Фицуолтер, Джон, 3-й барон Фицуолтер

Джон Фицуолтер (англ. John FitzWalter; около 1315 — 18 октября 1361) — английский аристократ, 3-й барон Фицуолтер (с 1328 года). Участвовал в Столетней войне в свите Уильяма де Богуна, графа Нортгемптон, и Эдуарда, Чёрного принца, заслужил репутацию опытного и храброго рыцаря. Был одним из крупнейших землевладельцев Эссекса. Начиная с 1340 года, опираясь на вооружённые отряды своих слуг, терроризировал всё графство и фактически установил свою власть над северной частью этого региона. Барон дважды осаждал город Колчестер, с которым конфликтовал из-за парка. Король Эдуард III в 1351 году вмешался и отдал Фицуолтера под суд. Тот около года провёл в заключении и получил свободу и семейные владения только при условии выплаты огромного штрафа. До своей смерти барон успел выплатить практически всю сумму; остался всего один фартинг. Историки считают деятельность Фицуолтера доказательством низкого уровня законности в Англии XIV века.

Джон Фицуолтер
англ. John FitzWalter
1328 1361
Предшественник Роберт Фицуолтер
Преемник Уолтер Фицуолтер

Рождение около 1315
Смерть 18 октября 1361
Место погребения монастырь Данмоу, Эссекс, Королевство Англия
Род Фицуолтеры
Отец Роберт Фицуолтер, 2-й барон Фицуолтер
Мать Джоан де Мультон
Супруга Элеанора Перси
Дети Уолтер

Биография

Происхождение и начало карьеры

Джон Фицуолтер принадлежал к знатной семье, младшему ответвлению могущественного рода Клеров. Его предков описывают в хрониках как людей воинственных и богатых[1]; основные владения Фицуолтеров были сконцентрированы в северной части Эссекса[2], но им принадлежали также земли на юге этого графства и в Норфолке[3]. Джон был сыном (вероятно, единственным) Роберта, 2-го барона Фицуолтер, и его жены Джоан де Мультон[2]. Он родился около 1315 года, в 1328 году потерял отца, а в 1335 году, несколько раньше, чем это было принято, вступил в свои права и принёс присягу королю Эдуарду III как 3-й барон Фицуолтер[4].

Мать Джона на тот момент ещё была жива и сохраняла за собой третью часть всех владений Фицуолтеров в качестве «вдовьей доли». Именно связанные с этим финансовые затруднения могли впоследствии подтолкнуть барона к преступным деяниям[2]. К тому же Джон не смог доказать законность своих прав на ряд земельных участков в Лондоне и потерял выгодную привилегию, связанную с обороной столицы и приносившую его предкам двадцать фунтов в год[5]. Тем не менее он считался одним из самых богатых и влиятельных людей в Эссексе[6].

Начало карьеры Фицуолтера связано с большой войной на континенте. В декабре 1338 года Джон был в числе 44 рыцарей из Эссекса, вызванных в Ипсвич, где готовилась экспедиция во Францию[6]. Он участвовал в ряде кампаний под началом Уильяма де Богуна, графа Нортгемптон[7], а в 1346 году на время перешёл в свиту Эдуарда, принца Уэльского[4]. Известно, что последний заплатил барону сто марок за шестимесячную службу во главе отряда, включавшего двадцать латников и двенадцать лучников. Фицуолтер участвовал в осаде Кале (1346—1347)[8] в качестве рыцаря-баннерета[9], в 1348 году он вернулся в свиту графа Нортгемптон[10]. К тому времени сэр Джон имел репутацию опытного и храброго военного[11].

Барон регулярно приезжал с театра военных действий в Англию, чтобы присутствовать в парламенте[2]. Его впервые вызвали в парламент в 1340 году, и в дальнейшем Фицуолтер участвовал в каждой сессии до 1360 года. Кроме того, он заседал в Королевском совете (1341—1358)[12]. В 1342 году сэр Джон был одним из 250 рыцарей, принявших участие в большом турнире в Дастейбле (там же сражался и будущий соучастник его преступлений сэр Роберт Марни)[13].

