Рамазанов, Николай Александрович
Николай Александрович Рамазанов (1817—1867) — скульптор, художник, литератор, историк искусства, профессор, академик Императорской Академии Художеств.
Николай Александрович Рамазанов | |
---|---|
Дата рождения | 24 января (5 февраля) 1817 |
Место рождения | Санкт-Петербург |
Дата смерти | 18 (30) ноября 1867 (50 лет) |
Место смерти | Москва |
Страна | |
Жанр | скульптор, художник, литератор |
Учёба | |
Награды | |
Звания |
академик ИАХ (1849) профессор ИАХ (1858) |
Премии | пенсия ИАХ (1843) |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Происходил из артистической семьи: отец (А. Н. Рамазанов) и мать его были актерами Императорских театров, дед и дядя по матери Гольц — балетмейстерами, тётка M. И. Вальберхова — драматической артисткой.
Рано начал учиться рисованию — у Ф. Г. Солнцева. В 1827 году был определён в своекоштные (обучающиеся за свой счёт) воспитанники Императорской Академии Художеств; в 1829 году получил награду первой степени за успехи в науках; в 1833 году переведён в казённокоштные академисты[1]. В 1836 году, «за лепление с натуры», получил малую серебряную медаль и начал заниматься в классе профессора Б. И. Орловского; в 1837 году, «за барельеф, изображающий искушение Спасителя в пустыне», награждён большой серебряной медалью; в 1838 году, за группу «Милон Кротонский, терзаемый львом» получил малую золотую медаль и, наконец, в 1839 году окончил академический курс со званием художника ХІV класса и с большой золотой медалью, присужденной ему за исполненную по программе статую «Фавн, несущий козленка», и правом поездки за границу в качестве пенсионера академии. До своего отъезда в заграничное путешествие он в мастерской Троду выполнил «готические статуи Весны и Лета» для Зимнего Дворца, а затем участвовал в работах по исполнению памятников Н. М. Карамзину (в Симбирске) и Г. Р. Державину (в Казани) — (по проектам С. И. Гальберга).
В сентябре 1843 года Н. А. Рамазанов выехал в Италию. К этому же времени относятся его работы: «Нимфа, ловящая на своем плече бабочку», бюст С. Л. Левицкого, небольшая статуя девочки и эскизы горельефов для храма Христа Спасителя в Москве[2].
В 1846 году он был отозван в Россию вследствие его столкновения с папской полицией, и в конце года получил предложение занять место преподавателя скульптуры в открывавшемся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества классе ваяния. К исполнению обязанностей преподавателя Рамазанов приступил лишь 19 октября 1847 года: сначала он исполнял работы, заказанные ему, по рекомендации графа Ф. П. Толстого, адмиралом М. П. Лазаревым, а затем его задержало исправление неожиданно обрушившейся одной из колоссальных полуфигур, выполненных им в строившуюся тогда церковь Конногвардейского полка.
Занимая это место до конца своей жизни, Рамазанов способствовал образованию многих молодых скульпторов; среди его учеников были М. А. Чижов, С. И. Иванов, В. С. Бровский и др.
В 1849 году, 27 сентября, он был признан академиком как за свои прежние работы, так и за преподавательскую деятельность, а 3 апреля 1858 года был возведён в степень профессора скульптуры.
Был вынужден 13 мая 1866 года выйти в отставку, а спустя полтора года умер, оставив после себя вдову, сына и двух дочерей. Похоронен был в московском Алексеевском монастыре.
Творчество
Участвовал в работах по исполнению памятников Н. М. Карамзину в Симбирске, и Державину в Казани.
Среди его известных монументальных работ — барельефы на пьедестал монумента императору Николаю I в Санкт-Петербурге: на постаменте конной статуи Николая I отлиты 4 барельефа, отражающие самые выдающиеся события его царствования. Заключительное среди них — сцена у Веребьинского моста (скульптор Н. А. Ромазанов). Впечатляющие завидной выправкой, какую только могла обеспечить знаменитая николаевская муштра, фигуры в эполетах и фуражках самого царя, Клейнмихеля, Мельникова, Журавского и других обрамляются народной массовкой. И над всем этим как бы парит мост с проходящим по нему поездом.
