Сокирко, Виктор Владимирович

Виктор Владимирович Сокирко (1 января 1939, Харьков, СССР5 января 2018[1], Москва, Россия) — инженер, экономист, участник правозащитного движения в СССР.

Виктор Владимирович Сокирко
Дата рождения 1 января 1939(1939-01-01)
Место рождения
Дата смерти 5 января 2018(2018-01-05) (79 лет)
Место смерти
Страна
Род деятельности правозащитник
Супруга Лидия Ткаченко
Награды и премии

Сайт sokirko.info
 Медиафайлы на Викискладе

Окончил МВТУ им. Баумана, работал во ВНИИ нефтяного машиностроения.

В 1973 г. осуждён за отказ от дачи показаний по делу ЯкираКрасина на 6 месяцев исправительных работ. В конце 1970-х гг. вошёл в состав редколлегии самиздатского журнала «Поиски», издавал также в самиздате сборники «В защиту экономических свобод» (под псевдонимом К. Буржуадемов)[2]. В 1980 г. осуждён за участие в этих самиздатских проектах на три года лишения свободы условно. Председатель Общества защиты осуждённых хозяйственников и экономических свобод (1989—2001); соавтор (вместе с супругой Л. Н. Ткаченко) диссидентских слайд-фильмов (1966—1990). Опубликовал книгу «Сумма голосов присяжных в поиске граней экономической свободы» (2000).

Биография

Отец Виктора, убежденный коммунист, постарался передать сыну веру в коммунистические идеалы. Сам Виктор в юности — активный комсомолец, один год был секретарём комсомольской организации школы, но уже в 1955 составил письменные комментарии Краткого курса ВКП(б) и передал их директору школы, что привело к первым неприятностям у отца на работе.

В 1956 поступил в МВТУ на факультет Технологии машиностроения (специальность — оборудование и технология сварочного производства). Летом 1957—1958 годов работал на Казахстанской целине, награждён медалью «За освоение целинных и залежных земель».

В 1961 направил в ЦК КПСС свою «Критику Проекта программы КПСС»[3] и выступил с её основными тезисами на факультетской комсомольской конференции. Был исключён из ВЛКСМ за «клевету на советскую действительность, неубеждённость в марксизме-ленинизме и непринципиальное поведение» (отказался назвать имя студента, с кем спорил о коммунизме). Направленное в ЦК КПСС его письмо с разбором, возможно, неверных толкований положений Программы, позволило защитить диплом в феврале 1962 г.

В 1962—1964 работал на Коломенском тепловозостроительном заводе сперва мастером в сварочном цеху, последний год — технологом в Отделе главного сварщика.

Осенью 1962 соединил свою судьбу с Л. Н. Ткаченко — выпускницей МВТУ того же года, к 1974 году в их семье — четверо детей. В январе 1965 начал работать старшим технологом на Московском трубном заводе, в начале 1971 перешёл на работу в ЦЭМИ, где подготовил диссертацию по определению потребности страны в цветных металлах, которая из-за постоянных отказов в выдаче характеристики так и не была защищена. С октября 1972 до выхода на пенсию работал во ВНИИНЕФТЕМАШе.

В 1968 году подписался под письмами: в защиту подсудимых Галанскова, Гинзбурга и др., с предложением ратифицировать Пакты ООН о политических и экономических правах человека, с просьбой о пересмотре судебного решения по делу демонстрантов на Красной площади и в защиту права крымских татар на возвращение в Крым. Подвергся проработке на заводском профактиве, исключению из аспирантуры.

В 1969—1970 годы написал и передал в самиздат полемическую книгу «Очерки растущей идеологии» под псевдонимом К. Буржуадемов, в которой пытался найти ростки рынка и демократии в СССР и призывал двигаться в этом направлении (напечатана в 1974 в Мюнхене).

В 1968—1972 годы перепечатывал и распространял «Хроники текущих событий» (№ 2—27). После первого обыска у Петра Якира пытался уговорить его выйти на диалог с властью и не идти в тюрьму, после посадки Якира призывал редакцию «Хроники» постараться «вернуться в рамки легальности». Он писал: «Мы должны жить не в тюрьме, а на свободе, жить и работать вместе со всеми, в том числе с властями и с поддерживающим его большинством».

