Специальное конструкторское технологическое бюро «Биофизприбор»
Специальное конструкторское технологическое бюро «Биофизприбор» — предприятие по разработке, изготовлению и поставке медико-биологической техники на космические объекты.
Является ведущим приборостроительным предприятием по созданию аппаратуры медицинского контроля и биологических исследований для обитаемых космических объектов[1].
История
Приборостроительное предприятие основано 3 июня 1955 года.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22 мая 1959 г. N 569—264 ГНИИА и КМ (А. В. Покровский), СКТБ «Биофизприбор» НИИ ЯФ МГУ (С. Н. Вернов), ИБФ Академия медицинских наук СССР назначены основными исполнителями по созданию медицинской и дозиметрической аппаратуры, решения вопросов питания и водоснабжения космонавта в экспериментальном корабле-спутнике[2].
Инженер из СКТБ «Биофизприбор» В. Р. Фрейдель входил в медицинскую группу, готовившую Ю. А. Гагарина и дублеров к старту.
Основными направлениями деятельности являются разработка, изготовление, испытания и поставка специальной аппаратуры[3].
СКТБ участвовало в реализации государственных и международных космических программ «Алмаз», «Союз-Аполлон», «Интеркосмос», «Бион», «Марс». Аппаратурой данного предприятия, созданной с главными академическими и медицинскими учреждениями страны оснащались все пилотируемые космические корабли, орбитальные станции и биологические спутники[2].
СКТБ «Биофизприбор» участвует в программе «БИОН», проводя комплексные исследования на животных и растительных организмах в интересах космической биологии, медицины и биотехнологии, в целях изучения влияния состояния невесомости.
3 июня 2015 г. в Санкт-Петербурге в здании администрации Приморского района состоялась VI Всероссийская научно-практическая конференция «Аппаратура и методы медицинского контроля и функциональной диагностики состояния человека в экстремальных условиях», посвященная 60-летию СКТБ «Биофизприбор».
Примечания
- Космическая эра. Истории покорения космоса. (2020). Россия: ЛитРес. — C .181
- Сктб «Биофизприбор». 60 лет в науке и практике // Медицина экстремальных ситуаций. 2015. № 2 (52).
- Ада Котовская: «Конечно, Юра волновался, но он умел сдерживать эмоции…»