Тамэсигири
Тамэсигири (試 し 斬 り, 試 し 切 り, 試 斬, 試 切) (пробный удар мечом) (тамэси — «тестирование, проба», гири — «рубящий удар») — боевое искусство, практикующие тестовую рубку — испытание японских мечей (катана). Клинки испытывали перерубанием соломенных снопов, соломенных матов, бамбука, самурайских шлемов, медных и стальных пластин, при казни преступников, на трупах казнённых людей, некоторые нерадивые самураи умудрялись испытывать мечи на нищих.
«Каждый, кто имеет право носить длинный меч, должен помнить, что его меч должен рассматриваться как его душа, что он должен отделиться от него лишь тогда, когда он расстанется с жизнью». Завещание Токугава Иэясу (1615 г.)
Филигранная технология создания японского меча не уберегала мастера от ошибки, которая могла оказаться роковой на поле боя и именно поэтому, покупая меч, его новый хозяин желал убедиться в его надёжности и боевых качествах.
Поговорка: Купленный утром меч должен быть использован до заката солнца.[1]
Разновидности
Своего рассвета, тамэсигири получило уже в мирный период Эдо (XVII век), когда возможность испытания меча на поле брани почти полностью исчезла. В этот период тамэсигири превращается в отдельное боевое искусство и разделяется на 2 направления: «Сидзан» — дисциплина проверяющая мастерство мечника и «Сито» — тестирование непосредственно самого меча. Обе школы отличаются как техникой проведения рубки, так и материалами целей.
Сидзан
Сидзан (試 斬) — практика направленная на проверку навыков и эффективности мастера в рубке макивар, в качестве которых принято использовать молодой бамбук или скрученные циновки Вара. Данная дисциплина регламентируется правилами Сидзан Кокорое дзюккадзе, где главным приоритетом является безопасность, не причинение вреда себе, окружающим и мечу.
Одним из первых шагов в Сидзан является изучение Томе — остановке меча после совершения удара. Далее идёт изучение более сложных техник: макури, каеши, нагаши (беспрерывная рубка, быстрая рубка нескольких целей, рубка подвижных целей).
Сито
Сито (試 刀) — испытание меча, а точнее двух его характеристик: остроты и прочности. В связи с высокой опасностью проведения теста, проводится только испытателем мечей — Ситока. В качестве материалов для испытания использовались как тела людей и животных, так и отдельные элементы доспехов, шлемы, закреплённые на специальных подставках металлические пластины. Для теста, клинок насаживался на специальную рукоять Киридзуку. В первую очередь мастер оценивал вес и баланс клинка, а после проведения испытаний давал оценку всему клинку и назначал его цену. Как часто бывало, его вердикт мог как прославить кузнеца, так и покрыть его имя позором, посему Ситока должен был быть не только искусным мечником, но и хорошо разбираться во всех тонкостях качества меча.
Разрубание соломенных снопов
Мишени для тестовой рубки зачастую выполняются из Вара (циновки из рисовой соломы), Татами — омотэ (верхнее покрытие татами похожего на пляжный коврик), или бамбука (но только зелёного), а также комбинации этих элементов. Для придания макиваре баллистических свойств, схожих с плотностью человеческого тела, скрученные в рулон циновки вымачиваются в воде. Размещаться сноп может как на вертикальной подставке Доттон, так и горизонтальной Дотан.
