Полещуки

Полещуки́ (укр. поліщуки; белор. палешукі; польск. poleszucy) — этническая группа, коренное население Полесья. Термин «полещук» является экзоэтнонимом и как самоназвание жителями Полесья употребляется редко. Жители Полесья сохранили многие архаичные черты в материальной и духовной культуре, языке и самосознании[1].

Полещуки
Расселение  Украина
 Белоруссия
 Польша
 Россия
Язык Полесский диалект
Религия в основном православие
Входит в восточные славяне
Родственные народы украинцы, белорусы, русские, поляки
Этнические группы пинчуки
Происхождение древнерусская народность
 Медиафайлы на Викискладе
Этнографическая карта Е. Ф. Карского, 1903. К белорусскому племени отнесена только часть Восточного Полесья

Исследование

В этническом плане наибольший интерес представляют западные полещуки — восточнославянская этническая общность, обладающая некоторыми признаками самобытного, но несформировавшегося этноса[2]. По условиям хозяйствования среди западных полещуков выделяются три группы населения[1]:

  • Лесовы́е люди — жители деревень, примыкающих к лесу;
  • Полевики́, полюхи́ или пульвина́ — жители поселений, около которых не было леса или болот;
  • Болотюки́, багнюки́ или боло́тенные люди — жители деревень, примыкающих к болотам, иногда жили на возвышениях среди болот; наименее значимая группа.

Ещё в XIX веке ряд исследователей (М. Ф. Довнар-Запольский[3], Шендрик и др.) фиксировал наличие у западных полещуков заметных особенностей в физическом облике. Ю. Талько-Гринцевич на основе антропологических черт выделял полещуков в самостоятельную группу, хотя и отмечал их близость к белорусам[4]. П. М. Шпилевский отличал полесский язык от белорусского и украинского и очертил границы его распространения[5]. Ю. Обрембский считал возможным выделить население Полесья в отдельную этнографическую группу[6]. П. О. Бобровский пришел к выводу, что полещуки — народность, отличная и от белорусов, и от украинцев, хотя и имеющая с ними множество сходств[7]. Схожие взгляды были и у И. Зеленского[8]. Этнографические особенности населения Полесья отмечал А. Г. Киркор[9].

Между тем, большинство исследователей середины XIX — начала XX века относили жителей Полесья к украинцам, а их язык — к диалекту украинского языка. В атласах Р. Ф. Эркерта[10] и А. Ф. Риттиха[11], работах историков М. О. Кояловича[12], Л. Василевского[13], этнографов Е. Ф. Карского[14] и Е. Р. Романова[15]. Так, по данным Гродненского губернского статистического комитета за 1869 год, в Брестском уезде украинцы составляли 51,35 % населения, в Кобринском — 69,59 %[16].

Часть исследователей считала, что население Западного Полесья всё же ближе к белорусам, чем к украинцам. Таких взглядов придерживались М. В. Довнар-Запольский[3], И. Эремич[17] и Е. Бялыницкий-Бируля[16].

В 1930 году А. К. Сержпутовский издал книгу под названием «Прымхі і забабоны беларусаў-паляшукоў» (БАН. Менск. 1930), что в переводе означает «Суеверия и предрассудки белорусов-полешуков». В разгар борьбы с белорусскими национал-демократами книга была признана «нацдемовской» и изъята из публичного доступа[18].

В 1934 году была создана Комиссия научных исследований Восточных земель, которая в сотрудничестве с Институтом исследований национальных проблем (Польша) отправила экспедицию в Западное Полесье во главе с Юзефом Обрембским[19].

Язык

Язык жителей Западного Полесья (полещуков) трактуется и как западнополесская группа говоров белорусского языка, и как самостоятельный восточнославянский западнополесский микроязык, и как западнополесский говор северного наречия украинского языка.

