Провиденция
В древнеримской религии Провиденция — это божественное воплощение способности предвидеть и обеспечивать необходимым. Она была одним из воплощений добродетелей, которые были частью императорского культа древнего Рима.[1] Таким образом, Провиденция фигурирует в искусстве, культе и литературе, но мифологии как таковой практически нет.
Провиденция была важной морально-философской абстракцией в римском дискурсе. Цицерон говорит, что это один из трёх основных компонентов благоразумия: «знание того, что хорошо или плохо, или ни то, ни другое»[2], а также memoria, «память» и intellegentia — «понимание».[3] Латинское слово является источником христианской концепции божественного провидения.
Имперский культ
После смерти Октавиана Августа император Тиберий установил алтарь Провиденции Августе в знак признания «божества, проявленного в предвидении его отца для римского государства». Культовый титул Августа был приписан в имперскую эпоху также таким богиням, как Пакс, Юстиция и Конкордия. Традиционные эпитеты призывали божество в определённой функциональной сфере, заявляя об их власти. Таким образом, титул Августа закрепил силу божества за сферой императора как Августа.[4]
В 28 году нашей эры, после того как Тиберий арестовал и казнил Сеяна за сговор, культ добродетелей сыграл роль в пропаганде, которая представляла восстановление имперского порядка как возвращение к конституционному правительству. Жертвоприношения приносились Провиденции наряду с Салюс («Безопасность»), Либертас («Свобода») и Гением. Провиденция в это время также получили постоянного жреца (sacerdos), посвящённого ей.[5] После заговора Пизона против Нерона религиозные обряды в 59 году нашей эры, направленные на восстановление государства, включали в себя жертвоприношения Арвальских братьев различным божествам, в том числе Провиденции.[6]
Провиденция появилась на римских монетах, выпущенных Веспасианом, Траяном, Адрианом, Антонином Пием, Септимием Севером, Коммодом и Диоклетианом.[7] На монете, выпущенной Титом, изображён его обожествлённый отец Веспасиан, вручающий сыну как своему преемнику шар с надписью Providentia Augusta. Монеты, выпущенные Нервой, изображали Гения Сената, вручающего шар новому императору, с легендой Провиденция Сената, «Провидение Сената».[8]
Провиденция в нумизматике
Провиденция была основным мотивом для многих коллекционных монет и медалей, самая последняя из которых — знаменитая золотая скульптурная монета номиналом 100 евро, выпущенная 13 ноября 2002 года. На реверсе изображён фонтан Провиденция («Provendentia Brunnen») в центральной части Вены, работа одного из величайших скульпторов в стиле барокко Георга Рафаэля Доннера. В центре монеты изображена аллегорическая фигура Провиденции с медальоном римского бога Януса, у которого было два лица. Вокруг фонтана есть другие символические фигуры, представляющие реки — притоки Дуная. Провиденция возведена на трон высоко над фигурой старика, представляющего реку Энс.
Примечания
- J. Rufus Fears, "The Cult of Virtues and Roman Imperial Ideology," Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II.17.2 (1981), p. 886.
- Prudentia est rerum bonarum et malarum neutrarumque scientia.
- Cicero, De Inventione 2.160; Elizabeth Henry, The Vigour of Prophecy: A Study of Vergil's Aeneid (Southern Illinois University Press, 1989), p. 68.
- Fears, "The Cult of Virtues," pp. 886–887, 891.
- Fears, "The Cult of Virtues," p. 892.
- Fears, "The Cult of Virtues," pp. 895, 897.
- Fears, "The Theology of Victory at Rome: Approaches and Problem," ANRW II.17.2 (1981), p. 813, "The Cult of Virtues," pp. 900, 903, 904, 905, 907.
- Fears, "The Cult of Virtues," p. 902.