Советско-германский обмен интернированными
Сове́тско-герма́нский обме́н интерни́рованными — произведенный в июле 1941 года обмен между СССР и Третьим рейхом гражданами, интернированными в первые дни Великой Отечественной войны. Через Турцию и Японию были обменены около 1000 советских граждан на примерно 250 немецких граждан.
Соглашения об обмене интернированными и их реализация
В начале Великой Отечественной войны были интернированы советские граждане, которые по долгу службы находились на территориях, контролируемых Третьим рейхом и его союзниками. Также были интернированы немецкие граждане, в том числе посол Германии в СССР Вернер фон Шуленбург.
Часть советских граждан была помещена немцами в Дахау, где они находились в ожидании соглашения об обмене интернированными. В дальнейшем интернированный Павел Тюменев вспоминал:[1]
Русских женщин (жен наших работников, переводчиц, секретарей, персонал столовых) поселили в отдельном бараке. Каждому из нас выдали по тяжелой фаянсовой миске, а также кружку и ложку. Каждый человек, оказавшийся в лагере, лишался имени и фамилии, ему присваивался номер. Все без исключения были обязаны постоянно носить на шее железный кружок, который висел на шнурке. Я стал номером 715. Согласно номерам мы были обязаны выстраиваться (по группам) возле своих бараков для утренней и вечерней проверок и других сообщений начальства лагеря. Иногда в ночное время приходили патрули в сопровождении злых собак, которых крепко держали на поводках…
Благодаря посредничеству болгарской и шведской миссий в Москве было заключено советско-германское соглашение: советских граждан (сотрудников советского посольства в Берлине и консульств в Вене, Праге, Кёнигсберге и Париже; сотрудников торгового представительства в Берлине; работников, командированных в Германию, Бельгию, Норвегию, Париж и Нидерланды; корреспондентов ТАСС в Берлине, Осло, Париже и Брюсселе) обменяли на граждан Германии (сотрудников посольства в Москве, консульств в Ленинграде, Владивостоке и Батуми, представителей германских фирм и учреждений, корреспондентов германских газет; транзитных пассажиров, интернированных во время их передвижения по территории СССР)[2]. Пунктами обмена стали Ленинакан и Свиленград (станция вблизи болгарско-турецкой границы). 13 июля 1941 года началась передача в Турцию советских граждан (их прибыло в Свиленград 979 человек) и были переданы в Турцию 237 немецких граждан[2]. В тот же день 31 немецкий гражданин был передан Японии[2]. 17 июля 1941 года в Турцию передали еще 4 немецких граждан[2].
Известные обмененные интернированные
Последующее использование советской территории для вывоза подданных Японии
В дальнейшем территория СССР и Турции использовалась для вывоза японских граждан из Европы, которые не могли уехать в Японию иным путем из-за войны Японии с США и Великобританией. В марте 1944 года советские власти выдали визу для проезда через СССР японскому послу в Италии, чтобы он мог навестить заболевшую мать в Японии[3]. В 1945 году по просьбе посла Японии в СССР Сато через территорию СССР были вывезены 400—500 японских подданных, выехавших из Франции в Дрезден[3]. Советские военные власти эвакуировали из Болгарии японский дипломатический персонал, предоставив ему возможность вернуться на родину[3].
Литература
- Чернявский С. Эвакуация персонала советских учреждений из Германии и стран-сателлитов // Международная жизнь. — 2021. — Вып. 6.
Примечания
- Корреспондент «РГ» поделилась воспоминаниями своего деда о Дахау
- Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сборник документов. — Т. 2. Кн. 1. Начало. 22 июня — 31 августа 1941 года. — М.: Русь, 2000. — С. 13.
- Рудницкий А. «Августовская буря» // Родина. — 2021. — № 8. — С. 118.