Смил из Лихтенбурка
Смил из Лихтенбурка (чеш. Smil z Lichtenburka), до 1251 года — Смил из Житавы (около 1220—1269) — средневековый чешский феодал и государственный деятель, основатель панского рода Лихтенбурков. Бургграф Пражского града в 1249—1251/1253 годах, участник Прусского крестового похода короля Пршемысла Отакара II и битвы при Кресенбрунне (1260 год).
Смил из Лихтенбурка | |
---|---|
чеш. Smil z Lichtenburka | |
| |
1249 — 1251/1253 | |
Монарх | Вацлав I |
Предшественник | Борут |
Преемник | Ярош из Сливна |
|
|
Рождение | около 1220 |
Смерть | 1269 |
Место погребения | Костёл Вознесения Девы Марии, Ждярский монастырь |
Род | Лихтенбурки |
Отец | Йиндржих из Житавы |
Мать | неизвестна |
Супруга |
1. неизвестна 2. Альжбета из Кршижанова |
Дети | Йиндржих I, Смил II, Ольдржих, Раймунд |
Медиафайлы на Викискладе |
Происхождение и молодые годы
Смил родился около 1220 года (или несколько раньше) в семье житавского бургграфа Йиндржиха (ум. в 1253/1254 году) из знатного рода Роновичей, герб которого представлял собой две чернёные скрещённые обрубленные ветки на золотом поле. Место рождения Смила и имя его матери неизвестны. О молодости Смила также не сохранилось никаких сведений, первое письменное упоминание о нём относится к 1237 году, когда он был упомянут в одной из грамот чешского короля Вацлава I[1][2].
Служба при королевском дворе
Следующее упоминание о Смиле относится к 1243 году, когда он выступил одним из свидетелей на стороне короля в одной из грамот Вацлава I, что свидетельствует о том, что в то время Смил уже находился при королевском дворе. Согласно сведениям Янса Эникеля, 26 января 1246 года Смил из Лихтенбурка со своим отрядом из 50-ти бойцов участвовал в составе чешского войска под предводительством Ульриха Каринтийского в неудачном для чехов сражении с войском австрийского герцога Фридриха II Воителя у местечка Лаа. В этой битве с австрийцами вместе со Смилом из Лихтенбурка во главе своих отрядов участвовали Вок I из Рожмберка и Гавел I из Лемберка. Победу одержали австрийцы, около 200 чешских рыцарей, включая Ульриха Каринтийского, попали в плен к Фридриху Воителю. Сведений о том, был ли Смил также взят в плен или спасся бегством, не сохранилось[3][4].
Во время войны между королём Вацлавом I и его сыном Пршемыслом Отакаром в 1248 году Смил вместе со своим отцом Йиндржихом из Житавы, как и весь род Роновичей, выступили на стороне короля. 8 ноября 1248 года отец Смила даже вынужден был передать в эмфитевзис весьма прибыльное имение Ловосице для того, чтобы нанять некоторое количество иностранных солдат в армию Вацлава[5][6], а брат отца Смила — Частолов из Житавы — являлся верным вассалом и доверенным лицом короля Вацлава, выступая свидетелем на его стороне в королевских грамотах того периода. Принимал ли сам Смил участие в боевых действиях против мятежного королевича Пршемысла Отакара достоверно неизвестно, однако представляется очевидным, что Вацлав I довольно высоко ценил его службу, поскольку после взятия Праги 5 августа 1249 года назначил Смила на важнейшую государственную должность бургграфа Пражского града, сместив с неё Борута, назначенного Пршемыслом Отакаром во время мятежа. Впервые Смил из Лихтенбурка упоминается в этой должности в королевской грамоте от 22 сентября 1249 года. В конце сентября того же года Пршемысл Отакар по приказу короля был схвачен в Тиржове вместе со своими сторонниками и заключён в замке Пршимда. Сподвижники мятежного королевича были заключены в Пражском граде под надзором бургграфа Смила из Лихтенбурка, что никак не способствовало улучшению отношений между Смилом и партией Пршемысла Отакара[7][8].
Смил впервые упоминается с предикатом «из Лихтенбурка» в грамоте, датированной концом августа 1251 года: Zmilo, dei gracia miles de Luchtenburg — «Смил, Божьей милостью рыцарь из Лихтенбурка»[9]. После этого из источников исчезли упоминания Смила в должности бургграфа Пражского града. В следующий раз должность пражского бургграфа упоминается в сохранившихся документах только в конце 1253 года и занимает её уже Ярош из Сливна. Таким образом, Смил из Лихтенбурка вполне мог оставаться в должности бургграфа Пражского града до дня восшествием на престол Пршемысла Отакара II в сентябре 1253 года[10][11].
