Трубка коммунара (фильм)
«Трубка коммунара» — советский художественный чёрно-белый немой фильм 1929 года — экранизация одноимённого рассказа Ильи Эренбурга — режиссёр Котэ Марджанишвили, художник-декоратор Валериан Сидамон-Эристави.
Трубка коммунара Париж 71-го года | |
---|---|
Жанр | драма, экранизация |
Режиссёр | Котэ Марджанишвили |
Автор сценария |
по одноимённой новелле Ильи Эренбурга |
Оператор | Сергей Забозлаев |
Кинокомпания | Госкинпром Грузии |
Длительность | 65 мин. (6 ч., 1850 м.) |
Страна | |
Язык | немое кино |
Год | 1929 |
IMDb | ID 0261007 |
Жестокая «Трубка коммунара» (1929) великого театрального режиссера Константина Марджанишвили о мальчике, убитом «версальскими» контрреволюционерами.
Сюжет
1871 год, Парижская коммуна, коммунары держат оборону против версальцев.
На баррикадах форта Святого Винценсия среди у пушки возится четырехлетний мальчик Жюль Ру, сын коммунара и каменщика Луи Ру, и внук погибшего на баррикадах 1848 года каменщика Жана Ру. Он также один из коммунаров — «блузников» — как презрительно хозяева называют нищих рабочих.
Маленький Ру, как и отец Ру, забавляется трубкой, которую он, правда, не курит, а лишь пускает мыльные пузыри.
Когда защитники форта почти все погиби — остаётся лишь отец, мальчик и ещё три «блузника» — коммунарам предлагают переговоры, и Луи Ру, ради сына решает сдаться, поверив «белому флагу» версальцев. Но коммунаров расстреливают, оставляя в живх лишь мальчика, которого увозят в Версаль — показать знати как нечто забавное — ребёнок-коммунар.
Великосветские дамы из буржуазии, удивляясь, смеясь над его единственной в жизни игрушкой — трубкой, обращаются с ним как со своей «игрушкой», унижая этого маленького «дикаря», доводя своё развлечение до конца — парижская аристократка Габриелью де Бонивэ, прекраснейшая женщина прекраснейшего из городов, убивает малыша Ру.
Пусть память о маленьком коммунаре говорит вам о великой ненависти! Увидя белый флаг в руках ваших врагов во имя всей радости жизни, во имя революции— не опускайте оружия!
— финальный титр фильма
В ролях
Вот тип французского рабочего, с большой правдивостью переданный народным артистом Грузинской ССР Ушангом Чхеидзе. Вот образ француженки в замечательном исполнении народной артистки СССР Верико Анджапаридзе.
Вот, наконец, маленький мальчик, своей непосредственностью и трогательно простой игрой заставляющий зрителя интересом и волнением следить за событиями от начала до конца.
В главных ролях:
- Ушанги Чхеидзе — каменщик Ру
- Верико Анджапаридзе — тётка Луиза
- Серёжа Забозлаев — маленький Жюль Ру
- Т. Мензон — Габриэль де Бониве
В эпизодах (в титрах не указаны):
- Александр Жоржолиани — офицер-версалец
- Тамара Чавчавадзе — коммунар
- Шалва Гамбашидзе — мясник
- Шалва Хонели — эпизод
- и другие.
Литературная основа
Из «Тринадцати трубок» необыкновенно популярна была новелла «Трубка коммунара» — короткий приговор французской буржуазии.
Фильм снят по одноимённой новелле Ильи Эренбурга, впервые опубликована в газете «Московский понедельник» 11 сентября 1922 года, через год вошла как «новелла № 2» в широкоизвестный сборник-цикл «Тринадцать трубок», но всегда выделялась автором, так в 1926 году была первой в сборнике трёх рассказов цикла («Три рассказа о трубках», Л., Прибой, 1926), а в 1928 году дала название сборнику («Трубка коммунара», Сборник, Н. Новгород, 1928)[4]. Вернувшийся из заграницы Эринбург для своего публичного чтения выбрал именно этот рассказ[5].
Ещё до появления цикла — в 1923 году — была издана в Германии, как книжка для детей, с оформлением обложки Любовью Козинцевой.
