Пустовойтенко, Николай Куприянович

Николай Куприянович Пустовойтенко (1911, Гоптаровка, Кондратовский сельсовет или Севастополь, Таврическая губерния1972) — краснофлотец, старшина команды мотористов подводной лодки М-32. 23 июня 1942 практически в одиночку спас корабль от гибели, обеспечив всплытие.

Николай Куприянович Пустовойтенко
Дата рождения 1911(1911)
Место рождения с. Гоптаровка, Курская губерния
Российская империя
Дата смерти 1972(1972)
Место смерти Севастополь, СССР
Принадлежность  СССР
Род войск ВМФ
Годы службы 19331955
Звание
Часть подводная лодка «М-32»
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Биография

Николай Пустовойтенко родился в 1911 году в селе Гоптаровка Беловского района Курской губерни. В 1933 году поступил на службу в ВМФ. После окончания курса боевой подготовки Николай был направлен служить на Черноморский флот в качестве старшины команды мотористов подводной лодки М-32[1]. Во время войны Николай Пустовойтенко принял участие в восьми боевых походах и одном транспортном рейсе в осаждённый Севастополь.

21 июня 1942 года лодка М-32 вышла во второй транспортный рейс в Севастополь, в который уже не могли прорываться надводные корабли из-за действий вражеской авиации. Вечером 22 июня она прибыла в Стрелецкую бухту, стала под разгрузку. Бензин был откачан, однако пары успели распространиться по кораблю. Приняв на борт 8 человек — двух военных корреспондентов, двух офицеров гидрографического отдела флота, двух раненых офицеров и двух женщин, около 2 часов ночи 23 июня подводная лодка отошла от пирса для дифферентовки. «М-32» погрузилась на глубину 6 метров, через 15 минут после погружения в центральном посту субмарины произошел взрыв паров бензина. Переборки были задраены и горение продолжалось всего 3—5 секунд, однако на подводной лодке оказалась повреждена радиорубка и часть радиооборудования, вышел из строя компрессор. В третьем отсеке субмарины шесть человек получили ожоги первой и второй степени. Через полтора часа наступил рассвет. В светлое время суток подводная лодка в надводном положении не могла выйти из бухты — она попадала бы под огонь вражеской артиллерии. До темноты оставалось 17 часов.

«М-32» легла на грунт на 35-метровой глубине у выхода из Стрелецкой бухты. Внутри корабля воздух был насыщен парами бензина. Экипаж достаточно быстро получил отравление. Скоро в работоспособном состоянии осталось трое — командир капитан-лейтенант Н. А. Колтыпин[2], старшина группы Пустовойтенко и краснофлотец Сидоров. Пустовойтенко теряющий сознание командир приказал во что бы то ни стало продержаться до 21 часа. Старшина дождался назначенного времени, но привести в чувство командира не смог. Пустовойтенко самостоятельно продул среднюю цистерну и субмарина всплыла под рубку. Открыв люк, от потока свежего воздуха старшина стал терять сознание. Пустовойтенко успел задраить люк и упал вниз. Подводная лодка оставалась никем не управляемой ещё два часа, течением её прибило к берегу у Херсонесского маяка. Через приоткрытый кормовой люк (его отдраил, будучи в невменяемом состоянии, командир БЧ-5 Медведев) в подводную лодку поступала вода, залившая трюм IV отсека и главный электромотор. Вскоре Пустовойтенко пришел в себя и вынес наверх командира субмарины. Пока командир не очнулся, старшина пустил судовую вентиляцию, задраил кормовой люк, откачал воду из трюма, продул главный балласт и привел в чувство электрика Кижаева, которого поставил на вахту к электростанции. Подводная лодка стояла на мели носом к берегу. Очнувшийся командир скомандовал «задний ход», но ещё не совсем пришедший в себя электрик дал «вперед». Подводная лодка ещё крепче села на камни, сломав при этом вертикальный руль, после чего он мог перекладываться только влево. К членам экипажа стало постепенно возвращаться сознание. Матрос Гузий совместно с Пустовойтенко запустили дизель, дав сразу 600 оборотов. Лодка прошла по камням и вышла на чистую воду. Обогнув Херсонесский маяк, она взяла курс на Новороссийск, куда благополучно прибыла утром 25 июня. Благодаря главному старшине Пустовойтенко подводная лодка не погибла. За этот подвиг он был награждён орденом Красного Знамени[1].

После этого похода Н. Пустовойтенко продолжал службу на М-32, совершив на ней ещё четыре боевых похода, всего за службу 16 походов. Получил звание мичмана. По окончании войны после демобилизации работал в Севастополе на Большом плавучем ДОКе СПД-16. Умер в Николай Пустовойтенко в 1972 году. Похоронен на Мемориальном кладбище советских воинов в пос. Дергачи в Севастополе[1].

Награды

медали в том числе:

Память

Подвигу Н. Пустовойтенко посвящён рассказ писателя Л. С. Соболева «Держись, старшина!» из сборника 1942 года, Сталинская премия 1943 года[5]. Ему посвящен стенд в Музее Черноморского флота в Севастополе с личными вещами и наградами. Именем «Николай Пустовойтенко» был назван большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) Севастопольского производственного объединения рыбной промышленности «Атлантика» Министерства рыбного хозяйства СССР[1].

    Примечания

    1. Бойко, 2016.
    2. Колтыпин Николай Александрович. Сайт музея «35-я береговая батарея» (2020).
    3. Наградная карта Н. К. Пустовойтенко. Дата обращения: 4 февраля 2021.
    4. Соболев Л. Морская душа. Рассказы. М.: Вече, 2010. — 416 с. — ISBN 978-5-9533-4871-3.

    Литература

    • Бойко В. Н. Пустовойтенко Николай Куприянович (1911–1972) // Герои Черноморского Подплава. — Серия: Жизнь замечательных моряков. М.: Горизонт, 2016. — ISBN 978-5-906858-12-2.
    • Соболев Л. Морская душа. Рассказы. М.: Вече, 2010. — 416 с. — ISBN 978-5-9533-4871-3.

    Ссылки

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.