Отношения с соседями

Историки отмечают, что дворяне Эссекса с конца XIII века принимали самое активное участие в военных экспедициях на контитенте и в Шотландии, а потому местное общество было очень милитаризованным. По словам Р. Старра, военный опыт обострил у многих представителей поколения Джона Фицуолтера «естественный аппетит к агрессии и запугиванию». Отчасти именно это может объяснять тот факт, что поведение барона по отношению к его соседям становилось всё более жестоким[2], а с 1340 года сэр Джон даже регулярно нарушал закон, грабя, запугивая и убивая своих жертв, терроризируя целое графство[14][15]. Историк М. Гастингс описывает его как «хорошо известный тип рэкетира»[16], Харрис — как «головореза высшего уровня» и самого страшного человека в Эссексе[6]. В своей деятельности барон опирался на ряд местных дворян (в частности, на Лайонела Бреденхема[17] и ещё одного участника континентальных походов Роберта Марни[2]) и на множество подручных низкого происхождения, имена которых упоминаются в составленных позже обвинительных заключениях. Спутники сэра Джона могли рассчитывать на полную защиту; так, когда один из них, некто Ваймаркус Хейрд, был арестован и оказался в колчестерской тюрьме, барон силой освободил его[18].

В 1340 году Фицуолтер участвовал в нападении на поместье Джона де Сегрейва Грейт-Честерфорд в составе отряда из более чем тридцати человек во главе с графом Оксфорд; пострадавший позже рассказывал, что эта банда охотилась в его парке, нападала на его слуг, вывозила его имущество[6]. В последующие годы барон всячески притеснял своих соседей, которые не решались на него жаловаться[19]. Люди сэра Джона угоняли скот (это стало основным источником дохода), незаконно пасли его овец и коров на общей земле, занимались простым вымогательством. Так, они заставили некоего Уолтера из Макинга передать барону землю, приносившую сорок фунтов в год, в обмен на обещание арендной платы в двадцать два фунта и роскошной одежды; Уолтер ничего не получил, но не посмел обратиться в суд[20]. Ричард де Плесси, приор монастыря в Данмоу, был вынужден за свой счёт содержать лошадей барона, хотя формально находился под королевской защитой[21]. Двое жителей Саутминстера, запуганные людьми сэра Джона, отдали ему крупную сумму — сто шиллингов. Настоятель ещё одного монастыря, находившегося по соседству, боясь за свой скот, не осмеливался возделывать землю и возить зерно, из-за чего доходы аббатства резко уменьшились[22].

Обычным занятием для людей барона был грабёж путников и возвращение им отнятого имущества за дополнительную плату[23]. Так регулярно поступали с торговцами шерстью, с купцами, вёзшими рыбу, мясо и другие продукты на рынок в Колчестер. Однажды Фицуолтер отказался выплатить экстраординарный налог в королевскую казну, несмотря на то, что запуганный податной инспектор дал его имуществу неадекватно низкую оценку; платить пришлось жителям соседних деревень, которым пригрозили переломать руки и ноги. В результате округа дошла до «великого обнищания»[24].

Люди Фицуолтера несли ответственность и за убийства. Например, в 1345 году некий Роджер Биндетиз был отлучён от церкви в Уолтеме. Он должен был донести от Уолтема до Дувра большой крест, чтобы потом отплыть в паломничество. Однако до порта отлучённый не добрался: слуги барона, заявившие, что действуют «под знаменем Бога и Святой Церкви» обезглавили его прямо у дороги[24].

Конфликт с Колчестером

Фицуолтеры с давних пор находились в состоянии конфликта с городом Колчестер в Эссексе. Причинами тому были спорный статус пастбища в Лексдене и попытки горожан охотиться в принадлежавшем Фицуолтерам Лексден-парке. Кроме того, сэр Джон отрицал право колчестерских властей облагать налогами часть его владений[25] и не пропускал горожан к водяной мельнице, стоявшей рядом с его землями. Фактически он захватил и эту мельницу, и соседнюю, хозяин которой был жителем Колчестера[26]; за первую барон какое-то время обещал заплатить, но так и не сдержал слово[24].