Это наиболее известная и очень популярная новелла писателя, многократно перепечатывалась и инсценировалась:[6]
Даже после выхода в свет всей книги «Трубка коммунара» неоднократно издавалась отдельно в «Красной нови», «Огоньке», в Госиздате Украины (1924—25) и т. д. Более того, в 1925 году «Новая Москва» выпустила театрализованную инсценировку «Маленький коммунар», сделанную по новелле Эренбурга. Инсценировка была не только весьма динамичной, но и сохранила рефренное строение новеллы, с повторяющимися во всех трех частях (в трех поколениях).
Критика
Некоторая современная критика была «очень суровой»[6], так 27 августа 1929 года в ленинградской газете «Кино» о фильме была статья озаглавленаяя «Марджановщина», где, в частности, говорилось: «Безграмотная, невежественная вещь. Поручили правлению вынести резко отрицательную резолюцию. …. Безграмотное оформление большой значительной темы компрометирует саму тему»[7], а журнал «Кино и культура» (1929) и вовсе писал: «В результате получилась „развесистая клюква“, граничащая с халтурой».
Киновед Стелла Гуревич недостатки фильма объясняла тем, что режиссёр Котэ Марджанишвили — прежде всего театральный режиссёр, и фильм снят некинематографично, имел большую дробность сцен, предполагавшую «частую смену декораций по типу меерхольдовских» (прим.: имеется ввиду оформление сцены сменяемыми щитами на роликах), сделавшую неудачной экранизацию:[6]
В постановке Константина Марджанова было гораздо меньше от кинематографа. Вернее, то был старый, допотопный кинематограф с обилием длиннейших титровых вставок (первая, к примеру, стилем популярного исторического учебника излагала события 1871 г.) . Фильм безвозмездно утратил основной сюжетный и стилистический стержень «Трубки коммунара» — строгую рефренность, придававшую этой изящной и аскетичной новелле форму сжатых спиральных витков.
В то же время высоко значение фильма: в историю кино фильм вошёл как достижение советского грузинского кинематографа, киновед Михаил Трофименков отнёс фильм к его к великим фильмам 1920—1930-х годов, поставив рядом с «Двадцать шесть комиссаров» (1932) Николая Шенгелая[1], а «Очерки истории советского кино» (1959) относят фильм к одним из первых фильмов для детей[8].
Режиссёр стремился возможно точнее воссоздать обстановку Парижской коммуны, образы коммунаров и их врагов. В фильме был ряд моментов впечатляюще и убедительно характеризовавших эпоху.
— Искусство кино,1968
мне особенно отчётливо запомнился фильм «Трубка коммунара». В нём очень много правдивых деталей, через которые глубоко и убедительно показывается общее. Обстановка и весь характер Парижской коммуны даны в фильме со страстным творческим проникновением. Скромно, но чрезвычайно удачно построенные декорации парижских улиц, костюмы, человеческие типы все подобрано и выполнено с неподражаемым режиссёрским чутьём, с безошибочным чувством меры. … В этой картине Константин Александрович осуществил свой принцип «видения в кино» как истинный кинорежиссёр.
Примечания
- Михаил Трофименков — Колония певчих дроздов. Михаил Трофименков о советской любви к грузинскому кинематографу // Журнал «Коммерсантъ Weekend» № 36 от 19.09.2014, стр. 22
- Нато Вачнадзе — Встречи и впечатления. М.: Госкиноиздат, 1953—149 с. — стр. 45
- Константин Федин — Писатель, искусство, время — Москва: Советский писатель, 1961. — 610 с. — стр. 202
- Илья Эренбург «Вторая»
- История русской советской литературы / Институт мировой литературы им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1967. — стр. 767
- Стелла Гуревич — Советские писатели в кинематографе (20-30-е годы). — Ленинградский государственный Институт театра, музыки и кинематографии, 1975—144 с. — стр. 68-69
- Илья Эренбург: хроника жизни и творчества в документах, письмах, высказываниях и сообщениях прессы, свидетельствах современников, Том 2 / Вячеслав Попов. — Лина, 1993—363 с. — стр. 294
- Очерки истории советского кино, Том 2. / Под редакцией Ю. С. Калашникова, Институт истории искусств (Москва). — М.: Искусство, 1959. — стр. 502
- Константин Александрович Марджанишвили: творческое наследие, письма, воспоминания и статьи о К. А. Марджанишвили. — Литература да хеловнеба, 1966. −622 с. — стр. 186