У чаши

Трактир «У чаши» (также: пивная, ресторан; чеш. «U kalicha») — питейное заведение в Праге. Пивная прославлена неоднократным упоминанием в незаконченом сатирическом романе «Похождения бравого солдата Швейка» чешского писателя Ярослава Гашека; пивная существовала в Праге во времена Швейка и работает по сей день по тому же адресу — улица На Боишти, 12.

Трактир
«У чаши»
«U kalicha»

U Kalicha
50°04′25″ с. ш. 14°25′41″ в. д.
Страна  Чехия
Местоположение Прага, На Боишти, дом 12
Ближайшая станция метро I. P. Pavlova
Сайт ukalicha.cz

История

В романе пивную «У чаши» содержит пражский трактирщик; Швейк там — постоянный посетитель.

Пивная «У чаши» (чеш. «U kalicha») существовала в Праге во времена Швейка и работает по сей день по тому же адресу — улица На Боишти, 12. Именно отсюда Швейка вместе с хозяином трактира Паливцом забрал в полицейское управление сыщик Брейтшнейдер:

Швейк вышел за агентом тайной полиции в коридор, где его ждал небольшой сюрприз: собутыльник показал ему орла и заявил, что Швейк арестован и он немедленно отведёт его в полицию. Швейк пытался объяснить, что тут, по-видимому, вышла ошибка, так как он совершенно невинен и не обмолвился ни единым словом, которое могло бы кого-нибудь оскорбить.
Но Бретшнейдер на это заявил, что Швейк совершил несколько преступлений, среди которых имела место и государственная измена.
Потом оба вернулись в трактир, и Швейк сказал Паливцу:
- Я выпил пять кружек пива и съел пару сосисок с рогаликом. Дайте мне еще рюмочку сливянки. И мне уже пора идти, так как я арестован.

В 1910-е годы её хозяином был некто Вацлав Шмид по прозвищу Грубиян. Помощником официанта у него служил Йозеф Паливец, тоже отъявленный сквернослов; по слухам, он считал себя прототипом гашекова Паливца и очень этим гордился[1].

Во времена ЧССР директором уже национализированного заведения некоторое время был человек по фамилии Паливец, он тоже попал в тюрьму, но за хозяйственное, а не политическое преступление.

Второе, современное название трактира: «У Швейка».

Интерьер

«У Чаши» – это вот прям трактир-трактир. Масштабный, неряшливый, без претензий на стиль и старину. Огромный обеденный зал, несколько боковых комнат у входа и столы-столы-столы...

Это — первый чешский пивбар, где не только оформление, но и музыка — в стиле ретро. Крайне прост интерьер заведения:

Каменные стены в штукатурке, под густым наслоением надписей, преимущественно на русском языке.

Нескользкий каменный пол. Мебель в заведении деревянная: добротная, крепкая.

Под потолком нависает псевдофахверк (имитация старых стропил), а на самом деле – вентиляция, крашенная под дерево. Но вместе с тяжёлыми старомодными люстрами смотрится шикарно[2].

Кухня

Хотя ресторан специализируется на чешской кухне, названия всех блюд пропитаны духом романа. В меню предлагают:

  • любимое блюдо Балоуна,
  • гуляш фельдкурата Отто Каца со шпиковыми кнедликами,
  • кнедлики с говядиной в грибном соусе, приготовленные по рецепту пани Мюллеровой,
  • любимое блюдо поручика Лукаша — картофель фри с вырезкой из говядины,
  • любимую картофельную лепёшку подпоручика Дуба.

Цитаты

В трактире «У чаши» сидел только один посетитель. Это был агент тайной полиции Бретшнейдер. Трактирщик Паливец мыл посуду, и Бретшнейдер тщетно пытался завязать с ним серьёзный разговор. Паливец слыл большим грубияном. Каждое второе слово у него было «задница» или «дерьмо». Но он был весьма начитан и каждому советовал прочесть, что о последнем предмете написал Виктор Гюго, рассказывая о том, как ответила англичанам старая наполеоновская гвардия в битве при Ватерлоо.
- Хорошее лето стоит, - завязывал Бретшнейдер серьёзный разговор.
- А всему этому цена - дерьмо! - ответил Паливец, убирая посуду в шкаф.

Подпоручик Дуб остановился и высказал ещё одно своё убеждение:
- Марокканский султан - конченая фигура,-- вытер пот со лба и, глядя помутневшими глазами на Швейка, проворчал: - Так сильно я даже зимою не потел. Согласны? Вы понимаете меня?
- Вполне, господин лейтенант. К нам в трактир «У чаши» ходил один старый господин, какой-то отставной советник из Краевого комитета, он утверждал то же самое. Он всегда говорил, что удивлен огромной разницей в температуре зимой и летом, что его поражает, как люди до сих пор этого не замечали.

Примечания

  1. Рассказывают, что этот Паливец однажды ответил на расспросы некой почитательницы Гашека: «Уважаемая, теперь кто угодно может поцеловать меня в задницу! Я мировая знаменитость!» (чеш. Milostivá, mně dneska muže každej vylízat prdel! Já 'sem prostě světoznámej!)
  2. «У Чаши» – это вот прям трактир-трактир.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.