства до 3 млн рублей. В. И. Ленин в своей работе «Развитие капитализма в России» называл Балашинскую мануфактуру крупнейшим фабрично-заводским центром европейской России. В начале XX века сумма годового производства Товарищества приблизилась к 5 млн рублей, в 1903 году число рабочих на фабриках превышало 3000 человек.
  5. Очерк десятилетия Покровской лечебницы для приходящих больных П. Г. Шелапутина / Сост. Н. П. Бочаров. Москва: тип. М. П. Щепкина, 1883.
  6. Журнал «История», 2009.
  7. Благотворители и меценаты, 2010, с. 312.
  8. Названо в память матери П. Г. Шелапутина.
  9. Большой Трубецкой переулок, 18, переулок Виктора Хользунова, 14 (архитектор Р. И. Клейн, инженер И. И. Рерберг). 1 ноября 1936 года в комплексе зданий по Трубецкому переулку состоялось открытие Академии Генерального штаба РККА. В настоящее время в здании находится Главная военная прокуратура.
  10. 28 сентября 1901 г.
  11. Миусская площадь, 9, корпус 3 (архитектор Р. И. Клейн, инженер И. И. Рерберг)
  12. В настоящее время — одно из зданий Химико-технологического университета.
  13. (Ныне Ленинский проспект, владение № 15 правая часть (архитектор Р. И. Клейн).
  14. Названо в память об отце П. Г. Шелапутина. Ныне Ленинский проспект.
  15. В память о сыне Анатолии Шелапутин-старший основал и финансировал реальное училище, а также в 1911 году открыл Педагогический институт, получивший имя самого Павла Григорьевича. Участок земли в 2000 кв. сажен, отведённый под строительство, Шелапутин пожертвовал городу. Сам он назвал это «посильным вкладом Родине».
  16. Большой Трубецкой переулок, 16.
  17. В 1902 году Московский университет заключил с генеральным застройщиком этой части Москвы П. Г. Шелапутиным соглашение, согласно которому «Шелапутин, дабы не препятствовать обсерватории в её астрономических работах и наблюдениях, за себя и за своих правопреемников обязался на полосе меридиана меридианного круга шириною в шесть сажен не возводить построек, никаких сооружений, крыш, не класть перекладин и не протягивать проволок выше одиннадцати сажен над уровнем Москва-реки у Данилова монастыря, а фабричных труб и дымовых труб от жилых помещений вовсе не сооружать»
  18. П. Г. Шелапутин // Нива. 1914. № 30. C. 392—393.

Литература

  • Г. Н. Ульянова. Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914. Словарь купцов-благотворителей. — изд. 2-е. М.: Форум, 2014. — 496 с.
  • Е. Ю. Горбунова. Благотворители и меценаты в истории Московского университета / редактор: В. И. Тропин. М.: Издательство Московского университета, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-211-05745-6.
  • Наталья Дорожкина. «Неизвестные» москвичи – Шелапутины // Журнал «История». — 2009. № 6.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.