Туринская фабрика детской игрушки
Тури́нская фа́брика де́тской игру́шки, ФДИ — предприятие, ранее существовавшее в г. Туринске Свердловской области. Знаменита выпуском сувениров и изделий из дерева с урало-сибирской росписью (матрешки, разделочные доски и др.) Продукция предприятия в период СССР экспортировалась более чем в 16 государств. Изделия фабрики экспонировались на различных выставках (ВДНХ, областные, районные выставки).
Туринская фабрика детской игрушки | |
---|---|
Тип | фабрика |
Основание | |
Упразднена | 2000 |
Причина упразднения | пожар 1993 года, отсутствие средств на восстановление производства |
Прежние названия | Кустарная разнопромысловая артель, Транспортная артель, Артель 1 мая |
Расположение | Россия: Свердловская область, Туринск, ул. Загородная, 4 |
Отрасль | лесоперерабатывающая промышленность, сувенирная промышленность |
Продукция | деревянная игрушка, сувенирная продукция, детская игрушка |
Число сотрудников | ▼ 0 (2000 г.) |
Ранние годы
Прародителем будущей Фабрики детской игрушки послужила Кустарная разнопромысловая артель. Датой основания артели считается 1928 год. Работники артели, в основном, работали на дому и сдавали готовую продукцию (кули из мочала, рыбацкие сети) в артель. Численность работников на тот момент составляла восемь человек, из транспорта — несколько лошадей. Первым руководителем артели являлся Петр Алексеевич Суслов.
В 1934 году П. А. Суслов передал свои полномочия Ивану Григорьевичу Глебо́вичу. Кустарная артель была преобразована в транспортную. Коллектив работников состоял из жителей Туринска. Приглашали тех, у кого была собственная лошадь. Транспортная артель оказывала услуги по перевозке различных грузов в городе Туринске и районе. Одновременно артель выпускала обозную продукцию: сбрую, дуги, полозья к саням, тележные колёса, рогожи, попоны. В связи с высокой потребностью заказчика производство совершенствовалось: появилась собственная лесная делянка, начали ткать кули, изготовлять рогожные хозяйственные сумки, мочальные кисти. Для производства использовалось лыко. Работники артели занимались рационализаторством: сами придумывали различные приспособления, станки. Артель помимо прочего занималась сельским хозяйством: имелось подсобное хозяйство в ныне несуществующем селе Гари[1] Туринского района. В хозяйстве разводили скот, сеяли зерновые культуры, изготавливали различные изделия из мочала, шили одежду. Численность работников артели достигла 40 человек, а количество лошадей — 50-ти.[2]
В 1936 году штат транспортной артели увеличился до 90 человек. Расширился ассортимент выпускаемых товаров: кроме ткацких изделий стали вырабатывать продукцию из древесины: бочки, чаны, кадки, корзины. В мае 1938 года транспортная артель была реорганизована и получила новое название «Артель 1 Мая».[2]
Артель в период Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны мужчины ушли на фронт, на производстве, в основном, остались женщины и подростки. С первого года войны «Артель 1 Мая» перешла на выполнение оборонного заказа: выпускались санитарные фургоны, телеги, сани-розвальни; из серой ваты вязались носки и рукавицы, из мочала плелись попоны для лошадей, пологи саней для перевозки раненых. Также изготавливали ножи, кольца и копья для лыжных палок, шили матрацы, чинили шинели раненых солдат, размещенных в эвакуационных госпиталях Туринска. Кроме этого, работники сельхозартели «1 Мая», совместно с трудящимися артели им. Дзержинского, собрали 110 тысяч рублей на постройку эскадрильи «Свердловский колхозник».[2][3]
С 1941 по 1948 годы «Артелью 1 Мая» руководил эвакуированный Матвей Соломонович Штейнварг. Из 14 артельщиков, ушедших на фронт, с войны вернулись только двое.
Послевоенный период
В послевоенный период, начиная с 1948 года, «Артель 1 Мая» перешла на выпуск мирной продукции. Производили гнутые деревянные колеса к телегам и полозья к саням, в которых остро нуждалось народное хозяйство. В артели шили верхнюю одежду, матрасы, ткали кули из рогожи (мочала), плели лапти. В производстве применялось не только мочало, но и ствол липы. Для населения начали точить из дерева скалки, толкушки, шкатулки, приступили к изготовлению мебели. В свободную продажу стали поступать сделанные артелью гардеробы, комоды, шифоньеры с зеркалами, мягкие диваны и круглые столы.
