Сводная Михайловско-Константиновская батарея

Сводная Михайловско-Константиновская батарея — первая артиллерийская часть Добровольческой армии.

Батарейный праздник: 25 сентября, день св. Сергия Радонежского

История

Формирование

Песня юнкерской батареи

Ликующим кликом врагу возвестили,
Что им не осилить Петроградских юнкеров.
За Замок Инженерный мы им отомстили
Ударом могучих штыков.

Пусть льются потоки — мы их не боимся
О серую грудь разобьётся волна,
Могучей стеною мы как скалы сплотимся
Нам Богом победа дана.

Падите ж твердыни — идут исполины
На смерть, на погибель большевистским полкам.
Корнилова движутся лихие дружины -
Дорогу молодым юнкерам.

Избитой России несём мы свободу;
Пусть верят юнкерам Петроградским своим.
Великою клятвою Русскому Народу
Клянёмся, что мы победим.

Сформирована 19 ноября 1917 года в Новочеркасске, в помещении Мужской гимназии имени атамана Платова капитаном Н. А. Шоколи из юнкеров-артиллеристов 2-го взвода Юнкерского батальона и прибывших из Петрограда по поддельным казачьим документам юнкеров Константиновского и Михайловского артиллерийских училищ. К концу ноября насчитывала 250 человек (из них 60 михайловцев и 190 константиновцев).

Первый бой под Ростовом

27 ноября батарея без орудий, переформированная в роту из четырёх взводов, получив пулемёты, выехала из Новочеркасска на помощь отряду полковника И. К. Хованского, оборонявшему станцию Кизитеринка и станицу Александровскую. Командиром оставался капитан Шоколи, но действиями батареи в пехотном строю командовал поручик Костандов. Должности взводных и полуротных командиров заняли присланные пехотные офицеры. Паровозом вместо сбежавших машинистов управляли два юнкера. На позиции батарея сменила Юнкерский батальон, выведенный в резерв. По указанию Шоколи открытая платформа была блиндирована шпалами и вооружена пулемётами.

28 ноября 1-я полурота (константиновцы, 1-й взвод под командой штабс-капитана князя Баратова и портупей-юнкера Неклюдова и 2-й взвод под командой прапорщика Горбачёва и портупей-юнкера Бурмейстера) повела наступление на кирпичный завод акционерного общества «Аксай» на окраине Нахичевани, однако ввиду подавляющего численного преимущества противника атака была остановлена. В ночь на 29 ноября в Новочеркасск были отправлены раненые и группа юнкеров под командованием подпоручика Давыдова (5 юнкеров и вахмистр княжна Черкасская), которой было поручено добыть в Запасном Донском дивизионе два орудия.

29 ноября в наступление перешла 2-я полурота (3-й взвод, константиновцы, под командой штабс-капитана Виноградова и портупей-юнкера Галицынского и 4-й взвод, михайловцы, под командой подпоручика Гагемана и портупей-юнкера Суханова), но к вечеру также вынуждена была отступить, потеряв двух человек убитыми и тридцать двух ранеными (трое впоследствии скончались от ран). Ночью батарея отошла на станцию и в следующие два дня участия в боях не принимала.

30 ноября при батарее был сформировал бомбомётный взвод под командой портупей-юнкера Иегулова. В тот же день из Новочеркасска прибыла 2-я запасная Донская батарея, к орудиям одного из взводов которой из-за ненадёжности казаков приставили прислугу из юнкеров. Также из личного состава был выделен почётный караул для охраны вагона прибывшего в расположение отряда генерала Каледина.

1-2 декабря блиндированный поезд, бомбомётная команда и юнкера, обслуживавшие казачьи орудия, участвовали во взятии Ростова. Жители Ростова преподнесли им подарок в 10 тыс. рублей. До 6 декабря батарея стояла в центре Ростова, в женской гимназии Берберовой, после чего вернулась в Новочеркасск. За время боёв батарея потеряла убитыми 5 юнкеров и ранеными 5 офицеров и 29 юнкеров.

Переформирование

9 декабря батарея получила два полковых орудия образца 1900 года самовольно покинувшей турецкий фронт 39-й артиллерийской бригады, захваченные отрядом офицеров и юнкеров под командованием лейтенанта флота Е. Н. Герасимова в селе Лежанка Ставропольской губернии. Батарея пополнилась офицерами-артиллеристами.

Во время нашего пребывания в Ростове командование узнало, что в селе Лежанка Ставропольской губ., в 18-ти верстах от Донской области, расположилась часть самовольно ушедшей с «Турецкого фронта» 39-й артиллерийской бригады. С разрешения атамана туда была послана группа конных юнкеров артиллеристов под командой поручика Давыдова. Для «маскировки под казаков» к нам добавили юнкеров казачьего училища. Начальником экспедиции был лейтенант Герасимов.

После двухдневного похода отряд ночью проник в село, снял караул в батарейном парке и, будя по хатам ездовых, заставил их заамуничивать и запрягать лошадей. К рассвету из села выступили два орудия образца 1900 года, 4 зарядных ящика со снарядами и телефонная двуколка. Несмотря на организованное Дербентским полком преследование, отряд благополучно вернулся в Новочеркасск и сдал добычу в первую артиллерийскую часть Добр.Армии - Михайловско-Константиновскую юнкерскую батарею.

