Успенский собор (Галич)
Успенский собор — один из крупнейших православных соборов Киевской Руси, находившийся в городе Галиче, столице Галицкого и Галицко-Волынского княжеств. С XII века был кафедральным собором Галицкой епархии, а с XIV века Галицкой митрополии.
Православный храм | |
Успенский собор | |
---|---|
| |
49°05′08″ с. ш. 24°41′53″ в. д. | |
Страна | Украина |
Местоположение | Крылос, Галичский район Ивано-Франковской области |
Конфессия | Православие |
Архитектурный стиль | Древнерусское зодчество |
Первое упоминание | 1187 год |
Строительство | 1140-е? — 1150-е? |
Состояние | разрушенное |
Медиафайлы на Викискладе |
Летописные упоминания
Первое упоминание об Успенском соборе в летописи относится к 1187 году в связи с погребением в нём князя Ярослава Осмомысла: «Того же лѣт̑ престависѧ Галичькии князь Ярославъ снъ Володимерь мсца ѡктб̑ѧ въ а днь а во вторъıи днь положенъ бъıс во цркви стъıӕ Бца. Бѣ же князь моудръ и рѣченъ ӕзъıкомъ»[1]. Предполагается, что собор был построен Ярославом Осмомыслом в 1150-х годах, когда в Галиче была организована самостоятельная епископия.
В 1208 году храм упоминается как место посадки на Галицкий стол малолетнего князя Даниила владимирскими, галицкими и венгерскими боярами[2]. В 1219 году относится упоминание об устройстве на церкви Богородицы укреплений («града») венгерским воеводой Филей. Храмы во имя пресвятой Богородицы и святого Михаила в 1231 году посещает князь Даниил[3], так же он «приходит к пречистой Богородицы» в 1235 после занятия Галича из-за отсутствия князя Михаила Всеволодовича Черниговского[4]. Во время обороны князя Изяслава Владимировича от войск Романа Даниловича в 1254 году, воины Изяслава и он сам выбежали на своды церкви «куда и беззаконные угры были выбежали», то есть речь идет о констукции именно Успенского собора[5]. Данное летописное упоминание свидетельствует о том, что собор уцелел во время монголо-татарского нашествия. Наличие сводов и «комар» может говорить либо о полной сохранности конструкций сооружения либо об их относительно небольших повреждениях, которые удалось достаточно быстро устранить.
Разрушение здания
Основания в 1303 году митрополии именно в Галиче свидетельствует, что в это время епископская резиденция, размещена здесь, и само здание находилось в хорошем состоянии, а собор, после опустошения Киева, был, на короткое время, самым большим храмом Западной Руси. Об этом, определенным образом, свидетельствуют серебряная монета чешского короля Вацлава II, которая была выбита в Праге между 1300 и 1305 году и найдена на руинах сооружения в конце 1930-х годов, а также упоминание о церкви Успения Богородицы в грамоте князя Льва 1301 года[6]. На печати Галицкого митрополита Феодора 1334 года, размещено изображение Богородицы[7] как традиционного символа Галицкого собора, однако написание грамоты во Львове свидетельствует о, по крайней мере, временном пребывании Феодора в новой столице. На основе археологических исследований, Ярослав Пастернак пришёл к выводу, что в конце XIV — начале XV веков конструкции здания подверглись значительным разрушениям, и уже в то время на месте части сооружения возникла новая часовня[8]. Этот процесс совпал во времени с замещением польско-католической властью древних русских епископских кафедр латинскими епископами. В 1455 году польский король Казимир IV издал указ о запрете ремонтировать и восстанавливать старинные галицкие храмы[9][10]; в это же время, ещё сохранившиеся конструкции собора стали разбирать, и впоследствии, на его месте было размещено кладбище. В 1584 году из остатков Успенского собора, вероятно по указанию епископа Гедеона (Балабана), была возведена рядом новая кафедральная церковь Успения Богородицы. Далее территория крылоса и расположенного здесь монастыря, служит как резиденция наместников Галицких епископов и митрополитов.
