Хакские дворы
Хакские дворы (нем. Hackesche Höfe) в Шпандауском предместье в берлинском районе Митте — самый крупный архитектурный комплекс закрытых дворов в Германии. С 1972 года находятся под защитой государства как памятник архитектуры.
Историческое окружение
В 1672 году в этом районе к северу от Шпрее было заложено еврейское кладбище. В том же году по указу курфюрста для борьбы с пожарами все хижины из сена и соломы были вынесены за пределы городской стены. На некогда пахотных землях появился новый городской район, ставший впоследствии известным как Шпандауское предместье.
В 1750 году Фридрих II поручил коменданту города графу Гансу Кристофу Фридриху фон Хакке провести застройку имевшихся в квартале свободных площадей. В результате появилась рыночная площадь, получившая имя графа, — Хаккешер-Маркт. В XIX веке перенаселённый квартал бедных хижин Шойненфиртель стал источником социальных проблем для городских властей. В остальной части Шпандауского предместья, где проживали преимущественно евреи, воцарились буржуазные порядки. Центром еврейской общины Берлина стала Новая синагога на Ораниенбургской улице, освящение которой состоялось в 1866 году.
В XVIII веке Шпандауское предместье стало центром текстильного производства, после того как здесь появились текстильные мануфактуры. В конце XIX века здесь на многочисленных фабриках и на дому производили готовую одежду и аксессуары. В 1906 году, когда были построены Хакские дворы, Берлин уже носил звание столицы готового платья.
Строительство Хакских дворов
Комплекс дворов напротив Хакской площади открылся 23 сентября 1906 года. Восемь дворов между Розенталерштрассе и Софиенштрассе располагали площадью в 27 тысяч кв.м. на 40 промышленных предприятий, а также для учреждений культуры и жилья.
В результате объединения нескольких земельных владений между Розенталерштрассе и Софиенштрассе строительство крупнейшего в Германии комплекса промышленного и жилого назначения по проектам архитектора Курта Берндта, вдохновлённого идеями движения реформаторов жизни, развернулось на полезной площади в 9200 кв. м., к которой имелся доступ с обеих улиц. Главный вход в Хакские дворы находился в офисном и деловом здании на Розенталерштрассе 38. Поперечное здание в первом дворе проектировалось как зал для торжественных церемоний, во втором и третьем дворах находились фабричные постройки, в озеленённых внутренних блоках разместились квартиры с балконами. Всего было построено восемь дворов, функциональное сочленение которых на тот период времени было уникальным. Ещё совсем недавно Курт Берндт построил традиционный комплекс, в котором на улицу выходил доходный дом, к которому примыкал соответствующий жилой двор, а уже за ним ремесленные дворы.
Необычная концепция комплекса отличалась новизной и предусматривала культурное использование первого двора с соответствующими затратами. И здесь сказалось влияние движения реформаторов жизни, получившего известность на рубеже веков. В 1905 году в Берлине проживало два миллиона человек и он считался самым крупным городом доходных домов в мире, а туберкулёз называли «берлинской болезнью». Владельцы и архитектор на примере Хакских дворов хотели показать пример современного, более здорового способа жить и работать. Жилые дворы находились вдалеке от уличного шума внутри жилого блока и по возможности так, чтобы получать солнечный свет и кислород от близлежащих зелёных насаждений на старом еврейском кладбище и евангелическом кладбище при церкви Святой Софии. Интерьер дворов отличали обилие зелени, песочницы и многочисленные фонтаны. Около 80 квартир имели балконы, всё жильё было оснащено ванными, внутренними туалетами и центральным отоплением.
Оформление
Оформление внутренних фасадов дворов было поручено берлинскому архитектору и дизайнеру Августу Энделю. Его предшествующее творчество относили к югендстилю, хотя сам художник хотел сделать нечто иное. Предположительно поэтому Энделю не был доверен дизайн внешних фасадов, ведь югендстиль не соответствовал господствовавшим в то время в Берлине вкусам, сформировавшимся под влиянием эстетических предпочтений императорского дома. Поэтому, отвечая всем требованиям вильгельминистского эклектизма, фасад Хакских дворов, выходящий на улицу, перегружен смешением разных стилистических форм, с необарочными крышами, египетскими обелисками и античными скульптурами.
Совсем иной художественный язык использован в зонах, оформленных Энделем, знакомым с философией, психологией и проблемами восприятия. Он стремился воплотить свои теоретические познания в архитектуре и художественном ремесле. В своих трудах он высказывался против эклектики. Созданные им архитектурные работы и интерьеры были призваны передавать движение. За счёт форм, размеров и размещения окон при помощи цветного глазурованного кирпича Эндель создал в первом дворе два разных фасада, которые придали ему вид небольшой площади, со всех сторон окружённой домами. На восточной стороне господствует белый и голубой цвет и мавританские мотивы, а западная сторона, выдержанная преимущественно в коричневых тонах, напоминает очень модные в то время здания торгового дома «Вертхайм» работы Альфреда Месселя.
Идея движущегося пространства прослеживается и во внутренних помещениях. До настоящего времени сохранились лишь лестничные клетки в левом боковом флигеле, а также вестибюль правого бокового флигеля и праздничный зал в один этаж на втором этаже поперечного здания.
В торжественных залах первоначально отмечались семейные торжества, общественные праздники и юбилеи компаний, тем самым залы взяли на себя важную функцию места встреч и общения жителей окружающего квартала. Офисные и ремесленные помещения использовались по-разному: как филиал банка, производство мужской готовой одежды, перчаток, изделий из меха, музыкальных инструментов, металлических изделий, офисной мебели, оптовых продаж муки, кофе и кормов. Некоторое время здесь обитали Еврейский женский союз и еврейская студенческая столовая.
Перемены начались уже в 1920-е годы. Под гнётом экономических проблем, возникших после Первой мировой войны многие компании выехали из Хакских дворов, а культурная и общественная деятельность полностью замерла. До конца Второй мировой войны часть помещений Хакских дворов использовалась торговым домом DeFaKa.
Реконструкция
Эпоху построения социализма Хакские дворы провели в забвении. Уличный фасад был утрачен в 1960-е годы. Тем не менее в 1950 году арендаторам удалось предотвратить полное уничтожение фасадов первого двора.
В 1951 году, вскоре после образования Германской Демократической Республики Хакские дворы были национализированы и в 1977 году переданы под защиту государства. В 1993 году комплекс был передан наследникам прежнего владельца и в 1994 году продан западногерманскому предпринимателю. Реставрационные работы с большим бюджетом были завершены в 1997 году.
Жилые дворы для обеспечения ночной тишины закрываются на ночь. Бывшие фабричные цеха были переоборудованы под офисные помещения, которые в основной массе сданы представителям творческих профессий — архитекторам, интернет-дизайнерам, PR-агентствам. Небольшие магазинчики предлагают дизайнерскую продукцию, изготавливаемую в Хакских дворах. Работают гастрономические заведения, учреждения культуры.
Восстановленные Хакские дворы стали самой дорогостоящей недвижимостью в Берлине и стали одной из достопримечательностей германской столицы.
Литература
- Маркина Л. Г. HACKESCHE HÖFE «ХАКЕШЕ ХЁФЕ» // Культура Германии: лингвострановедческий словарь / под общей редакцией проф. Н. В. Муравлёвой. — М.: АСТ, 2006. — С. 384—385. — 1181 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-038383-5.