В 1973 на допросах по делу Якира и Красина в Лефортовском СИЗО отказывается от дачи показаний, за что осуждён на 6 месяцев исправительных работ.

В 1977 принял участие в обсуждении Конституции, послав свои предложения Л. Брежневу и А. Сахарову, которые были опубликованы в самиздатском бюллетене «Вокруг проекта Конституции СССР». В том же году составляет три полемических самиздатовских сборника отзывов на призыв Солженицына «Жить не по лжи!».

В 1978 году написал статью «Я обвиняю интеллигентов-служащих…» с призывом поставить требование свободного рынка на первое место. Ответы на неё были собраны в сборник «В защиту экономических свобод» (ЗЭС № 1). До ареста собрал, отпечатал и распространил ещё шесть ЗЭСов.

В декабре 1978 года становится соредактором самиздатского журнала «Поиски». После интервью одного из редакторов западному журналисту начались обыски, изъятие самиздатовских материалов и печатных машинок. После ареста одного из ведущих соредакторов В. Абрамкина было принято общее решение о приостановке издания журнала «Поиски». Тем не менее, 23 января 1980 года он был арестован. Отказавшись признать свою деятельность клеветнической и дать порочащие показания на других своих коллег, он счёл возможным ради компромисса и выхода на свободу написать заявление, в котором сожалел, что его самиздатовские статьи были использованы на Западе в ущерб нашей стране, и включил не свои слова, что он «много лет занимался по своему глубокому заблуждению деятельностью, порочащей советский строй». В сентябре 1980 года выходит на свободу под подписку о невыезде, суд приговаривает его к 3 годам условно. «Покаянное» заявление вызывает отторжение в диссидентском сообществе, в котором отъезд за границу считался предпочтительней компромисса с властью.

Партизанское кино

В 1966 создает свой первый слайд-фильм "Обыкновенный культ" (о культе Сталина, по мотивам фильма "Обыкновенный фашизм")[4]; к 1990 их уже больше ста.

Слайд-фильм — это презентация, состоящая в среднем из 100—200 кадров, показ которых сопровождался записанным на магнитофонную ленту текстом с музыкальным оформлением. Большинство фильмов было создано в соавторстве с Л. Н. Ткаченко. Фильмы можно поделить на следующие категории:

1. Историко-краеведческие, начиная с фильма о московских церквях, и дальше по многим регионам СССР.

2. Туристские о горных и водных походах.

3. О родителях, родственниках и детях.

В историко-краеведческих фильмах — самой многочисленной группе, — начиная с фильмов о Соловках и Великом Новгороде и заканчивая фильмами о сибирских городах, а затем о Китае, представлялись культуры отдельных территорий, подчеркивалась самобытность локальных культур, что привело самих авторов к поддержке идеи истинного федерализма и к призыву отказаться от имперского мышления.

С другой стороны, интерес к религии (подавляемой тогда в СССР), церквям и историческим памятникам привел к созданию фильмов с христианскими, исламскими, буддистскими и даже зороастрийскими темами. Использование эпосов, легенд, стихов местных поэтов создавало в фильмах ощущение песни, саги, где эмоциональная окраска голоса нередко играла более важную роль, чем сами исторические факты.

Фильмы о походах и семье носят естественный личный характер, но и в них имеются общие темы, как, например, темы Н. Рериха и восточных учителей в фильме про Памир или тема воскрешения по Н. Фёдорову в фильме про Пижму.

Фильмы традиционно демонстрировались по пятницам дома у авторов. Подчас зрителей было более 30 человек, просмотры заканчивались оживленными спорами, хотя было известно, что иногда под окнами дежурила машина с прослушивающей аппаратурой.