Исследования
Остатки летописной Богородичной церкви княжеского Галича обнаружила в 1936 году экспедиция Научного общества им. Т. Шевченко под руководством Ярослава Пастернака. От храма сохранились лишь фундаменты, частично выбранные, небольшие фрагменты пола и скупые участки наземных стен. Важнейшими в этих исследованиях оказались следующие факты: 1) место расположения собора на Крылосском городище стало весомым доказательством в дискуссии о локализации летописного «города»; 2) значительные размеры церкви — 37,5×32.4 м, что среди храмов Киевской Руси того времени уступают лишь размерам Софии Киевской; 3) белокаменная техника кладки и богатый архитектурный декор; 4) найдено мужское захоронение в каменном саркофаге, интерпретировано исследователем как останки галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла. Опираясь на результаты своих исследований, Ярослав Пастернак определил время сооружения собора 1157 год[11]..
Фундаменты собора строились преимущественно из туронского мела, а наземные стены — из мелкозернистого литотамниевого известняка и белого алебастра. В своды собора клали подольский травертин — камень относительно легкий. Стены собора выложены напівбутовим методом: две наружные лицевые стенки из обработанных квадров, между ними — забутка, так называемое «ядро стены». В основе наземных стен обнаружили следы применения внутренних деревянных связей — «связей». Пол собора выкладывалась различным материалом: в «храме верующих» и в центральной части западной галереи, или притворе, — алебастровыми плитами, в «святилище» — плитами теребовельского песчаника[11].
Во время археологических исследований Успенского собора обнаружено много находок, которые значительно дополняют наше представление о его прежний вид и декор. Особого внимания заслуживают фрагменты типовому на то время романского декора — человеческих и звериных каменных масок, служивших консольными основами для колончатих поясов, части зубчатого фриза и аркатурного пояса. К фрагментам каменной резьбы следует отнести также части кубовидной капители, базу с круглой колонкой, а также обломки полукруглых валиков. Все это показало, какой была белокаменная отделка собора-фризы и дуги, декорированные «в шахматную доску», резные капители, кубовидные консольки, плетенчатый орнамент[11].
Во время повторных исследований руин Успенского собора в 1992—1998 годах обнаружено еще более ста фрагментов архитектурных деталей, среди них обломки нервюр, колонки, профилированные элементы баз, карнизов, уступов, гзимсов и вертикальных тяг, арочных дуг, а также более мелкие фрагменты с отрывками белокаменной резьбы. Большинство архитектурных деталей резались из известняка, однако попадались и алебастровые профилированные элементы[11].
На основе новых археологических исследований и архитектурного анализа удалось выделить три этапа формирования планировочной и архитектурно-пространственной структуры собора. На первом этапе (при закладке фундаментов) он планировался как восьмистолпный храм с боковыми двухъярусными галереями. Уже в процессе строительства его решили сделать шестистолпное, хрестовобанним, с нартексом и боковыми галереями. А в процессе его функционирования, в конце XII или начале XIII в. его перестроили в четырёхстолпный, окруженный с трех сторон двухъярусными галереями. На возможную двухъярусность галерей указывает значительная мощность обводных фундаментных стен, которые были заложены на ту же глубину, что и фундаменты внутренних стен собора. На определенном этапе его функционирования галереи могли покрывать односпадовими крышами — оттуда, скорее всего, происходит красная керамическая черепица, обнаруженная раскопками. Угловые участки собора, в плане квадратные или приближенные к квадрату, могли завершаться четырьмя дополнительными банями[11].
