Русанов, Николай Иванович
Николай Иванович Руса́нов (4 (16) декабря 1820, деревня Матвеевская, Онежский уезд, Архангельская губерния — 14 (26) апреля 1882, Киев[1]) — санкт-петербургский купец первой гильдии, коммерции советник[2], потомственный почётный гражданин. Основатель дворянского рода Русановых, крупнейших лесопромышленников Санкт-Петербурга[3].
Николай Иванович Русанов | |
---|---|
Дата рождения | 4 (16) декабря 1820 |
Место рождения |
|
Дата смерти | 14 (26) апреля 1882 (61 год) |
Место смерти | |
Род деятельности | торговец |
Награды и премии |
Биография
Родился в деревне Матвеевская Пабережском приходе Онежского уезда Архангельской губернии в семье бывших государственных крестьян[4]. У его отца, Ивана Васильевича Русанова (1782 — 1858), и матери, Марии Яковлевны (1797 — ок. 1850), было пятеро детей: два сына, Александр и Николай, и три дочери: Екатерина, Таисья и Анна[1]. Не получил практически никакого образования, кроме базовой грамотности: станционный писарь Денисовской почтовой конторы научил его читать по Часослову, а местный священник — писать и дал некоторое понятие о четырёх правилах арифметики. В 1831 году был отвезён отцом в Санкт-Петербург для дальнейшего образования: в течение нескольких месяцев Русанов посещал дьячка на Малой Охте (по другим данным — учился в Малоохтинкой церковно-приходской школе[1])[4].
После этого отец вернул сына домой и взял с собой на сплав лесных материалов купца Скрябина из Олонецкой губернии к петербургском порту[4]. После работал на железной дороге и солеваренном заводе[5]. К концу 1830-х годов он уже в качестве десятника, сплавлял корабельный лес для верфей Санкт-Петербурга. Недовольный медлительным и дорого стоившим сплавом бревен в малых плотах через Ладожское и Онежское озера, Русанов построил из брёвен плоты длиной 150 саженей (то есть более 300 м) с мачтами и парусами. Этот рискованный эксперимент окончился удачей, и Русанов получил вознаграждение от хозяев. Благодаря полученным деньгам он в 1852 году, с капиталом в 900 рублей, смог приступить к ведению лесной торговли за собственный счет[4].
В 1855 году малограмотный лесопромышленник Русанов представил Министру государственных имуществ графу П. Д. Киселёву проект замены казенного способа доставки лесов для кораблестроения на подрядный с привлечением частных поставщиков. Проект был принят, и Русанов стал одним из крупных контрагентов по снабжению флота лесными материалами. В 1858 году объявил капитал купца первой гильдии в Царском Селе[5], затем в 1860 году перешёл в купечество Санкт-Петербурга[6]. В 1861 году построил первый в России паровой лесопильный завод, расположив его поблизости от Санкт-Петербурга, в устье реки Утки[4].
За свои заслуги перед Отечеством 4 ноября 1864г, Н.И. Русанов возведен, с семейством, в потомственное почетное гражданство.
В 1869 году Русанов заложил лесопильный завод в Олонецкой губернии, в Пудожском уезде, Шальский паровой лесопильный завод, заработавший в 1870 году и давший начало местной лесопильной промышленности. Для его обустройства были использованы пришедшие в негодность и купленные за бесценок машины. Их восстановил работник Русанова, механик-самоучка Куликов, дополнительно усовершенствовавший механизмы с целью снижения вибрации и шума. А модели завода и полулодок, использовавшихся для транспортировки продукции по Онежскому озеру, в 1872 году были представлены на московской политехнической выставке. Доски с Шальского завода экспортировались в Великобританию[5].
Но наиболее значительным предприятием Русанова стала Мезенская лесная операция. В 1870 году на объявленные Лесным управлением торги на производство Мезенской лесной операции явился один только Русанов. Всех конкурентов отпугнуло то обстоятельство, что дело предстояло организовать в малонаселенной местности, неизведанной ни в лесоводческом отношении, ни в отношении транспортных путей. Получив подряд, Русанов построил в устье Мезени, недалеко от деревни Каменки, порт и четырёхрамный паровой лесопильный завод, приспособил суда для сплава леса. Все работы были выполнены по собственным чертежам и проектам лесопромышленника[1][4].
На собственном примере понимая необходимость образования, Русанов тратил немалые суммы на устройство школ для детей своих рабочих и местного населения, обставлял удобствами помещения учителей и содержал их на свой счет. Много внимания уделял он и религиозной стороне: строил церкви при своих заводах и в других местах, обеспечивал существование причтов[4]. В родном приходе им построена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи в Матвеевской, из деревянного в пятиглавую каменную перестроена Никольская церковь[1].
Своё карельское предприятие, Шальский завод, Русанов обеспечил спасательной станцией с маяком. На ней постоянно дежурили люди, готовые прийти на помощь утопающим. Для повышения безопасности сплавщиков промышленник закупил пробковые пояса, благодаря которым несчастные случаи на воде прекратились[5].
В 1876 году успехи лесопромышленника были признаны особым образом: ему и его потомкам император пожаловал дворянство, с девизом «Трудом и усердием» на утверждённом в 1879 году гербе[6][7][3].
Кроме лесного дела, Русанов занимался развитием солеварения и железорудного дела на Русском Севере[4], производил кирпич[6]. За свою деятельность был неоднократно награждён медалями и орденами, высшей наградой стал орден святой Анны II степени[4].
Скончался в Киеве[1] 14 апреля 1882 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Никольской церкви[4], построенной Русановым в качестве фамильной усыпальницы[5].
Наследие
Среди предприятий, которыми владел Николай Иванович Русанов, — лесопильные заводы в Ковде, Архангельске, бывший лесозавод братьев Окуловых, лесозавод на реке Шалице (Шальский), два лесозавода в Санкт-Петербурге, лесозавод на Мезени, лесопильный завод деревне Антоновской (Усолье), Владыченский солеваренный завод, кирпичный завод, оптовые склады[1][3][6].
Многомиллионное состояние[4] Русанова и обширное дело перешло сыну, Андрею Николаевичу, а затем внукам, Николаю и Владимиру[6].
После революции предприятия Русановых были национализированы. В частности, лесопильный завод в Архангельске стал Лесозаводом № 21, бывший лесозавод братьев Окуловых превратился в Лесозавод № 47, по-прежнему действует Шальский лесозавод[1].
Примечания
- Шумилов Н. А. Архангельский родословец: генеалогия наиболее известных дворянских, купеческих, мещанских и крестьянских родов Архангельской земли : генеалогический справочник. — Правда Севера, 2009. — С. 256. — 1096 с. — ISBN 9785858795575.
- Олонецкие губернские ведомости, № 13, 1881
- Барышников М. Н. Деловой мир России: историко-биографический справочник. — Искусство-СПБ, 1998. — С. 316. — 456 с. — ISBN 9785210015037.
- Русанов, Николай Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Купец, промышленник, благотворитель . Лесной портал Карелии. www.forest-karelia.ru (12.03.2012). Дата обращения: 18 июля 2018.
- Тамара Крашенинникова, Аркадий Векслер. Суворовский проспект. Таврическая и Тверская улицы. — Litres, 2017-09-05. — 1013 с. — ISBN 9785040041831.
- Сборник дипломных гербов Российского Дворянства, книга XII, с. 56.
Литература
- Цейтлин М. А. Очерки развития лесозаготовок и лесопиления в России. — М., 1968
- Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2011. — Т. 3: Р — Я. — С. 39. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8430-0127-8.