ОЗОХиЭС

Начиная с 1989, Виктор Сокирко организует сперва Группу, а затем Общество защиты осужденных хозяйственников и экономических свобод (ОЗОХиЭС). Главными целями Общества были реабилитация свободной экономической деятельности и поддержка людей, осуждённых по экономическим статьям в СССР (за спекуляцию, частнопредпринимательскую деятельность, шабашничество, превышение должностных полномочий). Многие мелкие советские руководители были вынуждены платить взятки для нормального функционирования своих предприятий. В условиях дефицитной экономики и полного отсутствия свободного рынка — «экономические преступления» такого плана приносили не вред, а пользу стране, так как сам «преступник» зачастую не получал выгоды, ущерба государству не было, а руководимое им предприятия получало возможность выпустить нужную продукцию. Другой пример — кооператоры, научившиеся использовать отходы производства, которые, как правило, подлежали утилизации. Кооператоров, тем не менее, осуждали за хищение государственной собственности, то есть её отходов.

Регулярные репортажи в радиопередаче "Облако", снискали Виктору Сокирко, всероссийскую известность. К нему стекались тысячи писем со всех концов страны.Обязанности секретарские приняла на себя Лидия Ивановна Ткаченко. Разбирая мешки писем, она сортировала письма по адресатам в инстанции, зачастую с юридическим комментарием Виктора Сокирко. И не только... Виктор Сокирко вёл рубрику в газете "Бизнес для всех", в которой рассматривались все вопросы предпринимательства, от времён древних, до современных. В общении напрямую с осужденными, Виктором Сокирко был открыт Александр Васильев, ставший впоследствии известным публицистом и поэтом.

К концу работы ОЗОХиЭС в списках его подзащитных было больше 700 человек, и по делу каждого из них В. Сокирко написал как минимум одну надзорную жалобу, а случалось, до пяти. Число людей, досрочно освобождённых судами в результате пересмотра приговоров или изменений законодательства, на которых настаивало ОЗОХиЭС, а также комиссией по помилованиям — несколько сотен.

Общество прекратило свою деятельность в ноябре 2001 во многом из-за реформ, проведённых государством, начала перехода от госэкономики к рыночным отношениям, и соответствующих изменений уголовного законодательства.

Суды присяжных

Интерес Виктора Сокирко к суду присяжных возник во время работы с документами осуждённых хозяйственников. Провести грань между реальным преступлением и противодействием несовершенному законодательству оказалось не просто.

За время существования ОЗОХиЭС были проведены десятки общественных судов присяжных, в которых обычно участвовал профессиональный юрист (прокурор) и защитник (В. Сокирко). В присяжные брали всех желающих, стараясь создавать репрезентативные выборки. В то время судов присяжных в России еще не было, и организацию самодеятельных судов можно рассматривать как подготовку к повсеместному введению судов присяжных на государственном уровне.

В 2000 году Сокирко издал книгу «Сумма голосов присяжных в поиске граней экономической свободы», основной материал для которой накапливался по мере проведения тщательно организованных исследовательских судов присяжных.

Антивоенный пикет

Начиная с 2001 года, В. Сокирко — постоянный участник и организатор Антивоенных пикетов по четвергам на Пушкинской площади. Пикет требовал прекратить использовать силовые решения в кавказском регионе, призывал к развитию федерализма, защите прав человека. Обычно в пикетах участвовало от 3 до 30 человек. В апреле 2011 года пикет был перенесен на Чистые пруды. Позднее некоторое время В. Сокирко проводил одиночные пикеты по той же тематике, не требующие уведомления властей.

Семья

  • Жена — Лидия Николаевна Ткаченко (25.05.1939—21.06.2017)[5]
    • Сын — Артём (род. 1963)[6]:210
    • Дочь — Галина (род. 1968)[6]:214
    • Дочь — Анна (род. 1974)[6]:224
    • Сын — Алексей (род. 1974)[6]:224

Сочинения

Примечания

  1. Запись в Facebook
  2. Алексеева Л. М. Движение за права человека. VI. Хельсинкский период (1976—1981 гг.) // История инакомыслия в СССР: Новейший период. — Вильнюс; М.: Весть, 1992. — 352 с. — ISBN 5-89942-250-3.  (Дата обращения: 19 апреля 2011)
  3. 7. Критика проекта программы КПСС, окт. 1961 г.
  4. https://www.bbc.com/russian/features-56422053
  5. Подвиг жизни жены диссидента
  6. Виктор Сокирко, Лидия Ткаченко. Истоки. Т. 1. Жизнь и поражения советского инакомыслящего. Москва. Онто-Принт, 2015. 389 с. ISBN 978-5-9906190-7-4

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.