Ближайшие по архитектурным решением в Галицкое Успенского собора есть храмы Владимиро-Суздальской земли середины и второй половины XII века, которые строили скорее всего галицкие мастера. В частности, подобным Галицкому собору является Успенский собор во Владимире-на-Клязьме. Ярослав Пастернак высказал предположение, что при достройке до Владимирского собора галерей и меньших бань в конце XII в. строители могли взороваться на формы Успенского собора в Галиче. Планировочная структура здания, которая хорошо прослеживается на основе археологического материала, очень близка к планировочной структуры церкви Νέα Εκκλησία в Константинополе, что находилась в структуре императорского Большого Дворца, и могла служить прототипом галицкого собора[11].
Дальнейшие упоминания об Успенском соборе свидетельствуют, что он действовал в течение XIV—XVI вв. Именно с этим храмом как с центром Галицкой митрополии еще с XIII в., вероятно, связана традиция употреблять названия «Крылос» для всей горы, на которой до середины XIII в. функционировала княжеская столица[11].
Точная дата разрушения Успенского собора остается неизвестной. Письменные упоминания косвенно подтверждают его существование еще во второй половине XVI века. Тогда же (предположительно, в 1584—1585 гг.) построена новая Успенская церковь, но на месте старой еще в первой половине XVIII в., согласно с инвентарем 1749 года, были хорошо видны каменные руины[11].
Князь Роман Мстиславич по утверждению автора Суздальской летописи был похоронен в храме, что частично опровергает Александр Головко.
В 1936—1939 годах на территории городища в селе Крылос, где располагался детинец Галича, производил раскопки храма Ярослав Пастернак. От Успенского собора сохранились фундаменты, а в южной и восточной частях — небольшие участки нижних рядов кладки наземных стен. Раскопанные остатки были вновь открыты в 1970-х годах, законсервированы и надложены новой кладкой.
Архитектура
Белокаменный Успенский собор был большим четырёхстолпным трёхапсидным пятинефным храмом с галереями, проходящими с трёх сторон. Его основное здание без галерей насчитывало в ширину 21 м, в длину — 30—31 м. Общий размер (с галереями) по фундаменту: ширина 32,4 м, длина 37,5 м, азимут 100°. Величина сторон подкупольного квадрата около 7 м. Судя по найденным при раскопках двум блокам от колонн, подкупольные столбы, видимо, были в плане круглыми. На внутренних стенах храма колоннам отвечали плоские пилястры с профилированными базами. Северный участок западной стены значительно толще, чем остальные стены, что может свидетельствовать о размещении здесь лестницы на хоры. Угловые западные и восточные членения галерей были выделены в самостоятельные помещения. Снаружи стены здания имели цоколь и членились плоскими лопатками.
Стены Успенского собора были сложены из камней разных сортов, в основном из алебастра и известняка. Их наружные поверхности были выполнены из хорошо отёсанных блоков, а середина заполнена битыми камнями на растворе. Размеры блоков различные: длина чаще всего около 58 см, ширина 40 см. Пепельно-серый гипсовый раствор в стенах был очень прочным. Толщина стен составляла 1,4—1,5 м. Фундамент храма — слабо обработанные блоки известняка, лежащие на растворе худшего качества, чем в стенах, с большим количеством песка. Глубина фундамента более 2 м в средней и южной частях здания, значительно глубже он в северной части. Ширина фундамента гораздо больше ширины стен — около 2,25 м. В нижней части стен непосредственно на фундаменте обнаружены пустоты от деревянных брусьев-связей, имевших прямоугольное сечение.
В центральном нефе и западной галерее частично сохранились куски пола из каменных плит. Кроме того, при раскопках храма найдены поливные керамические плитки; среди них — несколько фрагментов с рельефным орнаментом. В 1955 году в 100 метров к западу от здания был раскопан завал поливных керамических плиток, очевидно выброшенных из собора. Плитки были двух типов: гладкие и с рельефным орнаментом (отмечено 12 вариантов рисунка). Судя по фрагментам штукатурки с остатками фресок, собор был внутри расписан. Обнаружены многочисленные фрагменты каменной резьбы, свидетельствующие о том, что храм имел богатое скульптурное убранство. Встречены детали аркатур, тонкие колонки, базы и карнизы, кронштейны в виде человеческих и звериных масок, куски архивольтов. От покрытия здания уцелели куски свинцовых листов толщиной 2 мм. В западной галерее почти напротив входа находился каменный саркофаг, погребение в котором обычно связывают с именем Ярослава Осмомысла.