Техника рубки:
- Кэса-гири — сверху вниз по диагонали под углом 30-50 градусов (самый простой);
- Кири-агэ — снизу-вверх по диагонали, с сохранением угла атаки 30-50 градусов;
- Суихэ — горизонтальный рез (наиболее сложный) где вектор приложения силы приходится поперёк волокон макивары;
- Сёмэн -вертикальный удар сверху вниз при горизонтальном размещении мишени;
В некоторых школах Баттодзюцу и иайдзюцу рассматривается также показатель глубины реза:
- Моноути — последней третью меча;
- Кисаки — на глубину кисаки (острие клинка);
- Рез кончиком кисаки;
Испытание мечей на металлических предметах
Металлические предметы (пластины, шлемы), рубили самые искусные самураи (следует учесть, что разрубить мечом можно лишь относительно мягкие металлы — медь, бронзу, кричное железо, незакалённую низкоуглеродистую сталь — суммарной толщиной не более 0.6 мм. На практике шлемы имели толщину не менее 0.8 мм и поэтому не могли быть разрублены ни при каких обстоятельствах — их рубка являлась лишь демонстрацией устойчивости клинка к повреждению при столкновении с доспехами, а сами шлемы при этом получали весьма незначительные дефекты в виде неглубоких насечек. Также следует учесть, что в ранний исторический период большинство шлемов изготавливалось из лакированной кожи, войлока и костяных пластин, при минимальном использовании металла). Шлем закрепляли на специальном обточенном куске дерева и жёстко фиксировали. В Японии разрубание шлемов практиковалось редко (оно почти полностью прекратилось в связи с переходом на более прочный конструкционный материал доспехов — среднеуглеродистую закалённую сталь, столкновение с которой приводило к разрушению режущей кромки клинка). « Этому есть несколько причин. Во-первых, в Японии большинство мечей и шлемов являются бесценным сокровищем, и если кому-то не удастся выполнить чистый удар, повторный тест провести будет невозможно. В то время как удачный удар, безусловно, прославит человека и будет активно обсуждаться, неудачный удар может серьёзно его опозорить. Если такой меч получит выщерблину или сломается, то это испортит его безвозвратно. Шлем также будет испорчен напрасно, и к тому же это может покрыть позором кузнеца, изготовившего меч. И, наконец, повреждение лезвия работы уже скончавшегося кузнеца будет равноценно уничтожению сокровища огромной исторической ценности. По этим и другим причинам большинство мастеров меча даже и не помышляют о выполнении тамэсигири на шлемах.» (Отрывок из статьи Тосисиро Обаты «МЕЧИ И ТРАДИЦИЯ» (Aikido Journal, #107, 1996 г.)). Для разрубания пластин делался специальный стенд.
Казни мечами
Семья сёгунов Минамото, владело двумя мечами мастера Мондзю: «Хигэгири» (Резчик бороды) и «Хидзамару» (Повелитель коленей). Мечи отличались невероятной остротой и износостойкостью лезвий. Если первым мечом случалось отрубить врагу голову то клинок успевал вдобавок срезать его бороду, а вторым мечом при казни преступника через отрубание головы (это делалось в положении осуждённого стоя на коленях вперёд согнувшись) настолько легко это осуществлялось, что по инерции постоянно отрубали колени.[2]
Сегодня ещё можно встретить старые мечи с надписью «Тамеши мэй» или «Сайдан мэй» на хвостовике Накаго, свидетельствующий о разрубании 5 человеческих тел, зачастую трупов, но иногда и осуждённых или пленных воинов. Краткие сокращения звучали как: «Рю гурума» — тест бедра, «Таби-гата» — тест голеностопа, «О-кэсой» — диагональный срез от плеча до противоположного бедра. И хоть данная услуга была достаточно дорогой, самураи охотно платили специально обученным и особо опытным фехтовальщикам за возможность испытать своё новое оружие (следует учесть, что при рубке человеческого тела участки режущей кромки меча, проходящие через кости скелета, требуют последующего обновления — дополнительной шлифовки и полировки с целью восстановления первоначальных режущих свойств, утраченных в ходе испытаний. Подобная реставрация меча существенно увеличивает затраты на проведение тамэсигири, поэтому в наше время рубка костей полностью исключена из комплекса испытаний).
Примечания
- Баженов А.Г. Экспертиза японского меча. — Санкт-Петербург: Атлант, 2003. — 440 с. — 3000 экз. — ISBN 5-901555-14-7.
- Баженов А.Г. История японского меча. — Санкт-Петербург: Атлант, 2001. — 246 с. — 3000 экз. — ISBN 5-901555-01-5.