Историки отмечают, что горожане в этом конфликте не были только пострадавшими. Жители Колчестера тоже использовали силовые методы, чтобы отстоять свои интересы[27]. Так, в 1342 году примерно сотня горожан вторглась в Лексден-парк и начала там охотиться, ловить рыбу и рубить деревья; в столкновении с ними пострадал один из слуг барона[2]. Парк, занимавший больше 150 акров земли (61 гектар), был одним из самых ценных владений сэра Джона[28], а потому последний обратился в суд. Для расследования его жалобы была создана специальная комиссия[29]. Позже горожане снова проникли в Лексден, и один из слуг Фицуолтера погиб в стычке. Было проведено ещё одно расследование, но результаты, по-видимому, не удовлетворили ни одну из сторон[25]. Барон попытался привлечь к ответственности за эту смерть судебного пристава Колчестера Джона Фордхэма, потерпел неудачу и перешёл к новой тактике. Его люди стали выслеживать присяжных, состоявших в двух следственных комиссиях, и избивать их. Первой жертвой стал Генри Фернерд из Копфорда, до того публично выразивший свою веру в невиновность Фордхэма и теперь избитый почти до смерти[30]. Позже слуги сэра Джона начали нападать на всех колчестерцев без разбора; наконец, 20 мая 1342 года барон начал полноценную осаду города[25]. По словам хрониста, ни один человек не мог пойти на рынок или на ярмарку с Пасхи до Троицы[19]. Получив 22 июля сорок фунтов компенсации, Фицуолтер снял осаду, 7 апреля следующего года снова окружил Колчестер (возможно, из-за продолжавшихся вторжений горожан в Лексден-парк) и получил ещё сорок фунтов[25]. Некоторые жители города пытались подать на него в суд, чтобы взыскать понесённый ущерб, но присяжные боялись принимать решения, направленные против барона[31].

В течение 1340-х годов сэр Джон фактически узурпировал королевскую власть в северной части Эссекса[23] и создал в этом регионе свою систему правосудия[32]. Эдуард III некоторое время пытался решить эту проблему без силовых и юридических мер: он регулярно отправлял Фицуолтера на континент, чтобы тот как можно меньше времени проводил в своих владениях. Однако такое решение не могло быть постоянным[33]. В 1351 году король, наконец, вмешался, прислав в Эссекс специальную комиссию[34]. Сэра Джона обвинили в вымогательствах, отказе платить налоги, посягательстве на королевскую власть[35], убийствах, грабежах, изнасилованиях, поджогах, похищениях. Барон проигнорировал вызов комиссии, но позже был вынужден предстать перед судом королевской скамьи в Вестминстерском дворце. Его признали виновным и отправили в тюрьму Маршалси[36], а имущество конфисковали[4]; в ноябре 1351 года сэр Джон был переведён в Тауэр[36]. Многие слуги барона тоже были заключены в тюрьму и оштрафованы[35], а одного из них, Уильяма де Вайборна, повесили[37].

По мнению историков, Эдуард III на примере Фицуолтера постарался показать всем лордам Англии необходимость соблюдать определённые правила[38][39]. Именно поэтому король обошёлся с бароном так сурово, не приняв во внимание его верную службу во Франции[38]. В июне 1352 года сэр Джон получил свободу и формальное помилование, но после этого ему пришлось выплатить огромный штраф — не меньше 847 фунтов[40]; фактически речь шла о выкупе у короны всех владений Фицуолтеров. Барон выплачивал эти деньги постепенно все оставшиеся десять лет своей жизни[16][41].

