Самарский архиерейский дом

Самарский архиерейский дом — официальная резиденция главы Самарской и Ставропольской епархии, представляла собой мужской монастырь Русской православной церкви, располагавшийся в городе Самара.

Монастырь
Самарский архиерейский дом

Фотография 1915 года
53°11′52″ с. ш. 50°06′18″ в. д.
Страна  Россия
Город Самара
Епархия Самарская и Сызранская
Тип мужской
Дата основания 1851 год
Дата упразднения 1930 год
Статус не действует

Был создан сразу после образования Самарской и Ставропольской епархии в 1851 году для управления имуществом и денежными средствами архиерея. Долгое время не имел собственного здания. Владел загородным скитом с летним домом епископа и часовней. При советской власти был закрыт в 1930 году, однако главное здание сохранилось и до настоящего времени используется в качестве учебного корпуса Самарского государственного технического университета.

История

Постоянная резиденция, ныне корпус СамГТУ

Архиерейский дом был основан 1 апреля 1851 года, на следующий день после торжественного открытия Самарского епархиального управления. Целью архиерейского дома было заведывание имуществом и финансами, принадлежащими архиерейской кафедре[1].

В первом его штате, утверждённом Святейшим Синодом, было десять человек: эконом, два иеромонаха, духовник, казначей (он же ризничий), иеродиакон, монах и три послушника[1].

Будучи штатным монастырём, архиерейский дом получал содержание из казны[2]:

  • архиерею на жалование, пропитание и экипаж — 743 рубля 40 копеек в год;
  • на монашествующих — 87 рублей 51 копейку;
  • на 44 служителя с их семействами — 275 рублей.

Для содержания архиерейского дома помимо денежных выплат из государственного имущества были переданы:

  • в 1854 году водяная мельница на реке Боровке в Бузулукском уезде[3], приносившая годовой доход в 400 рублей[4];
  • сенокосные луга в 8 верстах от Самары общей площадью в 480 десятин, приносившие до 600 рублей дохода[4];
  • в 1858 году рыбные ловли на реке Самаре, приносившие до 500 рублей дохода[4].

Купец Щетвин пожертвовал монастырю лесной участок в 150 десятин рядом с селом Ширяев Бурак, приносивший до 100 рублей дохода, а протоиерей Кротков пожертвовал участок луга за рекой Самарой площадью в 10,5 десятин и приносивший от 10 до 30 рублей в год[4].

Первое здание

Фасад здания

Первоначально архиерейский дом не имел собственного здания. Епископ вместе с братией сначала размещались в арендованной усадьбе помещика Д. А. Путилова, находившейся на углу улиц Дворянской и Алексеевской (теперь улицы Куйбышева и Красноармейская)[1]. Это была одна из самых больших и живописных усадеб Самары, так, по улице Дворянской она протянулась на 50 сажень, а по Алексеевской на 75 сажень. Она располагалась на холме, спускающемся от Дворянской улицы к Волге. Верх холма занимали постройки, а на склоне был разбит сад[5].

Барский дом, в котором собственно и размещался архиерейский дом, был деревянный, обложенный снаружи кирпичом, с четырьмя мезонинами и широкой террасой. Внутри насчитывалось 15 комнат. В 1851 году к нему был сделан каменный пристрой размерами 19 на 14 саженей для размещения Крестовой церкви, которую епископ Евсевий освятил во имя Сергия Радонежского[5]. 7 января 1852 года на квартире епископа случился пожар, при тушении которого пострадал иконостас, размещавшейся в помещении Крестовой церкви. Однако вскоре иконостас, сооружённый на средства благотворителей, был восстановлен, и церковь действовала далее на том же месте[6]. Кроме жилого дома, в усадьбе имелись деревянный флигель, изба, два амбара, каретник и конюшня[5].

В 1854 году Д. А. Путилов продал усадьбу дворянину Н. Н. Кроткову, который продолжал сдавать её архиерейскому дому за 1500 рублей серебром в год[5]. И хотя эти затраты в той или иной степени компенсировались: для оплаты аренды из государственной казны ежегодно архиерейскому дому выделялось 4000 рублей ассигнациями[4], но высокая арендная плата вынуждала экономить и просить у Святейшего Синода средства на строительство собственного здания. Позднее, когда архиерейский дом был перенесён, а усадьба была снесена, на аллее Струковского сада продолжал лежать камень, служивший основанием престола домовой церкви, в память о первой епископской резиденции в Самаре[5].

Второе здание

Фрагмент фасада флигеля со стороны улицы Галактионовской

При епископе Феофиле (Надеждине) архиерейский дом сменил место пребывания.