В середине декабря 1917 года батарея была включена в 1-й Отдельный лёгкий артиллерийский дивизион (командир — полковник С. М. Икишев) и переименована в 1-ю юнкерскую (Михайловско-Константиновскую) батарею. 14 декабря командиром батареи назначен подполковник 31-й артиллерийской бригады Д. Т. Миончинский, старшими офицерами — капитан Глотов и штабс-капитан Князев. Батарея приведена в состав двух двухорудийных взводов. Пешая команда (командир поручик Н. Боголюбский) из юнкеров, не вошедших в расчёты, несла караульную службу на объектах города. Были также созданы команды разведчиков (командир подпоручик Давыдов), телефонистов (командир портупей-юнкер Александрин), пулемётный взвод (2 пулемёта, командир подпоручик Гагеман) и хозяйственная служба (начальник капитан Межинский).

Перед Рождеством при батарее была создана подрывная команда[2] под командой поручика инженерных войск Ермолаева.

Поиски орудий

4 января 1918 года сводный отряд 1-го дивизиона в количестве 54 человек (в том числе 7 офицеров и 14 юнкеров 1-й батареи с одним пулемётом) под командой штабс-капитана Беньковского отправился за орудиями в Екатеринодар, однако благодаря предательству казачьего полковника Фесько был арестован на станции Тимашёвской и помещён в Новороссийскую тюрьму. Посланные им на выручку штабс-капитан Межинский и портупей-юнкер Пассовский ничего не смогли сделать.

5 января 1-я батарея выделила 13 унтер-офицеров и юнкеров в сводный отряд под командой лейтенанта Герасимова, высланный для поддержки группы полковника Корвин-Круковского в Царицыне. Однако отряд смог добраться только до станции Чир.

Третье орудие, обр. 1902 года, юнкера хитростью добыли 9 января у казаков. Батарея позаимствовала у запасной казачьей батареи орудие для похорон юнкера Малькевича, умершего от ран, полученных под Ростовом. После похорон орудие казакам не вернули. В ответ на претензии казаков юнкера ответили, что они «не умеют собрать орудие». Захваченное орудие было передано под командование штабс-капитану А. А. Шперлингу и получило название 1-го («похоронного») орудия.

10 января командир батареи и штабс-капитан Шперлинг со взводом юнкеров отправились в расположение Запасного Донского дивизиона и вывезли оттуда 3 орудия, снаряды и амуницию. Однако казаки воспротивились реквизиции, и командование дивизиона приказало захваченные орудия вернуть.

Бои в январе 1918 года

14 января 1-й взвод батареи («похоронное» орудие под командой штабс-капитана Шперлинга и одно орудие образца 1900 года под командой поручика Казанли) был направлен поддерживать партизанский отряд Чернецова, который вёл бои к северу от Новочеркасска. Третье орудие (образца 1900 года) под командой поручика Давыдова было отправлено поддерживать Таганрогский отряд полковника Кутепова, туда же ещё в начале месяца была отправлена подрывная команда Ермолаева.

1-й взвод с 9 по 28 января участвовал в боях в составе отряда есаула Чернецова, потеряв под станицей Глубокой 16 человек убитыми. В начале января в отряд Кутепова был послан подрывной взвод (погиб на станции Матвеев-Курган), а к 27 января — 2-й взвод батареи. 2-3 февраля 2-й взвод участвовал в боях под Батайском, а 9 февраля — в боях в Темернике.

Дальнейшая история

В начале 1-го Кубанского похода в станице Ольгинской, при переформировании Добровольческой армии, батарея была переименована в 1-ю офицерскую - потому что юнкера артиллеристы были произведены в офицеры[3]. В середине марта 1918 года дивизион был расформирован. 1-я офицерская батарея, к которой была присоединена 4-я батарея, стала именоваться 1-й отдельной батареей. Батарея была придана 1-й бригаде, а с начала июня 1918 вошла в состав 1-й пехотной дивизии. 8 июля 1918 года, после формирования второй батареи, развернулась в 1-й Отдельный лёгкий артиллерийский дивизион. 7 августа 1918 года 1-я батарея названа 1-й генерала Маркова батареей.

Флаг

Чёрный с золотой литерой «М» и золотыми скрещёнными пушками.

Отличия

12 июня 1920 года главнокомандующий ВСЮР П. Н. Врангель наградил (приказ № 3314) Генерала Маркова батарею серебряными трубами с лентами ордена св. Николая Чудотворца «в воздаяние воинской доблести, отменного мужества и беззаветного самоотвержения, проявленных в Северной Таврии с 25 мая сего года за освобождение Родины от врагов».

Примечания

  1. 50 лет верности России, 1917-1967. Дата обращения: 2 мая 2012. Архивировано 19 сентября 2012 года.
  2. Поручик Ломакин, портупей-юнкера Бурмейстер, К. Михайлов, Н. Михайлов, Чеславский, Епифанович и юнкера Нестеровский, Бессонов, Вальтер, Петренко, Тюрин, Кузьмин.
  3. Приказом №32 от 12(25) февраля 1918 г. «за боевые отличия в делах против большевиков»

Ссылки

|Шаблон {{rq}} не предназначен для страниц из данного пространства имён.}}

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.