Последние годы и наследство

После освобождения и восстановления в правах Фицуолтер продолжал заседать в парламенте и в Королевском совете, но не занимал никаких должностей в графстве и не работал в составе местных комиссий[2]. Он умер 18 октября 1361 года и был похоронен рядом со своей женой и предками в монастыре Данмоу. Мать пережила сэра Джона, все еще контролируя треть семейных владений. В день смерти барон оставался должен короне только один фартинг, оставшийся от штрафа десятилетней давности[2]. Его земли и титул перешли к единственному сыну от брака с Элеанорой Перси (дочерью Генри, 2-го барона Перси, и Идонеи Клиффорд)[12] Уолтеру, который в отличие от отца был предан короне и на войне, и в мирных условиях[2]. 4-й барон Фицуолтер подтвердил свою лояльность, подавляя в 1381 году крестьянское восстание. Дочь Джона, Элис, была женой Обри де Вера, 10-го графа Оксфорда[42].

Оценки личности и деятельности

Историк Г. Харрис предположил, что Джон Фицуолтер обладал порочным характером и с юных лет находился на «нисходящей спирали насилия»[14]. Деятельность этого барона традиционно рассматривается как важное доказательство того, что в правление Эдуарда III законность в Англии находилась на весьма низком уровне[39]. По словам Э. Кимбалл, пренебрежение законом со стороны таких людей, как сэр Джон, заставляют думать, что политический кризис XV века имел свои корни в XIV веке[34].

Примечания

  1. Powell, 1991, p. 68.
  2. Starr, 2004.
  3. Walter, Fifth Lord Fitzwalter of Little Dunmow (Essex)
  4. Cokayne, 2000, p. 476.
  5. Barron, 2002, p. 226.
  6. Harris, 2017, p. 65–77.
  7. Ormrod, 2004.
  8. Furber, 1953, p. 61.
  9. Ayton, 2007, p. 214.
  10. Ayton, 2007, p. 210.
  11. Starr, 2007, p. 19.
  12. Cokayne, 2000, p. 477.
  13. Ayton, 1999, p. 33.
  14. Harriss, 2005, p. 201.
  15. Ward, 1991, p. 18.
  16. Hastings, 1955, p. 347.
  17. Round, 1913, p. 86.
  18. Furber, 1953, p. 63–65.
  19. Furber, 1953, p. 62.
  20. Furber, 1953, p. 62–63.
  21. Furber, 1953, p. 45.
  22. Furber, 1953, p. 83.
  23. Hanawalt, 1975, p. 14.
  24. Furber, 1953, p. 63.
  25. V.C.H., 1994, p. 22.
  26. V.C.H., 1994, p. 259–264.
  27. Cohn, Aiton, 2013, p. 195.
  28. Britnell, 1988, p. 164.
  29. Furber, 1953, p. 88.
  30. Powell, 1991, p. 68–69.
  31. Powell, 1991, p. 69.
  32. Scattergood, 2004, p. 152.
  33. Hanawalt, 1975, p. 9.
  34. Kimball, 1955, p. 279.
  35. Ward, 1991, p. 23.
  36. Furber, 1953, p. 64.
  37. Furber, 1953, p. 65.
  38. Partington, 2015, p. 90.
  39. Ormrod, 2000, p. 107.
  40. Furber, 1953, p. 64–65.
  41. Hanawalt, 1975, p. 10.
  42. Leese, 1996, p. 218.