Попытки восстановления
В конце 1990-х годов в контексте празднования 1100-летия Галича впервые была осуществлена попытка восстановления собора[12]. В августе 1999 года по согласованию с Галицкой районной государственной администрацией, Галицкий межхозяйственный отдел капитального строительства начал строительные работы на остатках собора[13]. В это время были разрушены участки аутентичных фундаментов XII века, на которых заложены новые железобетонные конструкции под строительство нового сооружения. Работы были прекращены в том же году, из-за протестов общественных организаций и научных учреждений, заповедника «Древний Галич», а также под давлением писем Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины и Министерства культуры и искусств Украины и за недостатком средств на строительство.
В мае 2017 в Ивано-Франковске состоялось совещание на котором было вновь было выдвинуто предложение о восстановлении Успенского собора. В ней приняли участие основатели Благотворительной организации «Международный благотворительный фонд восстановления Галичского Успенского Собора»: председатель Ивано-Франковской ОГА Олег Гончарук и его заместитель Игорь Пасичняк, архиепископ и митрополит Ивано-Франковский УГКЦ Владимир Вийтишин, народные депутаты Анатолий Матвиенко и Михаил Довбенко, экс-нардеп Зиновий Шкутяк, а также председателя Галицкой РГА и райсовета, руководители соответствующих управлений ОГА, депутаты и некоторые учёные[14]. Однако участники XIV Международной научной конференции «Археология запада Украины», которая состоялась во Львове 17-19 мая 2017 года по поводу инициативы восстановления собора (специалисты по археологии, архитектуры, искусствоведения и истории) выступили с заявлением, в котором такой проект назвали «категорически недопустимым»[15]. 29 октября 2017 года в Музее истории Галича в селе Крылос состоялся круглый стол «Галицкий Успенский собор: возрождение государственного и духовного величия Украины», с участием Зиновия Шкутяка, директора Национального заповедника «Древний Галич» В. Костышина, председателя Львовской ОГА А. Синютки и депутатов М. Княжицкого, А. Кота, М. Довбенко, С. Барны, по результатам которого была принята резолюция относительно «объявления Всеукраинского конкурса на разработку проектных предложений восстановления Галицкого Успенского собора с музеефикацией существующих фундаментов XII в.»[16][17] Впрочем, в обращении участников международной конференции «Религии и верования в движении х-XVI в.», которая состоялась 15-18 ноября во Львове, к президенту Украины и председателю ВРУ задекларировано мнение учёных, отличное от инициативной группы: «Участники конференции призывают вас прекратить любые (скрытые и неприкрытые) попытки незаконного восстановления Успенского собора XII века. В Крылосе, который заберет у последующих поколений возможность инвариантности научных визий утраченного памятника и может привести к уничтожению аутентичной субстанции до основания и безвозвратно»[18].
26 января 2018 года в стенах Украинского Католического университета во Львове состоялось подписание соглашения о выполнении научно-проектной документации по музеефикации, консервации фундаментов Успенского собора XII века и реставрации часовни святого Василия Великого XVI века в селе Крылос (Княжий Галич) между Национальным заповедником «древний Галич» и Национальным университетом «Львовская политехника». Однако реализация проекта так и не состоялась из-за отсутствия государственного финансирования на спасение памятника[19]. Остатки Успенского собора и часовня св. Василия и дальше находятся под угрозой уничтожения.