Тутэйшие

После включения Западного Полесья в состав Полесского воеводства межвоенной Польской Республики польские власти проводили политику «отрыва» местного населения от украинского и белорусского влияния. В результате во время переписи населения 1931 года в Полесском воеводстве 707 тысяч человек (64 % населения воеводства) назвали свой язык «местным» (польск. tutejszy). В принципе, термин «тутэйшие» соответствует термину «полещуки» — за исключением того, что, в отличие от экзоэтнонима «полещуки», «тутэйшие» является самоназванием, не являющимся, однако, этнонимом[20].

Этногеномика

Генетические исследования, произведённые по генофонду Y-хромосомы, показали, что максимальное родство популяции белорусского Полесья (на пространстве Мозырь-Пинск-Брест) имеют с украинцами; степень родства с другими белорусскими популяциями несколько меньше, что свидетельствует о том, что генофонд белорусского Полесья сохраняет историческое сходство с популяциями Украины. Исследование по митохондриальной ДНК популяций Полесья, напротив, обнаруживает примерно тот же уровень отличий от украинского генофонда, что и в популяции белорусов[21].

См. также

Примечания

  1. Клімчук Ф. Д. Феномен Палесся // Загароддзе-1. Матэрыялы Міждысцыплінарнага навуковага семінара па пытанях даследавання Палесся (Мінск, 19 верасня 1997 г.) : сборник / Пад агул. рэд. Ф. Д. Клімчука. — Мінск: БелІПК, 1999. С. 5—9. ISBN 985-6138-26-4.
  2. Антонюк Г. Западные полешуки // Збудінне. Мн., 1993. № 6. Архивировано 13 января 2013 года.
  3. Довнар-Запольский М. В. Песни пинчуков. К., 1895.
  4. Талько-Гринцевич Ю. К антропологии народностей Литвы и Белоруссии // Тр. антропологического общества при Военно-медицинской академии. М., 1867. Т. 1, вып. 1.
  5. Шпилевский П. М. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю. — Санкт-Петербург, 1858. — С. 11, 29, 36.
  6. Obrębski J. Dzisiejsi ludzie Polesia. Warsz., 1936. — P. 5.
  7. Бобровский П. О. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Гродненская губерния. — Санкт-Петербург, 1863. — Т. 1. — С. 621—623.
  8. Зеленский И. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Минская губерния. СПб., 1864. — Т. 1. — С. 36, 409, 411.
  9. Ч. I. Литовское Полесье, Ч. II. Белорусское Полесье // Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном экономическом и бытовом значении / Под редакцией П. П. Семёнова. СПб.-М.: Типография М. О. Вольфа, 1882. — Т. 3. — С. 345.
  10. Эркерт Р. Ф. Этнографический атлас западно-русских губерний и соседних областей. B., 1863.
  11. Риттих А. Ф. Этнографическая карта Европейской России. СПб., 1875.
  12. Коялович М. О. О расселение племён западного края России. СПб., 1863.
  13. Wasilewski L. Litwa i Biaiorus. Przeszlosc, terazniejszosc, tendencje rozwojowe. — Krakow, 1912.
  14. Карский Е. Ф. Этнографическая карта белорусского племени. — Петроград, 1917.
  15. Романов Е. Р. Материалы по этнографии Гродненской губернии. — Вильно, 1911.
  16. Терешкович П. В. Этническая история Беларуси XIX - начала XX в.: В контексте Центрально-Восточной Европы. — Минск: БГУ, 2004. — С. 86. — 223 с. — ISBN 985-485-004-8.
  17. Эремич И. Очерки белорусского Полесья // Вестник Западной России. — Вильно, 1867. № 8.
  18. Национальный архив Республики Беларусь. — Ф. 4п, оп. 1, д. 13584, л. 179.
  19. Чарнякевіч І.С. Юзаф Абрэмбскі і яго даследаванні Заходняга Палесся// Заходні рэгіён Беларусі вачыма гісторыкаў і краязнаўцаў: зборнік навуковых артыкулаў. — Гродна: ГрДУ. =- С. 340—344.
  20. Majecki H. Problem samookreślenia narodowego Poleszuków w Polsce okresu międzywojennego.
  21. Балановский О. П. Генофонд Европы. Товарищество научных изданий КМК. — М., 2015. ISBN 978-5-9907157-0-7

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.