Самрау

Самрау — в башкирской мифологии царь высшего мира, вещая птица. Соответствует образу Симурга в иранской мифологии.

В башкирских эпических произведениях «Урал-батыр» и «Акбузат» Самрау изображается божеством с птичьим обликом. Ему подвластны небесный, надземный и подземный миры, и он является верховным богом в башкирском пантеоне. Солнце и Луна — его жёны, от брака с которыми у Самрау дочери — Хумай и Айхылу.[1]

Самрау в эпосе «Урал-батыр»

Согласно эпосу, Урал-батыр побеждает царство змей и их царя Кахкаху, освобождая при этом из плена дочерей царя Самрау — Хумай и Айхылу. Затем герой эпоса борется с дивами и их владыкой Азракой, а также с родным братом Шульгенем, перешедшим на их сторону. Шульген добывает у Урала волшебный жезл, которым он устраивает всемирный потоп. Чтобы помочь Уралу и в знак благодарности за спасение страны и дочерей, Самрау дарит ему крылатого коня Акбузата и алмазный меч, с помощью которых Урал побеждает дивов. На месте моря из тел нечисти возникают горы, теперь именуемые Уральскими.

Исследователи эпоса о Самрау

Историк З. Г. Аминев считает, что под именем Самрау в башкирской мифологии древние предки башкир подразумевали само Небо.[2]

По утверждению В. С. Мавлетова, Солнечная страна Самрау — это тот идеал справедливого общественного устройства, к которой стремится каждый народ[3].

По мнению этнографа У. Ш. Атангулова, башкиры видели в «царстве Самрау», где всеобщий мир, достаток и согласие, некий политический идеал[4]:

В стране Самрау все равноправны, никто никого не угнетает, не посягает на честь и достоинство другого, все трудятся на общее благо, никто не стремится разбогатеть, живут по законам братства. Если кто покушается на установившиеся обычаи и порядки, «люди, сговорившись между собой», прогоняют его из страны. Самрау так управляет своим царством, что будто и нет никакого руководства.

Высшей мерой наказания преступника в мифическом царстве Самрау было изгнание из страны или отлучение от родины. Так, несмотря на все преступления против страны и её жителей, Шульген был наказан лишь изгнанием из неё.

У. Ш. Атангулов объясняет влияние эпоса на башкирский народ[4]:

Многие историки спорят о том, была ли у башкир государственность. У народа, носившего в душе эпос «Урал-батыр», не могло быть государственности. Башкиры, видимо, превыше всего ценили личную свободу, и за неё стояли насмерть. Они были вооружены, организованны, в случае внешней опасности могли быстро объединиться и представляли грозную силу. Может быть, держали в страхе своих соседей, и о них шла недобрая слава.

Самрау и современность

Образ и имя божества Самрау популярны в современном Башкортостане. Именем Самрау названы компании, учреждения культуры, футбольная команда, творческое объединение художников[5].

Примечания

  1. Самрау в Краткой энциклопедии Башкортостана (недоступная ссылка)
  2. Отражение космогонических воззрений башкир в эпосе «Урал-батыр» (недоступная ссылка)
  3. Мавлетов В. С. Духовная история башкирского народа. Мифологическое мировоззрение. – Уфа: Вагант, 2011. – 148с. С.16-17
  4. Эпос «Урал-батыр» (литературный разбор)
  5. «Самрау» в Уфе (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 октября 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.