Примечания
- ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 656—657
- ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 721
- ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 764
- ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 778
- ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 830
- Грамоти XIV ст. / Упорядк., вст. ст., ком. i слов.-покаж. М. М. Пещак — К., 1974. — С. 9—41
- Лаппо-Данилевский А. Печати послҍдних галичско-владим. князей и ихъ советников. — С.-П. : 1906, — С. 293
- Пастернак Я. Старий Галич, Івано-Франківськ: «Плай», 1991, — С. 166
- Ювілей великого відкриття (2011) Інформаційний ресурс Української Греко-католицької церкви Відвідано:29.10.2017
- Церква Успіння Пресвятої Богородиці, Крилос (2011) Дивен Світ (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 ноября 2020. Архивировано 29 октября 2017 года.
- Лукомський Ю., Петрик В. Стольний город Галич // «Є»: архітектура, будівництво, інтер'єр, мистецтво. — ч.1. — Львів, 2009. — С. 2-7.
- Про заходи з підготовки до відзначення 1100-річчя заснування м. Галича
- Бевз М., Бевз В., Лукомський Ю., Петрик В. Успенський собор давнього Галича: історія вивчення, проблеми збереження та консервації, Пам’ятки України, 2001. — № 4. — С. 30—35.
- Наталя Козак Н. Новий храм на старому фундаменті, Галицький Кореспондент 02.07.2017
- Науковці виступили проти відбудови Свято-Успенського собору у Крилосі. Тримай курс
- Під час круглого столу на Івано-Франківщині очільник області наголосив на важливості збереження історико-культурної спадщини, Прес-служба ОДА Відвідано 29.10.2017
- Влада обіцяє відновити Галицький Успенський собор ХІІ століття у Крилосі, Тримай курс // kurs.if.ua, 29 октября 2017
- Привид відбудови Успенського собору (укр.). zbruc.eu. Збруч. Дата обращения: 8 марта 2018.
- Новини (укр.). www.davniyhalych.com.ua. Дата обращения: 8 марта 2018.
Литература
- Каргер М. К. Основные итоги раскопок древнего Галича в 1955 году // Краткие сообщения Института археологии. — 1960. — Вып. 81. — С. 61-71.
- Малевская М. В., Раппопорт П. А. Декоративные керамические плитки древнего Галича // Slovenska archeologia. — 1978. — Vol. XXVI-1. — С. 87-97.
- Воробьева Е. В. Рельеф с драконом из Галича // Советская археология. — 1981. — Т. 1. — С. 209—218.
- Раппопорт П. А. Русская архитектура X—XIII вв. Каталог памятников. Ленинград: Наука, 1982. — 136 с. — (Археология СССР. Свод археологических источников. — Вып. Е1-47)
- Воробьева Е. В., Тиц А. А. Анализ и реставрация Успенского собора XII в. в Галиче // Советская археология. — 1983. — Т. 1. — С. 213—230.
- Аулих В. В. Галич // Археология Украинской ССР. — Киев, 1986. — Т.3. — С. 291—292
- «Архитектурное наследство». Вып. 36 Русская архитектура / ВНИИ теории архитектуры и градостроительства; 1988. — 255 c.
- Пастернак Я. Старий Галич. Археологічно-історичні досліді у 1850—1943. — Івано-Франківськ: Плай, 1998. — 347 с.
- Дідух В., Мацалак Р. Успенський собор // Пам’ятки України. — 2013. — № 6 (червень). — С. 7—8.
- Томенчук Б. П. Олешкiвська ротонда. Археологiя дерев’яних храмiв Галицькоǐ землi XI—XIII ст. Iвано-Франкiвськ, 2005.
- Матвеев В. Н. Галицкие рельефные плитки: европейский контекст. Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. — С. 384—398.
- Матвеев В. Н. Происхождение образов зверей на галицких рельефных плитках // Матеріали міжнародної науково-практичної конференції «Успенський собор Галича. Минуле, сучасне, майбутнє». Галич, 14-15 грудня 2017 року / Под ред. С. Побуцького. — Галич, Інформаційно-видавничий відділ Національного заповідника «Давній Галич», 2017. — С. 195—209.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Успенский собор (Галич)
- Информация о храме на сайте Древний Галич (укр.)