В 1857 году состоялись торги, в которых от духовной консистории участвовал эконом кафедрального собора священник Алексей Никитич Кротков. На его имя была приобретена усадьба титулярного советника Смирнитского, занимавшая одну треть 116 квартала Самары, в районе Хлебного переулка (ныне Студенческий переулок)[5]. Усадьба была отведена для размещения духовного училища[1] с правом епископу проживать в ней до появления собственного дома.

В 1861 года архиерейский дом перебрался в новое здание[1]. Казённые средства на аренду перестали выделяться. По указу Синода 44 человека служителей были заменены на ежегодную компенсацию в 1760 рублей на наём работников[4]. Крестовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского разместилась в перестроенной холодной деревянной хозяйственной постройке во дворе[6].

В 1862 году архиерейский дом получал ежегодный доход всего в 5259 рублей, чего было недостаточно для поддержания необходимого представительства епископа. Ситуация несколько улучшилась в 1867 году, когда по новому штату монастырю стало полагаться 1500 рублей на жалование архиерею, 3100 рублей на певчих, служителей и братию, а также 100 рублей на ремонт дома. Ещё до 1500 рублей приносила торговля свечами и богослужебными книгами в построенной благотворителями и переданной архиерейскому дому часовне[7].

Постоянная резиденция

Почти четверть века самарский архиерей размещался во временных помещениях, что было весьма неудобно и владыке, и его окружению. Однако вопрос с обзаведением собственного здания под архиерейский дом решался медленно.

Ещё в 1853 году городским обществом Самары было выделено место для будущего архиерейского дома вблизи будущего кафедрального собора в одном квартале с духовной семинарией. Несколько лет ушло на освобождение территории от существовавших на ней обывательских построек. В 1855 году губернский архитектор А. И. Мейснер составил проект каменного двухэтажного дома с церковью, флигелем для певчих и различными служебными постройками. Однако в Санкт-Петербурге был разработан новый проект, который был высочайше утверждён 17 октября 1857 года[8]. Смета составила 74 450 рублей. Однако Святейший Синод ещё почти двадцать лет не выделял средств, а собственных финансов епархии не хватало на подобное строительство[8].

Средства поступили только в 1875 году. За стройку взялся купец М. И. Назаров, обещавший окончить строительство за три года[8]. Так и вышло. Осенью 1875 года здание было вчерне готово и покрыто[9]. На отделку и украшение ушло ещё два года. Окончательно строительство было завершено в 1878 году и обошлось в 77,5 тысяч рублей. Усадьба архиерейского дома располагался на углу улиц Соборной и Александровской (ныне Молодогвардейская и Вилоновская)[1].

Архиерейский дом, ныне находящийся по адресу: улица Молодогвардейская 129а, располагался в глубине усадьбы, в окружении сада. На первом этаже разместились кельи, канцелярия, швейцарская и гардероб. На втором этаже находились комнаты епископа, его приёмная и домовая церковь во имя Архангела Михаила[8], обустроенная на личные средства епископа Герасима (Добросердова)[10]. Архиерейский дом с трёх сторон был обнесён каменной стеной, а с четвёртой стороной к нему примыкала стена Самарской духовной семинарии[3].

В 1881 году штат Самарского архиерейского дома был увеличен до 14 человек: 7 монашествующих и 7 послушников[1].

Епархиальное управление, ранее здание Самарской Духовной консистории (ул. Вилоновская 22)

В 1899 году у здания архиерейского дома появился каменный двухэтажный пристрой, в котором расположился певческий корпус, а домовая церковь расширилась за счёт молельни архиерея[1]. В 1900 году храм был дополнительно расширен за счёт приёмной, переехавшей на первый этаж, и части вестибюля[8]. Продолжилась и застройка архиерейского подворья. Появились здание правления епархии (ныне ул. Галактионовская 102) и здание духовной консистории (ныне Вилоновская 22).

Проект здания для консистории был разработан самарским архитектором А. А. Щербачёвым в 1895 году, однако он был отклонён в Санкт-Петербурге, так как был выполнен в стиле ренессанса, а не положенного Строительным уставом русского стиля. Проект был переделан, и здание построено и освящено в 1905 году[8].

В 1901 году в Самарской епархии появилось викариатство, и в архиерейском доме было обустроено помещение для размещения викария во время его приездов в Самару[1].

В 1916 году в штате монастыря состояли духовник, эконом, два иеромонаха, два иеродиакона, один монах и семь послушников[5].

Загородный скит

Загородный скит для монастыря планировалось построить ещё в 1854 году на земле, пожертвованной самарским мещанином Леонтьевым. Участок находился за губернской земской больницей (ныне больница имени Пирогова). Однако перевод епископа Евсевия в Иркутск и смерть Леонтьева помешали осуществлению планов[3].

