Рубинштейн, Дмитрий Леонович
Дмитрий Леонович (Львович) Рубинштейн (1876 — 1937) — петербургский банкир, приближенный Распутина. Адвокат, биржевой делец, масон, основатель и распорядитель Русско-французского банка в Петербурге, член правления Санкт-Петербургского частного коммерческого банка (1907—1908)[1], директор правления общества Петро-Марьевского и Варвароплесского объединения каменноугольных копей, страхового общества «Якорь» и многих других. Владел значительной частью акций газеты «Новое время». Кредитовал правительство Николая II.
Дмитрий Леонович Рубинштейн | |
---|---|
Дата рождения | 1876 |
Дата смерти | 1937 |
Страна | |
Род деятельности | банкир, адвокат |
Один из самых известных представителей финансовых кругов, сложившихся в Петрограде в годы Первой мировой войны, в обществе был известен как «Митька» Рубинштейн. Дело банкира Рубинштейна было единственным случаем, когда попавший под следствие коррупционер был защищен из личных (по одной из версий) интересов царской семьи. Познакомился в Распутиным, по-видимому, в 1914 г., когда Распутин кутил в гостях у Рубинштейна в принадлежавшем ему доме Нирнзее. Субсидировал Распутина, пытался через него получить для себя чин действительного статского советника, чтобы обеспечить себе неприкосновенность от уголовного преследования. Однако в феврале или в марте 1916 г. Распутин запретил принимать Рубинштейна, после чего (10 июля 1916 г.) Рубинштейн был арестован по подозрению в пособничестве неприятелю и выслан в Псков.
Его деятельность стала предметом расследования специально созданной для этого комиссии генерала Н. С. Батюшина. Рубинштейну инкриминировались: продажа русских процентных ценных бумаг, находившихся в Германии, через нейтральные страны во Францию; продажа акций общества «Якорь» германским предпринимателям; взимание высоких комиссионных за сделки по русским заказам, выполнявшимся за границей, и пр. — неизвестно, что из этих обвинений было доказано следствием.
Вместе с тем, в ряде исследований указывается, что «дело Рубинштейна» было инспирировано с целью рейдерского захвата «Русско-французского банка» и явилось отражением борьбы крупнейших бизнес групп России[2].
В сентябре 1916 г. Александра Фёдоровна настаивала на ссылке Рубинштейна в Сибирь; и только позднее императрица ходатайствовала перед супругом о смягчении участи Рубинштейна ввиду его тяжёлой болезни. По настоянию Александры Федоровны он освобожден 6 декабря 1916 года. По одной из версий, её заступничество объяснялось тем, что через Рубинштейна она тайно передавала в Германию деньги своим обнищавшим немецким родственникам, которые были лишены Вильгельмом II с начала войны всех источников дохода. Версия передачи Александрой Феодоровной денег немецким родственникам осталась недоказанной ни Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства, ни впоследствии большевиками.
Согласно воспоминаниям академика Д. С. Лихачёва, в предреволюционные годы (1914—1915) Д. С. Лихачев учился в петроградской гимназии Императорского Человеколюбивого общества вместе с сыном Д. Л. Рубинштейна. Несмотря на высокое положение отца-банкира, его сын строго соблюдал все правила гимназического распорядка и этики: приезжая в гимназию на автомобиле (что было неслыханной роскошью в то время), он, тем не менее, оставлял автомобиль за два квартала до гимназии и шел дальше пешком, чтобы не показывать незаслуженного превосходства перед остальными гимназистами.
Примечания
- Петроградский частный коммерческий банк за пятидесятилетие его существования. 1864-1914. — Петроград: Якорь, 1914. — 143 с.
- интервью д.и.н. А.В. Пыжикова. Великая война: схватка «питерских» и «московских» (20 июля 2014).