Он автор скульптурных украшений на внешних стенах московского Храма Христа Спасителя (горельефы «Владимирская Божия Матерь», «Святая царица Александра», «Мария Магдалина», «Анна Пророчица» и «Великомученица Екатерина» на восточном портале, «Святой князь Даниил Московский» и «Преподобный Савва Звенигородский» при одной из оконных арок северной стороны).
Н. А. Рамазановым также созданы: четыре барельефа, изображающие «Четыре времени года», для генерала Давыдова (1848); бюст графа Ф. П. Толстого; бюст A. C. Пушкина; статуя «Татьяны» из «Евгения Онегина»; украшения в Московском Кремлевском Дворце (1850); маска с умершего Н. В. Гоголя (1852) и его же мраморный бюст (1854); маска с умершего графа С. С. Уварова (1855); мраморное надгробие, по поручению М. А. Офросимова (1862); мраморная фигура молящегося Ангела, для П. Г. Осокина (1864—1865); мраморный бюст графини П. С. Уваровой (1864—1865); фигуры для московской Этнографической выставки (1866).
Кроме скульптурных работ, после него остался ряд рисунков, среди которых портрет М. И. Лебедева, позже гравированный Ф. И. Веревкиным.
- «Фавн, несущий козлёнка», 1839, ГРМ
- «Портрет Н. Д. Панова» (?). Начало 1850-х, ГТГ
- «Портрет Н. В. Гоголя», 1854, ГРМ
- «Портрет Н. В. Гоголя», 1854, ГТГ
- Литературные работы
Н. А. Рамазанов долгое время состоял сотрудником в «Русском Вестнике», в «Москвитянине» и, в течение пяти лет, в «Московских Ведомостях», а также в «Современной Летописи». Он размещал материалы о русских художниках, их биографии и некрологи, заметки о художественных выставках и другие подобные известия, которые задумал перепечатать в виде особого сборника, но успел выпустить в свет только первую часть этого издания. Ф. И. Буслаев писал: «Я уважал P., как даровитого и образованного литератора, который, в течение многих лет, проводил в публике здравые понятия об искусстве. Его литературные связи с такими журналистами, как Погодин и Катков, достаточно свидетельствуют о пользе, которую он, кроме скульптурного резца, приносил обществу и пером».
- Воспоминания о Карле Павловиче Брюллове. — 1852. - переиздано в 2014.
- О реставраторе картин Николае Ивановиче Подключникове. — М.: тип. В. Готье, 1854 (первоначально: журнал «Москвитянин». — 1853. — № 22). - переиздано в 2014.
- Материалы для истории художеств в России. — М.: Губ. тип., 1863. — Ч. I. (переиздано в 2014 г.)
- Рамазанов Н. А. Материалы для истории художеств в России / сост., авт. вступ. ст. и примеч. Н. С. Беляев; науч. ред. Г.В. Бахарева; БАН. — СПб.: БАН, 2014. — 784 с. (в книгу вошли «Материалы для истории художеств в России», «Русский художник за границей в сороковых годах» (Семейные письма покойного Николая Александровича Рамазанова), «Дневник и записки Н. А. Рамазанова», «Петр Андреевич Ставассер», «Василий Андреевич Тропинин» и др.)
Примечания
- К этому времени уже умерли его родители: 28 сентября 1827 года умерла мать, а 23 июня 1828 года — отец. Его младших братьев и сестру взяла на своё попечение тётка М. И. Валберхова.
- Горельефы для храма Христа Спасителя были исполнены позднее: на восточной стороне храма, в средней арке — образ Владимирской Божией Матери, а в четырех малых, боковых — образа Св. Царицы Александры, Св. Марии Магдалины, Св. Анны Пророчицы и Св. Вмч. Екатерины; на правом углу храма — Воскресение Христово, и на северной стороне, при оконных арках выступа — Св. Благоверного князя Даниила Московского и Св. Саввы Звенигородского.
Литература
- Новицкий А. Рамазанов, Николай Александрович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Сомов А. И. Рамазанов, Николай Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 269. — 454 с.