В 1866 году для размещения скита на торгах было приобретено 18,5 десятин земли в восьми верстах от Самары, за Постниковым оврагом[3]. К этому участку городское общество выделило ещё 10 десятин выгонной земли в вечное владение архиерейскому дому. Спустя год сооружение скита было завершено, строительство велось в основном на пожертвования и обошлось в 10 тысяч рублей[11].

Загородный архиерейский скит — киновия — был официально открыт 17 октября 1867 года. В нём были построены деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи[10], летний архиерейский дом, кельи с тёплыми и холодными службами. Были разведены сад и огород[11]. В скиту постоянно проживали два иеромонаха и десять послушников[3], содержавшиеся на подаяния доброхотов и доходы от ежедневной службы в храме[11].

При Советской власти

После установления Советской власти и выхода в свет в 1918 году декрета СНК «Об отделении церкви от государства» архиерейский дом перешёл в подчинение Самарского губернского комиссариата по вероисповедальным делам. 1 сентября 1922 года был закрыт загородный скит, на его территории разместилась трудовая колония детей-инвалидов. В 1928 году постановлением Самарского губисполкома была закрыта домовая церковь архиерейского дома. Наконец, в июле 1930 года был закрыт и сам архиерейский дом[3].

Здание вместе с домовой церковью было передано открывавшемуся механическому институту[3].

Современное состояние

Современный храм в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Здание архиерейского дома сохранилось до настоящего времени и принадлежит Самарскому техническому университету[12]. Внешне здание не претерпело особых изменений, а внутри, даже несмотря на перепланировку под учебное заведение, по-прежнему угадываются алтарный объём, центральный и боковые нефы. На сводах сохранилась первоначальная декоративная отделка. Существовавшее над храмом навершие в виде главки с крестом утрачено, но вторая главка, располагавшаяся над архиерейской молельной, сохранилась[13].

Большинство построек загородного скита было разрушено, но каменное здание трапезной уцелело. С 1992 года в этом сохранившемся корпусе скита по адресу улица Ново-Вокзальная, 178 устроен Иоанно-Предтеченский храм, названный так же, как и существовавший в скиту ранее[10]. На базе Иоанно-Предтеченского храма планировалось возведение храмового комплекса, проект которого разработан архитектором А. В. Шошиным. По проекту комплекс должен включать в себя собор, крестильный храм, дом причта и административно-хозяйские постройки. Действующий храм предполагалось использовать как крестильную церковь. Планировалось также создание небольшого озера, на берегу которого будет установлена часовня[14]. Однако, по состоянию на 2011 год, строительство комплекса так и не начиналось[15][16].

В 2000 году на места бывшего скитского кладбища был установлен мраморный памятный крест авторства архитектора А. В. Урюпина[14].

Монастырские храмы

Храм во имя архистратига Божия Михаила (Крестовая церковь)

Улица Панская (ныне Ленинградская). Слева вдали видна Крестовоздвиженская храм-часовня

Место для строительства храма было освящено епископом Герасимом 27 мая 1875 года. Храм разместился в северо-восточной части второго этажа архиерейского дома. По воспоминаниям современников[8]:

храм был не обширен, но красив, иконостас в нём вызолоченный, а иконы искусной работы.

15 октября 1878 года преосвященный Серафим освятил храм во имя Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных сил. В дальнейшем, при епископе Гурии, храм дважды увеличивался за счёт прочих помещений второго этажа. 30 июля 1900 года после второй реконструкции было совершено малое освящение храма, а на следующий день состоялись освящение антиминса и божественная литургия. Автор проекта реконструкции точно не известен, но предполагается, что это был известный самарский архитектор А. А. Щербачёв[8].

Церковь во имя святого Пророка и Предтечи Крестителя Иоанна

Деревянная церковь во имя святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна была освящена 17 октября 1867 года[13].

Несмотря на отдалённое от города местонахождение, храм был весьма любим горожанами. Его посещали и дачники, и многочисленные паломники, останавливавшиеся в скиту. Оживлённо отмечался престольный праздник — Рождество Иоанна Предтечи, о котором оставил свои воспоминания самарский краевед Константин Головкин[13]:

Ещё накануне, к вечеру из города тянулись, кто пешком, кто на телегах или дрожках в скит «богомольцы» с самоварами, узлами и корзинами. Среди «богомольцев» можно было видеть торговцев и разносчиков с разного рода снедью и питьём, мороженщиков и прочих. Прибыв на место, горожане располагались по всей площади скитских владений, кто в лесу, кто на опушке, или на полянках. Всюду зажигались костры, кипят самовары, кругом шум и говор. Монахи под специальным навесом греют для желающих в больших котлах воду для чая. Наступает «ночь под Ивана Купала». Многие не спят всю ночь, гуляют и спускаются на берег Волги… Рано утром всё оживает и пополняется новыми и новыми приезжими и приходящими из города… Церковь убрана зеленью, цветами и пол её устлан благоухающей свежей травой. Слышится веселый и радостный звон колоколов. Площадь скита окончательно оживает, дымят костры и самовары, слышится смех, говор, … звуки гармоники.