Первая игрушка — «каталка-песочница» была выпущена в 1955 году. Интерес к новой продукции рос, стали поступать первые заказы. В этот период коллектив артели возглавлял Федор Васильевич Корнилов.
Реорганизация в фабрику
Через три года «Артель 1 Мая» возглавил А. В. Карьков. В результате укрупнения мелких кустарных артелей, 15 сентября 1959 года «Артель 1 Мая» была объединена с Туринской лесохимартелью. Согласно приказу Свердловского областного управления местной промышленности от 30 сентября 1960 года № 199, артель была принята в эту систему на правах хозрасчетного предприятия, была переименована в Фабрику детской игрушки. Первым директором предприятия был назначен Андрей Викторович Карьков.[2]
В 1966 году начался выпуск сувениров и изделий с Урало-Сибирской росписью. Поначалу роспись была незатейливой: простые мазки, небольшой набор красок. Благодаря кропотливой работе ученых Московского научно-исследовательского института художественной промышленности и местных мастеров (поиск образцов росписи по всему Уралу, восстановление техники письма) возродилась туринская роспись.
В последствии роспись становилась всё богаче и сложнее. Коллектив художников трудился в две смены, а их численность составляла более 70 человек. За время работы фабрики было разработано более 350 видов игрушек и сувениров. Годовое число выпускаемых фабрикой матрёшек было 32 тысячи. Одним из создателей знаменитой туринской матрёшки стала главный художник фабрики Галина Ивановна Туманова, пришедшая на фабрику в 1966 году. В 1982 году туринская «игрушка-танк» работы Г. И. Тумановой получила бронзовую медаль «За лучшее изделие для детей» на ВДНХ в Москве[4]. Затем работы автора экспонировались на всесоюзных, областных и районных выставках.[5][6] К 1985 году фабрика вышла на производство миллиона изделий в год. Продукция кроме внутреннего рынка поставлялась в США, Великобританию, Францию, Данию, ФРГ, Италию, Канаду и другие государства.
Пожар 1993 года, закрытие
К несчастью, в 1993 году на фабрике произошел серьезный пожар. Сгорело здание администрации, архив и вся документация. Производственные корпуса не пострадали. В связи с отсутствием денежных средств на восстановление производства фабрика фактически остановила работу, и через несколько лет была окончательно закрыта. Последний работник Туринской фабрики детской игрушки был уволен в 2000 году[6].
Список руководителей
- Петр Алексеевич Суслов 1928—1934
- Иван Григорьевич Глебо́вич 1934—1941
- Матвей Соломонович Штейнварг 1941—1948
- Федор Васильевич Корнилов 1948—1951
- Андрей Викторович Карьков 1951—1960, как руководитель Фабрики детской игрушки 1960—?
Наследие
Экспозиция, посвящённая Туринской фабрике детской игрушки, была открыта в Краеведческом музее г. Туринска в 2016 году.[7]
Примечания
- село Гари Туринский район Свердловская область - малая родина родной край uistoka.ru
- Туринская промысловая артель «1 Мая» | Военно-патриотический клуб “Севастополь”
- "Именные" Эскадрильи на средства трудящихся. - AviaSkins.Forums
- Туринский богатырь отвоюет рынок: Культура: Облгазета
- Волшебная сила искусства - Культура - Статьи - Еженедельная общественно-политическая газета «Известия-Тур»
- Новости
- В краеведческом музее открыта постоянная экспозиция, посвященная ФДИ — Новости — Пресс-центр — Главная — Официальный сайт Туринского городского округа
Литература
- Васьков М. Туринская фабрика детской игрушки (историческая справка) // Заря. — 1974. — 1 июня. — С. 3.
- Иванов Ю. Матрешка шагает по Европе // Заря. — 1984. — 10 января. — С. 3.
- Мачихина З. Туринскую игрушку отправляли в 16 стран мира // Известия-Тур. — 2013. — 20 декабря. — С. 4.
- Новоселов А. Биография туринской игрушки // Заря. — 1991. — 31 августа. — С. 3.
- Реутова Л. М. Школьный образовательный туризм: прошлое и настоящее туринской матрешки // Образовательный туризм и перспективы его развития в уральской глубинке: материалы Х Потоскуевских чтений / под ред. Н. А. Узиковой. — Ижевск: Принт-2, 2016. — С. 48-55.