Томпсон, Флоренс Оуэнс

Фло́ренс О́уэнс То́мпсон (англ. Florence Owens Thompson), урождённая Фло́ренс Лео́на Кри́сти (англ. Florence Leona Christie; 1 сентября 1903, Индейская территория — 16 сентября 1983, Скоттс-Вэлли, Калифорния) — гражданка США, получившая широкую известность после её фотографии, сделанной в 1936 году, во время Великой депрессии, фотографом Доротеей Ланж, и ставшей одним из символов Великой Депрессии в массовой культуре.

Флоренс Оуэнс Томпсон
Florence Owens Thompson

«Мать-переселенка». Фото Доротеи Ланж, 1936 год
Имя при рождении Флоренс Леона Кристи
Дата рождения 1 сентября 1903(1903-09-01)
Место рождения Индейская Территория, США
Дата смерти 16 сентября 1983(1983-09-16) (80 лет)
Место смерти Скоттс-Вэлли, Калифорния, США
Гражданство  США
Род деятельности Батрак
Отец Джексон Кристи
Мать Мэри-Джейн Кобб
Супруг Клео Оуэнс
Джордж Томпсон
Дети 11[1]
 Медиафайлы на Викискладе

На фотографии изображена сидящая женщина с отстранённым взглядом, подпирающая голову рукой; двое её детей упираются лицами в её плечи, прячась от камеры, третьего ребёнка, почти незаметного на фотографии, она держит на коленях. Фотография более всего известна под названием «Мать-переселенка» (англ. Migrant Mother) или по заголовку газетной статьи, в которой была впервые напечатана, — «Посмотрите в её глаза». В Библиотеке Конгресса США эта фотография имеет следующее описание: «Нуждающаяся сборщица гороха из Калифорнии. Возраст 32 года. Мать семерых детей. Нипомо, Калифорния»[2], что не совсем соответствует действительности: на самом деле у Флоренс было десять детей, и именно горох она не собирала[3].

Биография

Флоренс Леона Кристи родилась в той части штата Оклахома, которая в начале XX века ещё была Индейской территорией, и сама имела среди предков индейцев чокто. Её отец бросил её мать ещё до рождения дочери, и мать вторично вышла замуж за фермера, с которым жила на ферме на Индейской территории с весны 1905 года. В семнадцатилетнем возрасте Флоренс вышла замуж за двадцатитрёхлетнего фермера Клео Оуэнса, в скором времени у них родились две дочери и сын. Затем семья вместе с родственниками Оуэнса уехала на Запад, в калифорнийский Оровилль, где её члены семьи работали на лесопилках и фермах; Флоренс в начале 1930-х годов трудилась на зерновых и хлопковых полях Калифорнии и Аризоны. В 1931 году, когда Флоренс была беременна шестым ребёнком, её муж скончался от туберкулёза. Флоренс была вынуждена работать на полях и подрабатывать в ресторанах, чтобы прокормить шестерых детей. В 1933 году она родила ещё одного ребёнка, после чего переехала к родителям в Оклахому, а затем отправилась с ними в Шафтер, на север Калифорнии. Там она встретила некоего Джима Хилла, от которого родила ещё троих детей. Помимо работы в поле, она подрабатывала официанткой и поварихой в ресторанах и санитаркой в больнице.

В марте 1936 года, когда был закончен сбор урожая свёклы на полях Империал-Вэлью в Южной Калифорнии, Флоренс вместе с семьёй отправилась на север в поисках новой работы, надеясь найти её на салатовых полях Пахаро-Вэлью[4]. По дороге их автомобиль сломался, и они были вынуждены остановиться в находившемся неподалёку от города Нипомо лагере сезонных сборщиков гороха. Её муж Джим Хилл и двое сыновей забрали сломанный радиатор и отправились с ним в город в надежде починить его, а Флоренс решила подождать их в лагере трудовых мигрантов, где её и заметила фотограф Доротея Ланж, работавшая тогда в миграционной службе. Ланж сделала шесть фотографий Флоренс и её детей и якобы общалась с ней, хотя по поводу последнего обстоятельства истина не установлена до сих пор: Ланж — якобы со слов Флоренс — записала, что та вынуждена была питаться замороженными овощами и птицами, которых убили её дети, а мужчины из её семьи отправились в город продать шины от их автомобиля, чтобы купить еду; Флоренс и её родственники впоследствии отрицали как данные факты, так и сам факт разговора. Одна из фотографий, сделанных Ланж — именно та, что впоследствии получила широкую известность, — вскоре была опубликована в газете San Francisco News вместе со статьёй, в которой говорилось, что тысячи бедных людей страдают от голода в лагере под Нипомо[5]. После публикации, ставшей сенсацией, в лагерь поступило 20 тысяч фунтов провизии от властей штата, однако Томпсон и её семьи к этому времени там уже не было — они уехали на заработки в Уотсонвилль.

О последующей жизни Томпсон до момента установления её личности как человека, запечатлённого на знаменитой фотографии, известно мало. В конце 1970-х годов её дети, которых к тому времени было одиннадцать, совместно купили для неё дом в Модесто, однако она предпочла вернуться в передвижной трейлер, в котором, по некоторым данным, жила много лет до этого и в котором провела остаток жизни. В конце августа 1983 года Томпсон была госпитализирована и её семья обратилась с призывом к общественности помочь оплатить медицинские счета. В сентябре 1983 года семья собрала $35000 в виде пожертвований для оплаты счетов. 16 сентября 1983 года Флоренс умерла от «рака и осложнений с сердцем» в Долине Скоттс, Калифорния. Она была похоронена рядом с мужем Джорджем, в Лейквуд Мемориальном парке, в городе Хьюсон, Калифорния. На её надгробии были выгравированы слова: «Флоренс Леона Томпсон. Мать-переселенка: легенда силы американского духа материнства[6].