Схема фасада часовни

После закрытия скита в 1922 году его постройки стали разрушаться. Церковь была снесена, озеро засыпано, кладбище уничтожено. Только в 1980-х годах по благословению епископа Евсевия был воссоздан Иоанно-Предтеченский приход, настоятелем которого стал протоиерей Олег Булыгин[13].

В 1991 году сохранившееся здание бывшей трапезной было обустроено под православный храм. Автором проекта реконструкции стал архитектор М. Б. Егоров. С 15 февраля 1992 года в храме начались регулярные богослужения, хотя работы по оформлению храма длились ещё несколько лет[14].

Член Союза художников России С. Л. Щеглов в 1998 году оформил иконостасный ряд, а в 1999 году написал иконы для алтаря. Также он реставрировал несколько икон в средней части храма, в том числе икону Божией Матери «Иверская», написанную монахинями Иерусалимского Горненского монастыря в 1911 году. Им же храм снаружи украшен иконами, написанными на керамической плитке: над входом в церковь и на алтарной апсиде[14].

Церковь-часовня во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Троицкая площадь. Слева видна Крестовоздвиженская часовня

Самарские купцы, известные благотворители И. М. Плешанов, П. М. Журавлёв и А. Н. Шихобалов внесли 3 тысячи рублей на строительство часовни для архиерейского дома[17].

Каменная часовня была построена в 1866 году и освящена 14 сентября 1866 года во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Она располагалась на Троицкой площади Самары по адресу ул. Панская, 63 и была самой большой из самарских часовен: 5 на 5 саженей. В архитектурном плане часовня являла собой каменный шатёр, увенчанный луковичной главкой[17].

В часовне велась торговля восковыми свечками и религиозной литературой[3][4]. Епископ Герасим каждую пятницу совершал в часовне богослужения, привлекавшие большое число верующих. Он планировал превратить часовню в церковь, для чего была сделана полукруглая алтарная апсида, однако обращение часовни в храм было произведено уже после его перевода в Астраханскую епархию[17].

Храм-часовня был закрыт в 1920-х годах. В нём разместился склад дезинфицирующих отравляющих веществ. В 1950-х годах при строительстве дома 65 по улице Ленинградской часовню снесли[17].

Примечания

  1. Монастыри Самарского края, 2002, с. 17.
  2. Алабин, 1877, с. 79.
  3. Монастыри Самарского края, 2002, с. 18.
  4. Алабин, 1877, с. 80.
  5. Православные святыни Самарского края, 2001, с. 35.
  6. Алабин, 1877, с. 110.
  7. Алабин, 1877, с. 81.
  8. Православные святыни Самарского края, 2001, с. 38.
  9. Алабин, 1877, с. 110—112.
  10. Протоиерей Евгений Зеленцов. Из истории Самарской епархии (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 февраля 2015. Архивировано 17 февраля 2015 года.
  11. Алабин, 1877, с. 113.
  12. Монастыри Самарского края, 2002, с. 19.
  13. Православные святыни Самарского края, 2001, с. 39.
  14. Православные святыни Самарского края, 2001, с. 40.
  15. Иоанно-Предтеченская церковь в Самаре (недоступная ссылка) (23 июня 2011). Дата обращения: 12 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  16. Храм В честь Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (недоступная ссылка). Самарская и Сызранская епархия. Дата обращения: 12 марта 2015. Архивировано 20 июля 2015 года.
  17. Православные святыни Самарского края, 2001, с. 42.

Литература

  • Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.): Справочник / Сост. B. C. Блок, К. А. Катренко. Самара: Самарский. Дом печати, 2002. — С. 17—19. — 216 с. 1000 экз. — ISBN 5-7350-0350-X.
  • Зубова О. В., Мельникова Н. В., Радченко О. И., Бочков В. А., Подмарицын А. Г. Православные святыни Самарского края. — Самара, 2001. — 270 с. 5000 экз. — ISBN 5-85234-166-5.
  • Алабин П. В. Двадцатипятилетие Самары, как губернского города. (Историко-статистический очерк). — Самара: Издание Самарского статистического комитета, 1877. — 744 с.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.