Троянки (фильм)

«Троянки» (англ. The Trojan Women) — кинофильм греческого режиссёра Михалиса Какоянниса, экранизация одноимённой трагедии Еврипида.

Троянки
The Trojan Women
Жанр экранизация античной трагедии
Режиссёр Михалис Какояннис
Продюсер Михалис Какояннис
Анис Нора
Джозеф Шафтель
Автор
сценария
Михалис Какояннис
Еврипид
Эдит Гамильтон
В главных
ролях
Кэтрин Хэпбёрн
Ванесса Редгрейв
Женевьев Бюжо
Ирен Папас
Оператор Альфио Контини
Композитор Микис Теодоракис
Кинокомпания Josef Shaftel Productions Inc.
Дистрибьютор Cinerama Releasing Corporation[d]
Длительность 105 мин.
Страна

Язык английский
Год 1971
IMDb ID 0067881
 Медиафайлы на Викискладе

Постановка

Вторая экранизация афинского трагика Какояннисом, предпринятая через десять лет после первой. Съемки совместной американо-британо-греческой картины проводились в Испании, в городе Атьенса, в Кастилии-Ла-Манче. Премьера была представлена в США 27 сентября 1971.

В отличие от предыдущей экранизации Еврипида, которую Роджер Эберт считал образцовой[1], «Троянки» были прохладно встречены критиками. Подбор актеров был признан не слишком удачным, за исключением Ирен Папас, внешние данные и виртуозная игра которой не могли, по их собственному признанию[1][2], оставить равнодушными критиков-мужчин. Наибольшие претензии были к Женевьев Бюжо и Ванессе Редгрейв, которая, хотя и восхищала американцев своим британским стилем, но, по мнению Эберта, воплощала на экране некую идею женщины, вместо матери, у которой отбирают и убивают ребенка[1].

Критик Нью-Йорк Таймс Винсент Кэнби, написавший разгромную рецензию, упрекнул Хепберн в том, что её элегантная декламация имеет мало общего с реальным горем, и до настоящего психологизма поднимается только в сцене полемики с Еленой[2].

Ирен Папас удалось создать одно из лучших экранных воплощений образа Елены Троянской. Эберт специально отмечает сцену, где она раздевается за плохо скрывающей её наготу загородкой, обольщая таким образом греческого охранника, а затем надменно использует драгоценную воду для мытья на глазах мучимых жаждой троянок, которые пытаются забросать потаскуху камнями. По мнению критика, из-за такой Елены и в самом деле стоило начать великую войну и разрушить священный город[1]. Последняя сцена с её участием завершается презрительно-победоносным взглядом, брошенным в сторону Менелая, и означающим, что, какими бы великими не считали себя эти воины, сжигающие города и уводящие в рабство целые народы, все они были и останутся её покорными жертвами.

Для усиления драматического эффекта режиссёр выбросил из постановки почти все хоровые стихи, придающие трагедии Еврипида стилистическое равновесие, а также обращения к богам. Какоянниса упрекали даже в том, что он отказался от певучего греческого языка ради грубого английского[1].

В результате получился психологически тяжелый и надрывный фильм, пронизанный антивоенным пафосом, актуальным в разгар Вьетнамской войны. Вслед за Еврипидом, который в своей трагедии предлагал афинянам подумать о судьбе жертв беспощадной Мелийской экспедиции, Какояннис официально посвятил фильм «всем тем, кто бесстрашно противостоит угнетению человека человеком».

В ролях

Награды

В 1972 Ирен Папас как лучшая актриса получила премию Национального совета кинокритиков США, а Кэтрин Хэпбёрн была признана лучшей актрисой кружком кинокритиков Канзас-Сити.

Примечания

  1. Ebert R. The Trojan Women (англ.) (4.07.1972). Дата обращения: 26 июня 2016.
  2. Canby V. Trojan Women':Cacoyannis Presents a Star-Filled Drama (англ.). The New York Times (28.09.1971). Дата обращения: 26 июня 2016.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.