Зимой 1254/1255 годов Смил из Лихтенбурка под предводительством ставшего уже королём Чехии Пршемысла Отакара II принял участие в крестовом походе против Самбии к побережью Балтийского моря, о чём свидетельствует дошедшая до нас королевская грамота, выданная 17 января 1255 года в Эльбинге, в которой Смил выступает одним из свидетелей. В ходе этого похода Пршемыслом Отакаром была основана крепость Кёнигсберг (Mons regius), в чём также, вероятно, принял участие Смил из Лихтенбурка. К началу февраля 1255 года крестоносное воинство Пршемысла Отакара II, а следовательно и Смил из Лихтенбурка, вернулось в Чехию. Следующая по времени королевская грамота, в которой Смил выступает свидетелем, была выдана уже в Праге 10 мая 1255 года[12][13].
В 1257 году Смил из Лихтенбурка участвовал в неудачном походе короля Пршемысла Отакара II в Баварию. Пршемыслу Отакару не удалось застать баварские войска врасплох и, столкнувшись с превосходящими силами баварских герцогов Генриха XIII и Людвига II, 24 августа король запросил перемирия. Герцоги согласились заключить перемирие, однако в ту же ночь Пршемысл Отакар со своим войском поспешно двинулся по направлению к Мюльдорфу. Баварцы отправились вдогонку. При переходе через Инн под чешскими войсками рухнул мост. Король успел переправиться с частью рыцарей и направился в сторону Лауфена, другая часть войска (около 400 человек) потонула в реке или была перебита подоспевшими баварскими войсками, третья часть, не успевшая начать переправу, отступила в Мюльдорф и заняла там оборону. Среди последних были Смил из Лихтенбурка и Вок I из Рожмберка. После девятидневной осады Мюльдорфа было заключено соглашение, согласно которому осаждённым была прелоставлена возможность вернуться в Чехию при условии последующей уплаты выкупа[15][16].
Спустя три года после битвы при Мюльдорфе Смил из Лихтенбурка вновь принял участие в военном походе Пршемысла Отакара II, на этот раз против короля Венгрии Белы IV, оспаривавшего претензии чешского короля на Штирию, которую тот фактически оккупировал в конце зимы 1260 года. Смил фигурирует в качестве одного из свидетелей в королевской грамоте, выданной в том же году в военном лагере Пршемысла Отакара II у австрийского местечка Лаа. Данной грамотой король даровал Воку I из Рожмберка графство Раабс; имя Смила из Лихтенбурка на ней стоит рядом с именем пражского бургграфа Яроша из Сливна и высочайшего коморника Бавора из Стракониц. Итогом похода стала победоносная для чешского короля битва при Кресенбрунне 12 июля 1260 года[17].
Вероятно, Смил довольно ярко проявил себя во время этой битвы, поскольку после неё Смил из Лихтенбурка стал упоминаться в качестве свидетеля в королевских грамотах гораздо чаще. Приобретя большее расположение короля, он укрепил своё положение при дворе, став одним из влиятельнейших сановников того времени. Рождество 1260 года Смил провёл вместе с Пршемыслом Отакаром в Граце[18]. С этого времени изменилась и титулатура, использовавшаяся в грамотах по отношению к Смилу, отныне он именовался Zmilo de Luhtinburch, baro illustris (domini) regis Boemie — «Смил из Лихтенбкрка, благородный барон (господина) короля Чехии» (грамоты от 1261, 1262, 1265 годов) или Zmilo, dei gracia dominus de Luchtenburch — «Смил, Божьей милостью господин из Лихтенбурка» (грамоты от 1262 и 1264 годов)[19].
Управление имениями
Основные владения Роновичей, унаследованные Смилом, располагались в области нижнего Поогржья, в районах Житавы и Брода, а также в окрестностях замка Лихтенбурк (Лихнице). Старейший сохранившийся документ, упоминающий о владениях Смила в нижнем Поогржье, относится к 1237 году — это грамота о продаже Смилом половины села Клапи Тепельскому монастырю за 200 гривен (в том же году король Вацлав I подарил монастырю второю половину Клапи). В 1251 году Смил очень выгодно продал за 900 гривен серебра половину имения Ловосице монастырю Альтцелла. Хозяйственным центром владений Смила в нижнем Поогржье, вероятно, было Либоховице[20][21].