Литература

  • Ayton, A. Knights and Warhorses: Military Service and the English Aristocracy Under Edward III. — Woodbridge : Boydell & Brewer, 1999. — ISBN 978-0-85115-739-9.
  • Ayton, A. The English Army at Crécy // The Battle of Crécy, 1346. — 2007. С. 159—251.
  • Barron, C. M. Chivalry, Pageantry and Merchant Culture in Medieval London // Heraldry, Pageantry and Social Display in Medieval England. — Woodbridge : Boydell Press, 2002. — P. 219–242. — ISBN 978-1-84383-036-8.
  • Blomefield, F. Hundred of Diss: Osmundeston, or Scolce // An Essay Towards A Topographical History of the County of Norfolk. — London : W. Miller, 1805. — Vol. I. — P. 130–136.
  • Britnell, R. The Fields and Pastures of Colchester, 1280–1350 // Transactions of the Essex Archaeological and History Society. — 1988. Т. 19.
  • Cokayne, George E. The Complete Peerage of England, Scotland, Ireland, Great Britain and the United Kingdom: Extant, Extinct, or Dormant. — London : St Catherine Press, 2000.
  • Cohn, S., Aiton, D. Popular Protest in Late Medieval English Towns. — Cambridge: Cambridge University Press, 2013. — ISBN 978-1-10702-780-0.
  • Curry, A. The Hundred Years War. — 2nd. — London : Palgrave Macmillan, 2003. — ISBN 978-0-23062-969-1.
  • Furber, E. C. Essex Sessions of the Peace, 1351, 1377–1379. — Colchester : Essex Archaeological Society, 1953.
  • Hanawalt, B. Fur-Collar Crime: The Pattern of Crime among the Fourteenth-Century English Nobility // Journal of Social History. — 1975. Т. 8. С. 1—17.
  • Harris, G. Organised Crime in Fourteenth-Century Essex: Hugh de Badewe, Essex Soldier and Gang Member // Fighting Essex Soldier: Recruitment, War and Society in the Fourteenth Century. — Hatfield : University of Hertfordshire Press, 2017. — P. 65–77. — ISBN 978-1-90929-194-2.
  • Harriss, G. L. Shaping the Nation: England 1360–1461. — Oxford : Oxford University Press, 2005. — ISBN 978-0-19-921119-7.
  • Hastings M. Review: Essex Sessions of the Peace, 1351, 1377–1379 by Elizabeth Chapin Furber // The American Historical Review. — 1955. Т. 60. С. 346—348.
  • Kimball, E. Review: Essex Sessions of the Peace, 1351, 1377–1379 by Elizabeth Chapin Furber // Speculum. — 1955. Т. 30. С. 278—280.
  • Leese, T. A. Blood Royal: Issue of the Kings and Queens of Medieval England, 1066–1399: The Normans and Plantagenets. — Bowie, MD : Heritage Books, 1996. — ISBN 978-0-78840-525-9.
  • Ormrod W. Bohun, William de, 1st Earl of Northampton (p. 1312–1360) // Oxford Dictionary of National Biography. — 2004.
  • Ormrod, W. The Reign of Edward III. — Stroud: Tempus, 2000. — ISBN 978-0-75241-773-8.
  • Partington, R. The Nature of Noble Service to Edward III // Political Society in Later Medieval England: A Festschrift for Christine Carpenter. — Woodbridge : Boydell & Brewer, 2015. — P. 74–92. — ISBN 978-1-78327-030-9.
  • Powell W. Lionel de Bradenham and his Siege of Colchester in 1350 // Transactions of the Essex Archaeological and History Society. — 1991. Т. 22.
  • Round, J. Lionel de Bradenham and Colchester // Transactions of the Essex Archaeological Society. — 1913. Т. 13. С. 86—92.
  • Scattergood, V. J. The Lost Tradition: Essays on Middle English Alliterative Poetry. — Dublin : Four Courts Press, 2004. — ISBN 978-1-85182-565-3.
  • Starr C. Fitzwalter Family (per. p. 1200–1500) // Oxford Dictionary of National Biography. — 2004.
  • Starr, C. Medieval Mercenary: Sir John Hawkwood of Essex. — Chelmsford : Essex Record Office, 2007. — ISBN 978-1-89852-927-9.
  • V.C.H. A History of the County of Essex. — London: Victoria County History, 1994. — Т. IX. — ISBN 9780197227848.
  • Ward, J. C. Essex Gentry and the County Community in the Fourteenth Century. — Chelmsford : Essex Record Office/The Local History Centre, Essex University, 1991. — ISBN 978-0-90036-086-2.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.