Дочь Кэтрин Макинтош рассказала CNN, что всеобщая известность фотографии наложила чувство стыда на семью и все они решили, что никогда не позволят себе быть бедными снова. Сын Трой Оуэнс признался, что они переосмыслили отношение к фотографии после того, как получили больше 2000 писем с пожертвованиями для медицинского фонда матери: «Для мамы и нас фотография всегда была чем-то вроде проклятия. Но после того, как все эти письма пришли, я изменил своё мнение: это дало нам чувство гордости».

Судьба фотографии

Несмотря на то, что личность Томпсон оставалась неустановленной на протяжении 40 лет после того, как были сделаны фотографии, сами снимки, в особенности опубликованный в газетной статье, получили огромную известность. Снимок «мать-мигрантка» обрёл почти мифический статус, став своеобразным символом эпохи[7]. Рой Страйкер назвал фотографию снимком, «в высшей степени» представляющим эпоху Великой Депрессии, а Эдвард Штайхен — «самым замечательным человеческим документом, когда-либо воплощённым в изображении». Впоследствии Ланж, тем не менее, была подвергнута критике за неточные комментарии, которые она якобы записала со слов Флоренс. Личность Томпсон была установлена лишь в конце 1970-х годов усилиями одного журналиста[8]. В 1978 году Томпсон отправила письмо в Associated Press с протестом против ситуации с её фотографией, за которую не получила ни цента, и протестами против Ланж, которая якобы обещала прислать ей копию снимка, но не сделала этого. Следует отметить, что Ланж тогда была государственной служащей, поэтому сделанный ею снимок перешёл в общественное достояние, при этом она сама конкретно за него также не получила гонорара, хотя и смогла заслужить себе с его помощью известность и репутацию[9].

Фотография «Мать-переселенка» была продемонстрирована на выставке 1941 года[10]; перед этим негатив знаменитого к тому моменту снимка был отретуширован с целью устранить запечатлённый на нём кончик большого пальца Флоренс в правом нижнем углу фотографии[11]. В конце 1960-х годов Биллу Хендри удалось обнаружить оригиналы «Матери-переселенки» и ещё 31 фотографию работы Ланж в мусорном контейнере торгово-промышленной палаты Сан-Хосе[12]. После смерти Хендри и его жены фотографии были вновь обнаружены их дочерью в их доме. В 1998 году почтовое ведомство США выпустило марку с отретушированным изображением фотографии[13].

В том же месяце, когда была выпущена марка, оригинал фотографии с рукописными пометками и подписью Ланж был продан на нью-йоркском аукционе «Сотби» за 244500 долларов[14]. В ноябре 2002 года личный экземпляр фотографии Доротеи Ланж был продан на аукционе «Кристи» за 141500 долларов. В октябре 2005 года анонимный покупатель на аукционе «Сотби» заплатил 296000 долларов за 32 вновь открытых неотретушированных экземпляра фотографии.

Примечания

  1. A True Picture Of Hard Times (англ.), tribunedigital-dailypress. Дата обращения 14 августа 2018.
  2. Library of Congress Prints and Photographs Division. fsa1998021539/PP Accessed July 14, 2008.
  3. Arbuckle, Alex. The hidden life story of the iconic 'Migrant Mother' (англ.), Mashable. Дата обращения 18 сентября 2018.
  4. Dunne, Geoffrey. Photographic license, New Times. Архивировано 2 июня 2002 года.
  5. Schoettler, Carl. A true picture of hard times. Photo of poverty sells for a stack of riches, Daily Press (Virginia) (November 12, 2002).
  6. Florence Leona Christie Thompson (1903—1983). findagrave.com. — «MIGRANT MOTHER: A LEGEND OF THE STRENGTH OF AMERICAN MOTHERHOOD». Дата обращения: 2 июля 2017.
  7. Maksel, Rebecca. Migrant Madonna, Smithsonian, Smithsonian Institution.
  8. King, Peter H. (October 18, 1998) The Fresno Bee One defiant family escapes poignant portrait of poverty. Section: Vision; Page F1.
  9. Lucas, Dean Famous Pictures Magazine – Depression Mother. Дата обращения: 12 июля 2012.
  10. James C. Curtis. Dorothea Lange, Migrant Mother, and the Culture of the Great Depression. Winterthur Portfolio, Vol. 21, No. 1. (Spring, 1986), pp. 1-20. (JSTOR). Accessed 2007-05-26.
  11. Photo Gallery - Faces of Feminism. Dorothea-Lange.org (September 18, 2003). Дата обращения: 26 мая 2007. Архивировано 8 февраля 2007 года.
  12. Neff, Cynthia. (October 20, 2005) The Tribune (San Luis Obispo) Face of hard times has a big payday. Dorothea Lange’s famous 'Migrant Mother' Depression photograph, taken in Nipomo, and others collect almost $300,000 at auction.
  13. Bennett, Lennie. (May 11, 2008) St. Petersburg Times A mother’s strength knows no bounds. Архивная копия от 6 июня 2008 на Wayback Machine Section: Latitudes; Page 2L.
  14. Yi, Matthew. (November 22, 1998) Tulsa World Girl in famous Depression-era photo piqued. Section: News; page A11.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.