Источники не содержат достоверных сведений о том, унаследовал ли Смил Житавское панство, которым его отец и дядя Частолов из Житавы совместно владели с 30-х годов XIII века. В дошедших до нас документах Смил упоминается с предикатом «из Житавы» (de Sitavia) под 1249, 1250 и 1258 годами, однако, скорее всего, Житавское панство унаследовали его кузены — сыновья Частолова из Житавы. Нет однозначного ответа и на вопрос, принадлежало ли Смилу Лихтенбуркское панство на праве аллода или он получил замок Лихтенбурк (Лихнице) с прилегающими имениями во временное управление от короля. В связи с этим дискуссионным остаётся вопрос о том, является ли Смил основателем замка Лихтенбурк или замок был построен по указанию короля из средств королевской казны (на чём настаивал чешский кастеллолог Томаш Дурдик)[22][23]. Вполне вероятно, что Смил получил замок Лихтенбурк в аллодиальное владение от короля Вацлава I как благодарность за помощь Роновичей в подавлении мятежа королевича Пршемысла Отакара. Смил мог получить недавно основанный королём замок в недостроенном виде и Смил должен был завершить его строительство (этой версии придерживался, в частности, Т. Дурдик), для чего вынужден был продать часть своих имений (к примеру, половину Ловосице)[10].
Наиболее обширные владения Смил получил в районе современного Гавличкува-Брода (в то время просто Брода). Унаследованная им здесь территория по форме напоминала треугольник, вершину которого составляло имение Хотеборж, западную сторону ограничивал Бржевницкий поток и его притоки (в западном углу здесь находился Брод), восточную — Йитковский поток, а основание потока на юге составляло течение Сазавы, в которую впадали оба потока. Восточнее от Йитковского потока вплоть до моравской границы располагались владения младшего брата Смила — Частолова. Возможно, однако, что Бродские имения находились в совместном владении Смила и Частолова[24]. Очевидно, именно эта часть владений Смила была источником его богатства, поскольку в районе Брода с 40-х годов XIII века активно проводилась добыча и переработка серебряных руд, что составляло существенную часть доходов владельцев Бродского панства. В самом Броде в тот период функционировал один из важнейших монетных дворов Чешского королевства[25].
В 50-х годах XIII века Смил передал костёл в Броде Тевтонскому ордену, который с тех пор руководил местным приходом (первое упоминание о приходе датируется 1256 годом)[26]. 5 ноября 1257 года Смил из Лихтенбурка своей грамотой, выданной в Седлеце (Кутна-Гора), пожаловал трём чешским цистерцианским монастырям — Ждярскому, Седлецкому и монастырю Градиште — часть своих доходов от добычи серебра в его имениях. В частности, Ждярскому монастырю, в отношении которого ранее Смил никак не проявлял своего расположения, он даровал треть десятины от своих доходов с серебряных рудников у Брода, Ческо-Бели, Шлапанова и Пршибислава (позднее, в 1262 году Смил пожаловал монастырю село Бобрувку, а в 1265 — костёл в Хотеборже, в 1269 — сёла Йиржиковице и Раднёвице[27]). По мнению чешского историка Томаша Сомера, столь щедрые и внезапные пожертвования Смила из Лихтенбурка цистерцианским монастырям можно объяснить лишь получением им от ордена цистерцианцев внушительной суммы (возможно, в виде займа), которая была необходима Смилу для выплаты выкупа за его освобождение из осаждённого Мюльдорфа в начале сентября того же года[28][29].
Очевидно, именно при Смиле из Лихтенбурга Брод стал городом в институциональном смысле со своим рихтаржем и бюргерами. В начале декабря 1265 года Смил пожаловал за заслуги своему бродскому рихтаржу Вернхеру Рибаржу в наследственное держание имение Мацоуров под условием предоставления одного легковооружённого бойца в военное время[30].
В начале 60-х годов XIII века Смил из Лихтенбурка построил у Бржевницкого потока между Бродом и Хотеборжем новый замок Зоммербург (Жумбурк), ставший его летней резиденцией и в дальнейшем получивший новое название Роновец. Впервые замок Зоммербург упоминается в источниках под 1262 годом. Здесь 14 февраля 1269 года Смил выдал свою последнюю грамоту, сохранившуюся до наших дней, которой даровал Ждярскому монастырю два села. Последнее упоминание о Смиле из Лихтенбурка относится к 1 мая 1269 года, когда он выступил свидетелем в одной из королевских грамот, выданной в Праге. В том же году он умер — в одном из документов Тевтонского ордена было указано, что 10 сентября 1269 года Смил из Лихтенбурка был уже мёртв. Он был похоронен в храме Вознесения Девы Марии в Ждярском монастыре[31][32].
Семья
Смил из Лихтенбурка впервые женился в 40-х годах XIII века или немного раньше, в этом браке вскоре родился его старший сын Йиндржих. О первой супруге Смила не сохранилось практически никаких сведений, известно только, что она умерла до 1252 года[33]. Йиндржих из Лихтенбурка с 1256 года был женат на Домаславе, дочери высочайшего коморника королевства Бавора I из Стракониц (сохранилась копия разрешения на заключение этого брака, выданного папой Александром IV 28 декабря 1256 года)[34]. В 1263—1267 годах Йиндржих занимал должность высочайшего маршалка Чешского королевства[35].
После 1252 года Смил из Лихтенбурка женился повторно, на этот раз на Альжбете из Кршижанова, причём примерно в это же время отец Смила женился на её овдовевшей матери Сибиле из Кршижанова[36]. Вторая жена Смила была младшей дочерью Пршибислава из Кршижанова и младшей сестрой Святой Здиславы, жены Гавела I из Лемберка[37][38]. Первым ребёнком во втором браке Смила не ранее 1253 года родился Смил II из Лихтенбурка[39]. Всего в браке с Альжбетой у Смила родилось три сына и одна дочь, имя которой не сохранилось (в начале 70-х годов она вышла замуж за венгерского магната Хенрика I Кёсеги (убит в 1274 году)). Вторым сыном Смила и Альжбеты был Ольдржих (ок. 1260 — после 1313), третьим — Раймунд (ок. 1265 — 1329)[40].
Ольдржих из Лихтенбурка Предполагаемый портрет работы Б. Папроцкого | Раймунд из Лихтенбурка Предполагаемый портрет работы Б. Папроцкого |
Примечания
- Tomáš Somer, 2012, s. 21—22, 32, 118.
- Jan Urban, 2003, s. 28, 500.
- Tomáš Somer, 2012, s. 23—27.
- Jan Urban, 2003, s. 32, 47.
- Tomáš Somer, 2012, s. 32—33.
- Jan Urban, 2003, s. 34.
- Tomáš Somer, 2012, s. 42, 47.
- Jan Urban, 2003, s. 49.
- Tomáš Somer, 2012, s. 98, 115.
- Tomáš Somer, 2012, s. 116—117.
- Jan Urban, 2003, s. 50—51.
- Tomáš Somer, 2012, s. 48—50, 53.
- Jan Urban, 2003, s. 49—50.
- Tomáš Somer, 2012, s. 77.
- Tomáš Somer, 2012, s. 61—63.
- Jan Urban, 2003, s. 50.
- Tomáš Somer, 2012, s. 68—69, 72—74.
- Tomáš Somer, 2012, s. 76.
- Tomáš Somer, 2012, s. 98.
- Tomáš Somer, 2012, s. 102—104.
- Jan Urban, 2003, s. 39—40.
- Jan Urban, 2003, s. 42.
- Tomáš Somer, 2012, s. 106—107, 109—110.
- Tomáš Somer, 2012, s. 118—119.
- Tomáš Somer, 2012, s. 128—129.
- Tomáš Somer, 2012, s. 163.
- Tomáš Somer, 2012, s. 188—190.
- Tomáš Somer, 2012, s. 64—66.
- Рубцов Б. Т., 1963, с. 199—200.
- Tomáš Somer, 2012, s. 94, 147.
- Jan Urban, 2003, s. 63.
- Tomáš Somer, 2012, s. 152, 155, 201.
- Tomáš Somer, 2012, s. 23.
- Tomáš Somer, 2012, s. 197.
- Tomáš Somer, 2012, s. 203.
- Tomáš Somer, 2012, s. 120.
- Tomáš Somer, 2012, s. 11, 89.
- Jan Urban, 2003, s. 37.
- Tomáš Somer, 2012, s. 186—187.
- Tomáš Somer, 2012, s. 199—201, 258.
Литература
- Рубцов Б. Т. Исследования по аграрной истории Чехии (XIV — начало XV в.). — Издательство Академии наук СССР. — М., 1963.
- Somer, Tomáš. Smil, z Boží milosti pán z Lichtenburka. Dějiny osobnosti, osobnost v dějinách / Školitel: David Papajík. — Disertační práce. — Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci. Filozofická fakulta, 2012. — 258 S.
- Urban, Jan; Pátková, Hana. Lichtenburkové. Vzestupy a pády jednoho panského rodu. — Praha: Nakladatelství Lidové noviny, 2003. — 585 S. — ISBN 80-7106-579-X.